140-летие со дня рождения Федора Шаляпина широко отмечают в Кисловодске
В минувшую среду представители интеллигенции города-курорта возложили цветы к мемориальной доске, установленной на фасаде бывшего пансиона Ганешина, где ныне располагается кардиологическая клиника НИИ курортологии. Выступая с концертами в южной культурной столице России, коей некогда слыл Кисловодск, Федор Иванович останавливался в прекрасном особняке доктора Ганешина, принимал там нарзанные ванны.
Но, конечно же, самым любимым местом отдыха певца на Кислых Водах был особняк купца Ушакова – сказочный терем, возведенный в 1902 году рядом с железнодорожным вокзалом. С веранды этого особняка, где Федор Иванович в 1917 году квартировал с женой и дочерьми, в то время уже прославленный оперный певец пел для собравшихся на площади почитателей его таланта. С тех пор в памяти народной этот терем так и остался «Дачей Шаляпина».
О том, какая печальная участь была уготована «Даче Шаляпина», рассказал перед началом праздничного концерта заслуженный деятель искусств России Борис Розенфельд. К эмигранту Шаляпину власть имущие в бывшем СССР относились неоднозначно. А потому и историческую значимость «Дачи Шаляпина» ни в грош не ставили. Размещали в ней то столярные мастерские, то столовую и овощехранилище. А затем и вовсе решили снести, чтобы на месте старинного особняка построить многоэтажный корпус расположенного рядом санатория ЦК КП УССР имени Семашко. Ничего не помогало: ни обращения интеллигенции Кисловодска в крайком, горком партии, ни статьи в местной печати. Оно и понятно - на проектирование нового корпуса санатория уже потратили большие деньги… Спасти особняк удалось буквально чудом.
- Мы отмечали Новый год. В компании был не знакомый мне человек Мануил Семенов, - вспоминает Борис Розенфельд. – В разгар застолья он вдруг встал и запел: «Есть на Волге утес». Я спросил: «Вы что, так любите Шаляпина? А у нас в Кисловодске собираются снести «Дачу Шаляпина». Он возмутился и дал слово, что не допустит этого. Выяснилось, что Семенов – главный редактор журнала «Крокодил». Через три дня в Кисловодск приехали спецкоры журнала Горохов и Киреев. Они написали фельетон «Демон и харчо». И вскоре первый секретарь ЦК компартии Украины Щербицкий прислал письмо, в котором принес извинения и пообещал не трогать здание, связанное с именем Шаляпина.
Перед самым началом праздничного концерта директор музея заслуженный работник культуры РФ Ольга Красникова позвонила в княжество Лихтенштейн барону Эдуарду Фальц- Фейну и поздравила со 140-летием Шаляпина.
- Барон, столетие которого наш музей отметил в сентябре прошлого года, очень обрадовался. И говорит: «Вот лежу вспоминаю и удивляюсь, как же нам удалось перенести прах Федора Ивановича из Парижа в Москву...» - пересказала Ольга Красникова разговор с давним другом музея «Дача Шаляпина», потомком славного дворянского рода, выдающимся меценатом, заслуги которого по достоинству оценили и Президент России Владимир Путин, и патриарх Всея Руси Алексий II. Чтобы выполнить волю великого певца «быть похороненным в родной земле», Эдуар Фальц-Фейн встречался с президентом Франции, получил согласие на перезахоронение от всех родственников Федора Ивановича. Вместе с писателем Юлианом Семеновым барон совершил то, что в то время казалось невозможным.
Череду торжественных мероприятий, посвященных 140-летию Федора Ивановича, завершил межрегиональный конкурс молодых вокалистов, который прошел в здании, где звучал голос самого великого Шаляпина и где свято чтят его память.
15 февраля 2013 года