16:30, 14 февраля 2013 года

Первые электромобили – такси EL LADA вышли на линию в Кисловодске

Торжественная церемония состоялась в санатории «Солнечный». У центрального входа в здравницу выстроилось пять новеньких электромобилей. Пока подтягивались почетные гости, отдыхающие и журналисты придирчиво разглядывали новинку отечественного автопрома, пробовали посидеть на месте водителя, пассажиров. Ну разве что только на зуб не пробовали. 

Первый вице-премьер краевого правительства Виктор Шурупов рассказал журналистам, что использовать электромобили в качестве такси пробуют и в Казани, и в Калининграде. Но там закупают иномарки. Лишь на Ставрополье ставку сделали на отечественные разработки.

- В некотором смысле мы спровоцировали такой гигант, как «АвтоВАЗ», пойти на рискованный для него шаг - начать серийный выпуск электромобилей, - подчеркнул Виктор Шурупов. - И очень хочется подтолкнуть к подобному поступку отечественных производителей городских автобусов средней вместимости. Краевое правительство уже обращалось ко многим из них. Никто не решился...

А пока пять легковых электромобилей Кисловодска знаменуют начало новой эры в развитии российской автомобильной промышленности. К лету «АвтоВАЗ» изготовит и доставит в Кисловодск еще 90 электротакси. Все их намерен купить соинвестор проекта ОАО «Автоколонна 1721». Гендиректор этого ведущего пассажирского автотранспортного предприятия Кисловодска и депутат городской Думы Шамиль Касымов - горячий поборник экологически чистого транспорта на курорте. Но и он признает: в одиночку «Автоколонне 1721» переход на электротакси «не потянуть». Пока что стоимость электромобилей весьма высока - даже серийная «Калина» с электрическими батареями обходится производителю в миллион рублей. Поэтому в пилотный проект помимо автоколонны вложили средства «АвтоВАЗ» и правительство края. На вопрос, а что будет дальше, Шамиль Касымов ответил так:

- Вспомните первые мобильные телефоны. Какие они были большие, неуклюжие и дорогие! То же будет и с электромобилями: по мере совершенствования технологий они станут дешевле, доступнее. Главное, мы твердо определились: на курорте будущее за электромобилями.

Первый вице-премьер краевого правительства подтвердил: для электротакси везде будет «зеленый свет». Им позволят ездить по курортной зоне даже там, где обычным авто движение запрещено. И предполагаемое с 2014 года квотирование такси электромобилей не коснется. Так что предпринимателям, которые намерены всерьез и долго работать на рынке индивидуальных таксомоторов, есть повод подумать и посчитать.

С техническими характеристиками вазовских электромобилей, после того как Виктор Шурупов и мэр Кисловодска Наталья Луценко перерезали традиционную красную ленточку, собравшихся ознакомил министр энергетики, промышленности и связи СК Дмитрий Саматов. Управление машиной, оснащенной автоматической коробкой передач, предельно простое: только две педали - «газ» и «тормоз». Кроме шуршания шин автомобиль не издает никаких звуков. И, разумеется, от него нет вредных выбросов в атмосферу. Одной зарядки батарей хватает на 150 километров пути. В условиях такого города, как Кисловодск, этого может хватить на полный рабочий день такси.

Подзарядить батареи можно дома от обычной электросети примерно за шесть часов. То есть вечером пригнал машину, поставил на подзарядку - утром выезжаешь на линию. Если же батареи разрядятся во время рабочего дня, то и с этим у владельцев электромобилей на Ставрополье скоро не будет никаких проблем. В санатории «Солнечном» вместе с электромобилями представили зарядное устройство, разработанное ставропольским ОАО «Электроавтоматика». Воткнул в его розетку штепсель от электромобиля - и через 40 минут батареи полностью заряжены. Свой вариант зарядного устройства предложила Кисловодску и финская фирма «Энсто». Причем не просто предложила, но и бесплатно установила на площади у железнодорожного вокзала, где всегда паркуются десятки такси.

Изящный, но весьма «вандалоустойчивый» столбик из нержавеющей стали показали в работе. Когда разрезали красную ленточку, представитель фирмы поднес к датчику пластиковую карточку - дверца, защищающая розетку, тотчас отворилась. А дальше все предельно просто - подсоединяй кабель от батарей электромобиля.

В этом году в городах-курортах, аэропорту Минеральные Воды и в Ставрополе появится полтора десятка финских и российских зарядных устройств. Пока что их цена «кусается» - около 400 тысяч рублей. Но, как заверил министр Дмитрий Саматов, три четверти стоимости первых 15 заправочных устройств правительство края готово выплатить в качестве компенсации тем предпринимателям, которые начнут этот бизнес. Под занавес церемонии министр привел самый весомый аргумент для окруживших электрозаправку таксистов:

- Литр бензина А-92 стоит 27 рублей. На сто километров требуется 10 литров. Итого 270 рублей. А полная зарядка батарей электроэнергией, которой хватит на 150 километров, обойдется вам в 60 рублей!

Вскоре электромобили уехали с площади. Но таксисты еще долго не могли успокоиться: делились впечатлениями, обсуждали, спорили…

«Курорт – на электротягу»
Газета «Ставропольская правда»
15 февраля 2013 года