Почему остается напряженной ситуация с земельным вопросом на Ставрополье
Ведущий круглого стола, руководитель думского комитета Иван Богачев назвал проблемы, возникающие из-за недостаточного земельного контроля на местах. Это катастрофическое снижение плодородия почвы, хищническая эксплуатация нив, несанкционированная распашка пастбищ, нерациональное использование муниципальных земель, среди следствий которого слишком плотная точечная застройка, стихийные свалки, нарушающие экологическое равновесие, уничтожение зеленых насаждений. Неопределенность правового поля порождает коррупцию, конфликты, в том числе на межнациональной почве. Земля является вожделенной собственностью, к обладанию ею идут не только законными путями.
Первым дали слово представителям муниципалитетов, которые ближе всех к предмету обсуждения. Депутат краевой Думы Владимир Трухачев, впрочем, не выдержав, уточнил предмет разговора, оборвав зачитку скороговоркой одного из текстов, в котором было много малопонятных канцеляризмов и мало слов по существу. Далее конкретики было больше.
- 131-й федеральный закон о местном самоуправлении пережил не меньше тысячи поправок и до сих пор в нем хватает перекосов и несостыковок, которые становятся базой для множества проблем в строительстве земельных отношений, - отметил глава администрации Петровского района Александр Захарченко. – На своем уровне мы не устраняемся от выполнения возложенных на нас обязанностей. Однако на наши запросы главам поселений зачастую получаем многообещающий ответ: а что такое земельный контроль? Объяснение простое. Федеральный закон, наделяющий поселения соответствующими полномочиями, не подкреплен финансово для привлечения экспертов в области земельного права.
- На 200 метров частники прирастили пашню за счет пастбища, и на все мои попытки восстановить справедливость, мне ответили: а ты докажи, что ранее межа проходила в другом месте, - привела пример из жизни глава села Толстово-Васюковского Буденновского района Елена Крутоголова. – Я ничего не смогла доказать. Не достает полномочий, денег и специалистов. Кроме того, «дыры» в законодательстве умело используются «теневыми» собственниками земли. У нас нет информации, кому и как уходит земля. Новые владельцы не торопятся становиться на налоговый учет, нанося убыток казне. А Росреестр не обязан информировать нас о том, на кого оформляется тот или иной участок. Если поступает сигнал о нецелевом использовании земли или других нарушениях, закон не дает права провести внеплановую проверку. Плановая – не чаще одного раза в три года. А иначе придется ответить за инициативу. Шаг влево, шаг вправо – прокурор...
- У нас есть земельный инспектор, - включился в разговор глава Донского сельсовета Труновского района Виктор Вакула. – Но этого недостаточно. Да, выявили нарушения… Однако для дальнейших действий, чтобы наказать виновников и вернуть ситуацию в правовое русло, рычагов у нас практически нет. А санкции таковы, что нарушителю проще выплатить штраф, чем исполнить предписание. У нас нет полномочий по изъятию земли у недобросовестного пользователя.
- Между тем очень много арендаторов земли, которые думают только о том, как можно больше «вытащить» пользы для себя лично, не задумываясь, каким образом это скажется на ее плодородии, каким будет экологический эффект бездумного, хищнического использования нивы, - продолжил тему глава администрации Апанасенковского района Владимир Ткаченко. – Составляются акты о нарушении правил землепользования, однако на этом и заканчиваются наши действия. Мы не можем изменить ситуацию. Полномочия обозначены, а законодательно «руки связаны».
Представители федеральных «земельных» ведомств в крае обещали реагировать на каждый сигнал и помогать. Есть ресурсы, в первую очередь лабораторного мониторинга правомерного использования земель: «С понедельника едем к вам». Как выяснилось, представители от федеральной власти знают о фактах самовольного захвата земли, существовании налоговых «черных дыр». Чтобы силы были «брошены в бой», надо информировать о конкретных фактах «земельного произвола». Более того, представители центральных ведомств готовы проводить обучающие семинары для местной власти.
Министр сельского хозяйства края Александр Мартычев посетовал, что «ни из одного муниципального образования не получил достойного окрика» на незаконные действия в сфере земельных отношений.
Земля в крае есть, но у нее «нет лица». И может быть, в этом все дело, по мнению главы Тукуй-Мектебского сельсовета Нефтекумского района Беголи Аджениязова. По его словам, у возглавляемого им поселения 40 вопросов местного значения , 6 специалистов, которые ими занимаются, и 54 тысячи гектаров земли, за использованием которой надо уследить. Но при этом нет эффективной связи с Росреестром, чтобы иметь своевременную информацию о смене собственников земельных участков.
Заместитель руководителя управления Росреестра по СК Борис Файсканов проинформировал, что у ведомства есть в Интернете портал, где можно получить ответ на вопрос, кому принадлежит, есть карта участков, стоящих на кадастровом учете. У Б. Анджениязова к представителю федерального ведомства был только один вопрос, который он и озвучил: как получить необходимую информацию, если не знаешь, чью фамилию или кадастровый номер участка необходимо «забить» в поисковую систему?..
Бесконтрольность снижает бюджетные доходы. По оценке главы Закумского сельсовета Нефтекумского района Виктора Нагаева, в течение нескольких лет у них земельный налог с миллиона рублей упал до 60-80 тысяч рублей.
Что делать? Этот тривиальный русский вопрос имел и ответ. Необходимо наладить обратную связь с федеральными ведомствами, отвечающими за землю, которые должны информировать местную власть обо всех сделках с землей. «Тот, кто топчется на земле, тот и должен быть хозяином», было сказано участниками обсуждения, и нести ответственность, как она используется, но вверенные муниципалитетам полномочия безусловно должны быть подкреплены и законодательно.
- Сбросили на муниципальные образования все полномочия, да еще и без денег, выставляя при этом им такие серьезные требования, - это мнение депутата краевой Думы Василия Машкина. - Давайте об этом подумаем и представим наши предложения федеральной власти.
Как подытожил Владимир Трухачев, Дума края берется за серьезное направление и уже выходила с инициативой передать полномочия по распоряжению землей на региональный уровень. Однако пока такое решение сочтено слишком радикальным. Поэтому выход предлагается такой: в каждой территории Ставрополья есть свой депутат, его запрос в прокуратуру по земельному вопросу без ответа не останется. Над совершенствованием действующего земельного законодательства в крае депутаты также обещали поработать. Готовы выйти с предложениями и на уровень Госдумы РФ.
27 февраля 2013 года