Председатель комитета Думы СК по аграрным вопросам Иван Богачев: Село находится в искусственной коме
- Иван Андреевич, ваш трудовой стаж более 70 лет, в том числе свыше 35 лет вы возглавляете одно из крупных и успешных сельхозпредприятий края. Что вас тревожит, о чем болит душа и что, с вашей точки зрения, необходимо сделать для возрождения ставропольского села?
- Наш край входит в крупномасштабную сельскохозяйственную агломерацию Юга России, которая является житницей страны, равной по площади доброй половине Европы. В сельской местности на Ставрополье проживают 1,2 млн человек, то есть 43 процента жителей края. Из них более одного миллиона каждодневно, без выходных и праздничных дней, трудятся в отраслях аграрного производства, чтобы всем нам три раза в сутки было что покушать. В то же время среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства составляет чуть более 12 тысяч рублей. Для сравнения: у рабочих, занятых в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, - 22 тысячи рублей.
Видимо, в знак благодарности за крестьянский труд властями разных уровней за последние пять лет в сельской местности закрыто 213 амбулаторий, 85 сельских больниц, 30 домов культуры, 26 детсадов, 100 библиотек, 111 кино-установок и 115 участков почтовой связи. Сократился ввод в действие жилых домов. Возникает вопрос: что еще окажется в списке ликвидированных? Как жить молодым на селе? Да не только молодым... Я, к сожалению, не замечаю устойчивых тенденций по улучшению ситуации. Простите мне мою эмоциональность, но я часто задаю сам себе один и тот же вопрос: чем провинился кормилец, что к нему так относится государство? И не нахожу ответа. В свое время за счет села была проведена индустриализация страны, а теперь, надо полагать, проводится капитализация.
- Как поправить дела, Иван Андреевич?
- Этот вопрос надо бы задать идеологам муниципальной реформы, например, Дмитрию Козаку. Я скажу без обиняков: реформа провалилась. Власти сработали хуже сторожа, не сохранили даже то, что им передали. Это школы, дома культуры, детские сады, подводящие и разводящие сети водо- и газопроводов, жилье, которое на селе строилось на средства колхозов и совхозов. Под предлогом освобождения сельхозорганизаций от не свойственных им функций инфраструктурные объекты постановили безвозмездно передать в муниципальную и краевую собственность. Взамен якобы для содержания социального сектора на крестьян «повесили» земельный налог, кроме того, селянам приходят умопомрачительные счета за газ, воду, электроэнергию, в которые включены сверх реально потребленного и расходы на содержание переданных государству колхозами, подчеркиваю, безвозмездно, инженерных сетей, и, конечно, заработная плата монополистов, в два раза превосходящая крестьянскую.
Выход вижу один. Власти должны финансировать сельскую социалку в тех объемах, которые реально необходимы для ее содержания и развития, или вернуться к прежней системе. Я лично за второй вариант. Градообразующие предприятия на селе способны быть социально ответственным бизнесом: уверен, без всяких конкурсов, посредников и «откатов» накормят и обустроят школы и детские сады, медицинские учреждения и объекты досуга на селе.
- Министерствам края, в разной степени отвечающим за социальную сферу на селе, вряд ли понравится ваша точка зрения.
- Я человек прямой. Об этом известно многим. Да, чиновники будут докладывать губернатору, что в крае, например, реализуется государственная программа развития сельского хозяйства, в том числе и социального обустройства сельских поселений, засыплют цифрами и процентами их исполнения, вытрут пот со лба и смахнут слезу умиления. Но результат-то каков?
Судите сами. Ежегодно собственники земли уплачивают 620 млн рублей земельного налога, а на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, газификацию и водоснабжение сельских поселений из краевого бюджета расходуется 130 млн рублей, то есть на одно муниципальное образование края, по моим подсчетам, не более 400 тысяч рублей. Хату не купишь за такие деньги. Между тем, для сравнения, на содержание министерств сельского хозяйства, здравоохранения, образования, социальной защиты населения и дорожного хозяйства из краевой казны ежегодно расходуется около 300 млн рублей. На селе по такому случаю говорят прямо: «Облапошили мужика, ободрали как липку!».
- Иван Андреевич, и тем не менее сельские труженики не падают духом, пашут, сеют, собирают рекордные урожаи. В 2011 году во всех категориях хозяйств было произведено продукции на сумму 103,4 млрд рублей, или в 5 раз больше, чем в 2000 году. Вот только с соотношением продукции растениеводства и животноводства перекос: если в 2000 году их доли распределялись практически 50 к 50, то в 2011 году - уже 70 к 30.
- Сеют, пашут, убирают, потому что дух не сломлен у крестьянина, а вот будет ли нынешнему поколению достойная смена - это вопрос. 80% выпускников сельскохозяйственных вузов и техникумов остается в городе. Что касается соотношения объемов производства сельскохозяйственных отраслей. Вы называете цифры, посчитанные для всех категорий хозяйств. А я хочу остановиться на показателях только крупных и средних, которые в 2011 году произвели продукции на общую сумму 65 млрд рублей, продукции растениеводства и животноводства на 53 и 12 млрд рублей соответственно, что в процентном отношении составляет 80 к 20. А для сбалансированного развития аграрного сектора, как известно, было бы оптимально 60 к 40. Другими словами, объем животноводческой продукции необходимо увеличить не менее чем в два раза. Эту задачу надо ставить и решать не только ради сбалансированного развития АПК, но и для полного удовлетворения потребности населения края в продуктах животного происхождения. Посудите сами, сельхозорганизации края производят всего лишь пятую часть общего объема молока, 42 процента яиц, 56 процентов мяса. Сокращаются объемы производства мяса говядины, свинины, баранины. Это во многом объясняет, почему происходит сокращение рабочих мест на селе. Численность работников сельскохозяйственных организаций края за эти годы уже сократилась на 77 тысяч человек. Но, несмотря на это тревожное обстоятельство, на текущий год государственная поддержка хозяйств, которые занимаются производством животноводческой продукции, из бюджета края уменьшается на 156 млн рублей, в том числе на развитие овцеводства - на 88,5 млн рублей, молочного животноводства - на 53 млн рублей.
- В крае реализуется 18 инвестиционных проектов на сумму 21 млрд рублей по строительству высокотехнологичных животноводческих ферм и комплексов. Почему же положение дел в отрасли остается сложным? Что необходимо делать?
- Вот что я вам на это скажу. Первое - надо перестать хвалиться, а каждодневно кропотливо работать над решением поставленных задач. Второе - не надо метаться из стороны в сторону. То мы строим высокотехнологичные комплексы. То в моду входят семейные фермы, затем поддерживаем производство молока то в хозяйствах края, то в личных подсобных хозяйствах, а после отказываем в поддержке и тем, и другим. Аналогично обстоят дела с господдержкой овцеводства, мясного скотоводства и птицеводства. Пародоксально, но в конечном итоге получаем отрицательный результат. Например, молочное поголовье буренок в сельхозорганизациях края сократилось до 22,2 тысячи голов и, к сожалению, продолжает сокращаться. Численность овец и свиней, даже страшно произносить, снизилась соответственно до 580 и 168 тысяч. Думаю, правильным было бы, если бы каждое хозяйство, заключающее договор аренды земель сельскохозяйственного назначения с собственниками земельных паев, брало на себя обязательство иметь на одну тысячу гектаров арендуемой пашни не менее 50 молочных коров или равного количества (в условных единицах) иных видов сельскохозяйственных животных. Все следовало бы прописать в единой программе, в соответствии с которой господдержка оказывается из краевого и федерального бюджетов, контроль за расходованием средств осуществляется на муниципальном и краевом уровнях. А учитывая многообразие форм собственности и необходимость обеспечения равной доступности получения господдержки, нужно, на мой взгляд, смелее практиковать государственно-частное партнерство. Уверяю вас, тогда бы были на селе рабочие места, сбалансированное производство продуктов растениеводства и животноводства, полная обеспеченность населения края основными продуктами питания. Эффективнее наполнялись бы бюджеты сельских поселений, а жизнь на селе менялась бы к лучшему. Официальная статистика признает: один сельский труженик обеспечивает 17 рабочих мест в городе.
- За последние десять лет в сельском хозяйстве значительно сократилось количество грузовых автомобилей, тракторов, зерноуборочных комбайнов, дождевальных машин и установок, доильных агрегатов. В «сухом остатке», считает ряд специалистов, суммарная мощность технической оснащенности в сельском хозяйстве края снизилась на 35 процентов.
- Верно. Нам могут возразить, что на село приходит более современная и высокопроизводительная техника и подсчеты в единицах не дают точной картины. Может, это и так. Но какие бы зарубежные марки ни демонстрировались на экранах телевизоров, общая энергонасыщенность аграрного сектора края снизилась за последние годы на треть. Образно говоря, мы потихоньку движемся к сохе, наивно рассчитывая, будучи уже в составе ВТО, на успех. Мы теряем свое сельское хозяйство, мы теряем то, что во всем мире является главным.
А теперь давайте проанализируем, что же совместно с правительством края мы делаем для преодоления этих негативных тенденций. Приведу один лишь пример. Ежегодно на уборку урожая край привлекает около 1,5 тыс. комбайнов со стороны, «отстегивая» за это 20 процентов намолота. Несмотря на это неприятное обстоятельство, в бюджете на нынешний год на 30 млн рублей сокращены расходы на компенсацию стоимости приобретенной сельскохозяйственной техники. Как говорится, комментарии излишни.
Но выход всегда есть. Приведу пример. «Невинномысский Азот» производит минеральные удобрения в нашем крае, но купить их напрямую, без посредника, наш колхоз не может. Торговый дом «Азота» находится в Москве, но и туда наших крестьян не пускают. У ТД продукцию покупают региональные оптовики и продают нам. Подобная схема действует по всей номенклатуре товаров, необходимых для производства сельхозпродукции. Причем на каждом этапе происходит удорожание. Почти столько же действует посредников, которые накручивают цены на продовольствие. В этой длинной цепочке именно они живут лучше всех. Как тут не вспомнить слова Генри Форда, сказанные еще в начале ХХ века: «Дело - это не что иное, как работа. Наоборот, спекуляция продуктами не имеет ничего общего с деньгами – она означает ни больше ни меньше как более пристойный вид воровства, не поддающийся искоренению путем законодательства».
Должно вмешаться государство и свести всех производителей и потребителей товаров на одной биржевой площадке. И цены снизятся в разы. Иного во всем мире в рыночных условиях пока никто не предложил. По-крестьянски я так разумею: если власть этого не делает, значит, кому-то этот базар нужен. Вопрос: чем это может закончиться?
- В четыре раза за последние пять лет, до 167 тыс. тонн, увеличилось внесение минеральных удобрений и в 876 раз, до 6,3 млн тонн, органики. Однако, по данным годового доклада правительства края «О состоянии плодородия земель сельскохозяйственного назначения…», земледелие последних двух десятилетий ведется с убывающим плодородием почв...
- А секрет состоит в том, что минеральные удобрения, конечно, стимулируют рост и развитие растений, но чем энергичнее развивается нива, тем активнее выносятся из почвы питательные вещества. Наши же сельхозчиновники или не понимают этого, или делают вид, что не понимают, выдавая внесение «минералки» за мероприятия по повышению плодородия почв. На самом деле только органические удобрения и мелиоранты повышают плодородие почвы. Объемы их применения хоть и выросли, но остаются недостаточными. По нормативам раз в пять лет один гектар пашни надо «питать» 40 тоннами органики, реально же вносится в 3,5 раза меньше. Да у нас в крае, извините за непарламентское выражение, и навоза столько не найти. Это еще один аргумент в пользу возрождения и развития животноводства.
Виновниками деградации почв являются нарушение севооборотов, используемые ныне технологии возделывания полевых культур и обработки почв. Вот и тают почвенные ресурсы быстрее ледников. Принятый Думой Ставропольского края Закон «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в СК» еще в 2006 году не работает в связи с отсутствием эффективных подзаконных актов к нему. И, кстати, в краевом бюджете на будущий год объем дотаций на поддержание плодородия почв урезан на 87 млн рублей.
- Иван Андреевич, тем не менее, по данным крайстата, удельный вес прибыльных сельскохозяйственных организаций вырос с 87,3 до 88 процентов.
- Этот показатель Федеральной службы государственной статистики по СК дается по 220 крупным и средним сельскохозяйственным предприятиям края (это половина от реального количества) и только по реализованной продукции. Уместен вопрос: а что со второй половиной хозяйств? И какой будет итог, если посчитать рентабельность по общехозяйственной деятельности?
На самом же деле экономическая ситуация в целом по всем 400 хозяйствам края немного иная. По данным той же статистики, в 2011 году хозяйства края произвели продукции на сумму 65 млрд рублей. Затраты на производство составили 52,7 млрд рублей, а выручка от реализации продукции составила 46,2 млрд рублей. Как видим, понесенные затраты не оправдываются. Выход один - кредиты. Чем прикажете их гасить? Некоторым уже нечего закладывать, а иные закредитованы выше головы. Реально, что в ближайшие годы хозяйства вынуждены будут направлять основные средства на расчеты по долгам. «Пахнет» не модернизацией, а стагнацией и разрушением.
- Иван Андреевич, получается, что сельское хозяйство, образно говоря, находится в коме. Надо срочно начинать реанимационные мероприятия?!
- Хочу подчеркнуть, что село ввели в искусственную кому. А потому и пути решения проблемы, безусловно, есть. Без села у нас с вами нет будущего. Село является своеобразным одеялом любого государства, и как только это одеяло где-то рвется, там происходит утрата территории. В 2008 году краевые депутаты приняли Закон «О государственной поддержке финансово неустойчивых сельскохозяйственных организаций». В нем определены критерии и меры государственной поддержки хозяйств, попавших в сложную финансовую ситуацию, т.е. стоящих на грани банкротства. А мы знаем, что банкротство хозяйства - это не только замена собственника. Идет увольнение рабочих, распродажа имущества, в том числе животных, строений и т. д. Учитывая градообразующую роль крупных хозяйств, остаются разруха, безработица и нищета, от которой экономически активная часть сельских жителей уезжает в город. Но ведь и в городе их не ждут. Нет жилья, работы. Часто в такие семьи приходит разлад, а следом и распад. Городу тоже не выгодна такая миграция, создающая дополнительную конкуренцию на рынке труда, увеличивающая стоимость жилья, нагрузку на дороги, медицинские и образовательные учреждения.
Вышеназванный закон мог бы стать подспорьем в решении проблемы. Беда, что он не реализуется. Так и живем.
Критичность дальнейшего наращивания кредиторской нагрузки ставит вопрос о необходимости пересмотра системы государственной поддержки сельского хозяйства России. Во-первых, необходимо ставить вопрос о списании накопленной задолженности хозяйств в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, поскольку вернуть ее целиком многим хозяйствам практически не под силу.
Во-вторых, нужно постепенно уходить от практики субсидирования кредитов, которая в нынешнем виде в большей степени поддерживает банки, чем крестьян. Субсидировать необходимо самих сельхозтоваропроизводителей. Учитывая, что Россия присоединилась к ВТО, логично было бы применить систему, действующую на Западе. Например, субсидии на гектар сельхозугодий в Финляндии составляют 700 евро, в Германии - 650 евро, а у нас в наступившем году планируется поддержать хозяйства в размере 200 рублей на гектар. Такая разница в уровне господдержки ставит российских крестьян в неравные конкурентные условия. Существующее же соотношение прибылей и долгов ставит многие хозяйства на грань банкротства. Представьте себе, что ставропольские хозяйства получали бы господдержку по западному образцу... Ситуация была бы другой.
- Получается, все в наших руках...
- К сожалению, по моей оценке, на ключевых должностях остается все меньше государственно мыслящих профессионалов с богатым опытом работы и вирусоустойчивых к коррупции. У руководителей высокого ранга зачастую наблюдается полное отсутствие понимания объективной реальности. А неверный диагноз приводит к неэффективному лечению и даже смерти пациента...
- Иван Андреевич, а как обстоят дела с кадрами в АПК Ставрополья?
- Сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия края испытывают катастрофический кадровый голод. В аграрном секторе только управленцев недокомплект в 400 человек, дефицит работников массовых профессий 1,5 тысячи человек. На перерабатывающих предприятиях края только вакансий инженеров более 3 тысяч. Несмотря на большой спрос, в вузах сокращается число технических специальностей, например, сегодня в крае никто не готовит технологов консервных заводов, технологов-хлебопеков.
- При смене чиновников, курирующих сельское хозяйство, неизменно говорят о необходимости строительства в крае сахарного завода и других предприятий переработки сельскохозяйственной продукции.
- Край производит около двух миллионов тонн сахарной свеклы, а перерабатывает только 500 тысяч тонн. А строительство завода по переработке сладких корней уже много лет остается только в планах. В прошлом году произведено 1 млн 925 тысяч тонн сахарной свеклы, а реализовано 1 млн 450 тысяч. Соответственно, 475 тысяч тонн свеклы (25 %) осталось в поле.
Не только на сахаре теряем. По моей оценке, нет четкого понимания, что предприятия переработки являются самым главным звеном товаропроводящей сети сельскохозяйственной продукции. Чехарда с закупочными ценами и расчетами с хозяйствами за поставленное сырье. Перерабатывающие предприятия края закупают не более одной трети объемов производимого молока, причем по ценам ниже его себестоимости, да к тому же имеют постоянную кредиторскую задолженность перед поставщиками около 50 млн рублей. Уже сейчас 40% масла и сыра на краевых прилавках – продукция привозная.
В крае сложилась высокая степень продовольственной зависимости по картофелю, фруктам, винограду, овощам и бахчевым культурам. Основная часть этих продуктов производится в личных подсобных хозяйствах, которые очень разрознены и не кооперированы. К этому необходимо добавить дефицит спецхранилищ, что вынуждает производителей реализовывать фрукты, овощи и виноград в первые месяцы после сбора, естественно, по минимальной цене. Не развиты торгово-закупочные кооперативы, нет системы биржевой торговли, отсутствуют грузоформирующие узлы. В Минераловодском районе начато строительство логистического центра, но кто из сельхозпроизводителей края и сколько продукции сюда будет поставлять, определенности нет. Учитывая низкую степень обеспеченности населения края плодоовощной продукцией собственного производства, возникает вопрос: не будет ли этот центр работать в обратную сторону, т.е. завозить недостающую продукцию из-за пределов региона?
У края слабые конкурентные позиции по сравнению с соседними территориями в области производства, переработки и реализации молочной, плодо-овощной, мясной и даже безалкогольной продукции. Более половины этого жизненно необходимого товара завозится из-за пределов края. Даже производство кабачковой икры и кондитерских изделий наладить не можем. Например, некогда гремевшая на всю страну Пятигорская кондитерская фабрика ныне канула в Лету. Зато ежегодно ввозим из соседнего Краснодарского края и даже далекой Москвы почти 10 тысяч тонн сладостей. Скажите, а куда сегодня пытаются сдать хозяйства некондиционное яблоко, сливу, вишню? Правильно, в Краснодар. А куда можно сдать выращенные помидоры, огурцы, кабачки, тыкву? А где моют шерсть? Похоже, вывод из министерства сельского хозяйства в качестве самостоятельной структуры комитета по «пищевке» не дал ожидаемого результата.
- И тем не менее сельское хозяйство остается наиболее привлекательной отраслью для инвестиций. Если в целом по краю за последние пять лет объем инвестиций в основной капитал увеличился в 3,3 раза, то по аграрной отрасли - в 4,3 раза, достигнув в 2011 году отметки в 18,6 млрд рублей. Как прокомментируете эту тенденцию?
- Тенденция неплохая, но недостаточная, на мой взгляд. Власть все же понимает, что необходимо улучшать условия жизни на селе. Но... справедливости ради отмечу, что инвестиции идут в основном в растениеводство и главным образом в производство зерна. За пять последних лет построено зернохранилищ для единовременного хранения зерна на 600 тысяч тонн, а животноводческих объектов для содержания животных всего лишь на 10,4 тысячи мест. Практически нет инвестиций в строительство новых и реконструкцию существующих объектов по орошению земель, в магистральные водопроводы сельскохозяйственного назначения. Надо понимать, что отрасль сельского хозяйства - это та ниточка, за которую потянешь, и раскрутится весь клубок проблем во всей экономике страны. Сельским товаропроизводителям надо выдавать целевые кредиты без залога не под 15-18 процентов годовых, а под 1-2 процента. Имея таким образом неограниченную покупательную способность, они будут приобретать в необходимых объемах технику, минеральные удобрения, газ, воду, ГСМ, электроэнергию, строительные материалы и другую промышленную продукцию, а значит, на полную мощность заработают практически все промышленные предприятия, будут налоги и рабочие места в городе и на селе.
12 февраля 2013 года