Какие виды телефонного мошенничества распространены в настоящее время
О том, какие виды телефонного мошенничества наиболее распространены в настоящее время и как обезопасить себя от мобильных аферистов, корреспонденту «СП» рассказал начальник УМВД по Ставрополю Евгений Нуйкин.
- Евгений Андреевич, по данным МВД России, чуть ли не каждый пятый обладатель мобильного телефона в прошлом году стал жертвой «виртуальных аферистов». Способов выманить у человека деньги мошенники придумали десятки. Но есть же и какие-то «коронные номера»?
- Самый безотказный способ заставить человека раскошелиться - вымогательство денег под видом родственника, попавшего в беду. Представляясь сыном, мужем, внуком, племянником, аферист сообщает, что совершил жуткое ДТП, случайно убил человека, задержан с наркотиками и т. п. И теперь, чтобы «урегулировать вопрос» с правоохранительными органами, нужно немедленно передать деньги для сотрудника полиции (прокуратуры), Следственного комитета и т. п. через посредника. Или положить на определенный банковский счет. Такой прием срабатывает в 90 случаях из ста: люди, услышав страшную новость и потеряв способность критически мыслить, отдают аферистам порой все до копейки. Почему так происходит? Во-первых, мошенники пользуются шоковым состоянием абонента и действуют стремительно, напористо и не дают жертве вымогательства опомниться, пока она не поняла, что звонивший говорил незнакомым голосом (хотя зачастую голос поразительно похож на голос родственника) и с неизвестного номера. Во-вторых, в нашем российском менталитете прочно закрепилось убеждение: все проблемы можно уладить с помощью взяток. И поэтому у жертв «розыгрыша» даже не возникает мысли, что слухи о повальной коррупции в правоохранительных органах сильно преувеличены. А я вас уверяю, что тот вал «чернухи», который вылился в последнее время на полицию, имеет под собой весьма зыбкую почву. Да, есть у нас отдельные негодяи и мздоимцы, мы от них активно избавляемся, поэтому с уверенностью заявляю: львиная доля наших сотрудников - честные и порядочные люди. И, в-третьих, жители России - достаточно благоприятная почва для такого рода аферистов. Мы более тревожная нация, чем другие жители планеты, поэтому СМС-сообщения «Мама, срочно кинь деньги на этот номер...» дают свои всходы.
- Какой алгоритм действий вы посоветуете тем людям, чей «сын попал в беду»?
- Первое правило при подобных звонках – не паниковать. Любым способом взять себя в руки, постараться обсудить звонок с теми из близких, кто отличается крепкими нервами и большим жизненным опытом, да и, в конце концов, перезвонить своему родственнику, от чьего имени вам звонили, и убедиться, что с ним все в порядке. Даже если он не берет трубку, не стоит сломя голову бежать в банк и переводить деньги или отдавать хранящиеся дома накопления «посреднику». Помните, что причин не отозваться на звонок у человека гораздо больше, чем «попал в ДТП» или «убил человека». Если же телефон вашего родственника отключен, свяжитесь с его друзьями, коллегами для уточнения информации.
- Какие еще ухищрения применяют «мобильные аферисты»?
- Их великое множество. Например, манипуляции с банковскими картами. На ваш сотовый телефон приходит СМС- сообщение или поступает звонок о том, что ваша банковская карта заблокирована, или у нее истек срок действия, или изменился пин-код. Вам предлагается бесплатно позвонить на указанный телефонный номер для якобы получения подробной информации. По телефону вам сообщают, что, например, на сервере, отвечающем за обслуживание карты, произошел сбой, поэтому нужно перерегистрировать карту, а для этого просят сообщить номер карты и пин-код. Получив таким образом реквизиты пластиковой карты, мошенники переводят деньги на свой телефон. Или, как вариант, вам предлагают подойти к ближайшему банкомату и, чтобы «разблокировать карту», выполнить с ней ряд манипуляций, следуя инструкциям лжесотрудника банка. Итог одинаковый: вы «подарите» свои деньги аферистам.
Чтобы избежать подобных неприятностей, надо четко соблюдать следующие правила: никогда не перезванивать на указанный якобы банковский номер, ни в коем случае не предоставлять посторонним информацию о реквизитах вашей карты и не выполнять «инструкции» незнакомцев.
Кроме того, в арсенале мошенников множество и других приемов «отъема денег у населения».
1. Мошенники рассылают СМС с просьбой о помощи больному ребенку. В СМС указывают номер, на который нужно позвонить в случае согласия. При звонке на этот номер со счета вашего телефона снимается крупная сумма.
2. Вы получаете СМС о поступлении на ваш счет средств, переведенных с помощью услуги «Мобильный перевод». Сразу же вам звонит молодой человек и говорит, что ошибочно положил деньги на ваш счет, и вежливо, но настойчиво просит вернуть ему такую же сумму на его счет.
3. Вы получаете СМС о том, что выиграли машину, компьютер или путевку; чтобы получить выигрыш, необходимо положить деньги на свой счет, но перед этим набрать под диктовку код, набирая который, вы переводите деньги со своего счета на счет мошенника.
4. Вам приходит СМС с текстом: «Привет. Положи, пожалуйста, мне на телефон столько-то… рублей. Надо срочно. Потом верну». Бывают иные варианты, но суть одна - вы делаете подарок аферисту.
- Как известно, мошенники - народ изобретательный и креативный, наверняка они каждый день придумывают что-то новенькое?
- Да, в последнее время в арсенале жуликов появился еще один «фокус». Например, человеку, продающему дорогую иномарку, звонит якобы покупатель. И представляется высокопоставленным - например, полицейским - чином (для вящей убедительности аферист свободно оперирует фамилиями, званиями, должностями и адресами), который хотел бы эту машину приобрести. Но так как он человек очень занятой, то не будет ли любезен продавец сам подъехать на этой машине к названному ведомству. Продавец, как правило, с радостью соглашается. И вот, когда он уже находится на полпути к месту встречи, ему перезванивает «полицейский чин» с маленькой просьбой: мол, друг, ты по дороге остановись у ближайшего терминала/банкомата и положи мне на мобильник тысяч пять-десять, а то самому мне некогда счет пополнить. А как подъедешь - сочтемся. И ведь верят, кладут деньги! У нас уже несколько заявлений от потерпевших от подобных афер.
- Но ведь, наверное, установить личности мошенников не составляет труда: в век высоких технологий узнать, откуда был совершен звонок и кому принадлежит телефон, просто...
- Если бы все было так просто. Дело в том, что большинство звонков поступает с телефонов, чьи сим-карты зарегистрированы в весьма отдаленных от Ставрополья регионах. И в основном из мест лишения свободы. Находясь за «колючкой», отбывающие наказание каким-либо образом получают в свое распоряжение мобильные телефоны и тут же начинают обзванивать всю Россию. Номера берут, что называется, «с потолка». Кроме того, часто бывает, что мошенники звонят с телефонов, сим-карты которых оформлены на утерянные или украденные паспорта. И эти аферы поставлены уже на промышленную основу, если можно так выразиться: страну буквально захлестнул шквал мобильного мошенничества. Так что легкого раскрытия таких видов преступлений не предвидится. Хотя в прошлом году мы в Ставрополе «взяли» две группы телефонных аферистов.
- Евгений Андреевич, какие меры еще можно предпринять, чтобы предупредить людей о различных «ловушках»? Ведь в СМИ чуть ли не ежедневно появляется информация о телефонных мошенниках, тем не менее их жертв меньше не становится...
- Со своей стороны, полиция Ставрополя проводит в этом плане большую работу, и не только просветительскую. Например, мы тесно сотрудничаем со всеми без исключения банками, находящимися на территории краевого центра. Просим, например, сообщать нам о подозрительных случаях снятия крупных сумм со своих счетов пожилыми людьми - ведь именно старики чаще всего и попадаются на удочку аферистов. К тому же просим самих банковских работников выяснять у своих пожилых клиентов, зачем им понадобилась такая сумма: не звонил ли им кто-то с необычными просьбами или предложениями. И такие меры приносят свои результаты. Вот, например, недавняя история. Нам сообщили из банка, что их престарелая клиентка хочет снять со своего счета около 30 тысяч рублей. На вопрос оператора зачем бабушка ответила, что ей позвонили на домашний телефон некие люди и сообщили, что ей положена компенсация в размере 370 000 рублей за «сгоревшие» в 90-х годах накопления. Но, чтобы их получить, бабушке необходимо перечислить через терминал 30 тысяч рублей на определенный счет. Работники банка убеждали пенсионерку, что ей звонили мошенники, но та и слушать ничего не хотела, и только прибывшим в банк сотрудникам полиции удалось уберечь старушку от рокового шага.
- А как поступать в случае, если человек все же попался на удочку аферистов?
- Немедленно обращаться в полицию по телефонам (8652) 30-51-03, 30-51-78 или 02. Звонить в полицию нужно даже в том случае, если вы не поддались на уловки мошенников. Ведь вы – не последняя его запланированная жертва. Согласитесь, что ваш долг – сообщить все подробности неудавшейся аферы в правоохранительные органы, а если номер звонящего определился, сообщить и его тоже. К тому же необходимо провести беседу со своими пожилыми или слишком «впечатлительными» родственниками, объяснив им, как следует действовать в подобных случаях. И настоятельно посоветовать, чтобы они, прежде чем принять любое решение, связанное с денежными вопросами, поставили в известность остальных близких людей.
22 января 2013 года