Административная юстиция появится в России
В частности, вопрос о том, как должны разрешаться споры граждан с органами власти, в конце прошлого года был поднят президентом Владимиром Путиным в Послании Федеральному Собранию РФ, а чуть позже серьезный разговор об этом состоялся и в рамках Всероссийского съезда судей. О том, что такое административная юстиция и может ли ее введение как-то облегчить жизнь простого человека, мы поинтересовались у руководителя широко известного на Ставрополье «Юридического агентства «СРВ» Романа САВИЧЕВА.
- Сначала отмечу, что последние несколько лет ознаменованы динамичным развитием судебной системы, - говорит Р. Савичев. - Причем в ней происходят важные структурные изменения, и о некоторых мы уже рассказывали на страницах «Ставропольской правды». По всей видимости, назрело решение вопроса о появлении в нашей стране так называемой административной юстиции.
Поясню, что это особый процессуальный порядок разрешения административно-правовых споров между гражданином и органом госуправления. В отличие от России в очень многих странах на подобных конфликтах давно специализируются, скажем так, отдельные судебные органы. И надо отметить, что такой подход доказал свою эффективность. Обращение граждан к Фемиде там давно стало одним из гарантированных и цивилизованных способов для того, чтобы добиться выполнения законов и заставить власть имущих живо решать вопросы, волнующие людей, препятствовать взяточничеству и бюрократизму. По сути, это вопрос доверия населения к институтам власти.
Возвращаясь к российской действительности, отмечу, что процедура рассмотрения споров граждан и власти довольно специфична. И по большому счету, ее нельзя рассматривать как спор равных сторон. У должностных лиц, органов исполнительной власти или местного самоуправления, как правило, есть административный ресурс и в принципе больший потенциал, чем у простого гражданина. Потому далеко не всегда, даже имея на то серьезные основания, люди решаются противостоять бюрократии. Вместе с тем нередки и другие ситуации, когда гражданин идет в один суд, но, получив решение, которое его не устраивает, тут же обращается в другой и добивается прямо противоположного вердикта. Причина тому - отсутствие конкретной законодательной базы административного судопроизводства. Оно у нас сейчас, как говорится, только лишь вкраплено в Гражданский процессуальный кодекс. О том, что ситуацию надо менять, сохраняя во главе угла интересы каждого конкретного человека, как раз и заявил Владимир Путин.
Что имеется в виду? В споре с чиновниками гражданин априори должен иметь процессуальные преимущества - в частности, он не должен доказывать неправоту органов власти. Его право заключается в том, что он может обратиться в суд, но вот доказывать правильность и законность своих действий уже будет должностное лицо или конкретный орган власти. И в этой ситуации обязанность суда оказать гражданину необходимую процессуальную помощь.
Чтобы выработать ясный и прозрачный регламент для ведения подобных дел, как раз необходима четко выстроенная система административной юстиции, подкрепленной соответствующей законодательной базой. Кстати, проект Кодекса об административном судопроизводстве был внесен Верховным судом РФ на рассмотрение Госдумы еще несколько лет назад и даже был принят в первом чтении. Однако дальше этого дело не продвинулось.
Собственно, жаркую дискуссию в судейском сообществе вызвал не вопрос о том, нуждается ли наша страна в четкой системе административной юстиции. Спор шел о том, в чьем ведении должны находиться административные дела и нужны ли для их рассмотрения специализированные суды. Однако дискуссия уже практически исчерпала себя: точку в ней поставил на съезде судей в декабре президент Владимир Путин, заявив, что разрешением споров с госорганами должны заниматься суды общей юрисдикции. И мне кажется, в скором времени наконец можно ожидать внесения в парламент соответствующих законодательных инициатив.
Сторонники создания отдельных судов приводят в доказательство своей позиции веские аргументы. Однако, на мой взгляд, суды общей юрисдикции уже наработали определенную практику по рассмотрению административных дел. А во многих региональных судах - и Ставропольский краевой суд здесь не исключение - функционируют специальные коллегии по административным делам. То есть суды общей юрисдикции смогут работать в этом направлении и в дальнейшем, главное - решить вопрос с утверждением четкой законодательной базы.
20 февраля 2013 года