Прикосновение к чуду
«У моего мужа вся семья такая верующая, – любит часто повторять моя соседка, – никогда мусор на ночь не выносят, через порог ничего не передают, крошки со стола сухой салфеткой не сметают и меня приучили». А еще, по мнению Светы, настоящие верующие в новолуние показывают всю имеющуюся в доме наличность месяцу, чтобы денег в семейном бюджете стало в два раза больше, не кладут на стол ключи, дабы не обворовали, «освящают» крестообразно товар, который собираются продать, первыми вырученными купюрами. Я, кстати, приметы о сухой салфетке и крошках вообще не знаю. Видимо, какая-то узкосемейная традиция, возведенная в ранг культа…
А другой мой знакомый хвалится тем, что в Бога не верит, но человек он православный. Еще один объясняет страдания невинных, к примеру, больных новорожденных детей платой за грехи, совершенные младенцами в прошлой жизни. При этом гордо зовет себя русским писателем и весьма уверен в собственной образованности вообще и духовной просвещенности в частности. Более того, русский писатель совсем не считает себя индуистом, а глубоко убежден, что проповедует в этом вопросе позицию православной церкви. И такая мистико-религиозная мешанина в головах сограждан, к сожалению, распространенное явление.
Обострение винегрета суеверий наступает в канун религиозных праздников: в Рождество ставят у печки кутью и сладости для домового, в Крещение ныряют в прорубь, считая, что этого достаточно, чтобы смыть накопившиеся за прошедший год грехи и гарантировать себе здоровье на год будущий. Пасху отмечают как день памяти умерших родственников, когда надо посетить могилки и выпить за упокой души.
Причем суеверия очень настойчиво в культ веры возводят многие телеканалы, где развлекательные блоки представлены якобы научными исследованиями потусторонних явлений и конкурсами экстрасенсов, в ходе которых маги и волшебники зачастую для пущего эффекта окружают себя православными или мусульманскими атрибутами.
А пропаганда идеи о том, что якобы «мысль материальна», со страниц журналов и газет? Маленькая у тебя зарплата, никаких перспектив на сто верст вокруг, а родной завод или колхоз вот-вот обанкротят – сам виноват. Непозитивно мыслил. Мыслил бы правильно – и образование бы дети в школе качественное получали, и медицина не была бы отсталой и недоступной, а там, глядишь, и чиновники перестали бы воровать и взятки брать. Делать что-то, добиваться, требовать, принимать меры не надо. Представляй, что у тебя все хорошо, и воздастся тебе.
А как воспринимать игру в слова «милиция – полиция»? Очень уж напоминает повсеместное поверье, что больного ребенка надо окрестить под другим именем, тогда-де его злые силы не найдут, а порчу на него и сглаз уже ни одному экстрасенсу не навести. Похоже на суеверное желание спасти исцеляющим словом, заколдовать и дать оберег. Меры по оздоровлению очень хворающей структуры – дело пятое, главное – мыслить позитивно.
И если уж «наверху» внутренняя государственная политика больше походит на «заговаривание» зубов, а не на их лечение, что говорить об обывателе? К тому же воспитанном этой многолетней политикой и телерынком, который обильно потчует нас якобы научно доказанными чудесами.
Может, отсюда и растут ноги этой пресловутой национальной веры в чудо? Лежим на печи десятилетиями и ждем золотого дождя и благоденствия. И повод есть – веник в углу вверх щеткой стоит, а под «денежным деревом» на окошке монетка зарыта, к тому же имеются иконки специальных святых, а рядом стоит трехлапая китайская жаба.
А сколько людей мечется по святым местам и местам «силы» одновременно в поисках этого самого чуда – исцеляющего, дающего любовь, деньги, славу, власть (кому что важнее)! При этом мало кто из них догадывается, что православная религия, возможно, как ни одна другая, очень и очень осторожно относится к материальным проявлениям чудес. Эта религия вообще не об этом, а о пути, который необходимо пройти так, чтобы заслужить право жить вечно, воскреснув в своем физическом теле после второго пришествия Христа.
Кстати, многие «православные» удивляются, услышав эту катехизисную истину, принимая ее чуть ли не за сектантство. И продолжают плевать через левое плечо при виде черной кошки, как делала бабушка.
Очень показательной в этом отношении, мне кажется, была ситуация вокруг привезенной в Россию чуть более года назад великой христианской святыни – Пояса Богородицы. Появление святыни на ставропольской земле телевидение превратило в громкую пиар-акцию о ее «онкотерапевтических» и «репродуктивных» чудесных свойствах. Людей пришла тьма, и не столько поклониться. Отдельные граждане пытались пробиться без очереди, обманывая ближних, чтобы прикоснуться к чуду. Потом кичились наличием знакомых и связей, благодаря которым получили возможность приложиться к Поясу «без шума и пыли», оттиснув при этом слабого, немощного, «неблатного», простоявшего ночь на морозе и так и ушедшего утром работать, даже до ступенек храма не дойдя.
Зато все страждущие смогли насладиться по телевизору откровениями «звезд» эстрады, которых провели к святыне без очереди и которые в связи с этим «много чего почувствовали и пережили», по словам одной из див. Смогли порадоваться и за Киркорова, в неожиданном отцовстве которого, с его слов, тоже поучаствовал Пояс Богородицы. И сделать выводы: образ жизни артиста богоугоден и правилен. И мыслит он правильно, позитивно.
А может, если б не реклама, число пилигримов было бы поменьше, возможно, намного меньше, но паломники бы эти были другого качества? Туда не пошла бы моя соседка Света со всей семьей, которую провела знакомая попадья – соратница по родительскому комитету в школе. Не пошел бы и тот, кто в Бога не верит, но православный, которого также с семьей привезли на служебной машине и провели «по-быстрому» коллеги -полицейские, обеспечивавшие безопасность мероприятия. Может быть, в этом случае поклониться святыне пришли другие, а не те, кто относится к Богу как к золотой рыбке, исполняющей желания. И не те, кто веру воспринимает как средство по улучшению своего физического и материального состояния. Пришло бы больше людей ради Христа и спасения своей бессмертной души.
А с другой стороны… Пусть лучше вера в чудеса людей в храмы ведет, чем к экстрасенсам. Может, оттолкнув ближнего, дорвавшись до вожделенных святынь и не получив «награды» в ответ, человек задумается о причинах и поймет: что-то неправильно в его жизни. Откроет православный катехизис и узнает, в чем состоит на самом деле православная вера. А потом выбросит трехлапую жабу… И будет жить, ориентируясь на истинно православные ценности. Это и будет чудом, но уже настоящим.
22 марта 2013 года