Ставропольской епархии исполняется 170 лет
Вскоре начальник Кавказской области генерал-лейтенант В. Гурко уведомлял министра внутренних дел: «Преосвященный Иеремия, епископ Кавказский и Черноморский прибыл в город Ставрополь 10 апреля и вступил в священнодействие, а 18 числа открыта здесь его преосвященством Епархиальная Консистория». День прибытия владыки в Ставрополь выпал на Великую субботу. Свою архипастырскую деятельность он начал торжественным богослужением в первый пасхальный день в Троицком соборе, объявленном кафедральным.
С учреждением Кавказской епархии и прибытием правящего епископа Ставрополь приобретает новое значение - не только военного центра (был разгар Кавказской войны), но и средоточия духовной жизни на Северном Кавказе. Владыка Иеремия в своих проповедях заговорил о сооружении храмов, развитии христианского просвещения в Кавказском крае и миссионерской работе среди горцев, об организации просветительских и благотворительных учреждений.
В фондах Государственного архива Ставропольского края имеются документы о деятельности духовного ведомства на Ставрополье за 1801-1919 годы, в т.ч. ведомости о церквях, монастырях, послужные списки священнослужителей, данные об открытии церковно-приходских школ, училищ, о крещении инородцев и многое другое.
В отчете о состоянии епархии за 1858 год епископ Игнатий так характеризовал местное духовенство: «В характере духовенства кавказского замечены особое радушие, странноприимство (странноприимник - скиталец, богомолец. – Е.Г.), откровенность. Между священников много отличного достоинства людей. Духовенство вообще в определении богослужения и назидании пасомых неленостно...».
Архивные документы свидетельствуют: церкви были не безразличны события, происходящие в государстве. Сохранились сведения о том, что во время Русско-турецкой вой-ны 1877-1878 годов духовенство принимало активное участие в делах Общества попечения о больных и раненых воинах (впоследствии - Общества Красного Креста).
«20 числа сего ноября, - пишет протоиерей Вознесенской церкви села Прасковея Новогригорьевского уезда Ставропольской губернии Федор Поспелов в рапорте Кавказской духовной консистории 30 ноября 1877 года, - совершив в означенной церкви благодарственное Господу Богу молебствие о победе, одержанной российскими войсками над войсками турецкими и о взятии крепости Карса, я объяснил прихожанам, при том бывшим, многочисленные нужды военного времени, неизъяснимые труды и подвиги самоотвержения воинов, а в особенности тяжкое положение воинов раненых и больных, и затем пригласил причт и прихожан к пожертвованиям в пользу последних, то есть больных и раненых воинов. Вследствие сего собрано мною с записью на предлагаемом жертвователям подписном листе от 20 по 30 сего ноября сто четыре рубля и двадцать копеек серебром, каковые при сем имею честь препроводить в Консисторию для отсылки по назначению».
Настоятель Сретенской церкви села Благодарного священник Андрей Боздренко представил в Духовную консисторию собранные в пользу больных и раненых следующие пожертвования: холста 380, бязи 225, ситцу 14,5 аршина, 37 рушников, 20 женских рубах, 1 платье и 9 юбок, 5 сподников, 17 платков, 15 фунтов ниток, 6 пар мужских башмаков, 83 пары чулок, 28 овчин, 18 овчинных шуб и 50 рублей деньгами. И таких рапортов десятки.
Немалое содействие оказывали священнослужители работе оспенных комитетов, составляли по приходам ведомости прививок от оспы, разъясняя их необходимость, принимали участие в ликвидации эпидемий холеры и сыпного тифа.
В период Первой мировой войны многие священнослужители обращались к своему руководству с просьбой отправить их в действующую армию. Вот что пишет 1 ноября 1914 года архиепископу Ставропольскому и Екатеринодарскому Агафодору настоятель Дмитриевской церкви села Летницкого Ставропольской губернии священник Вячеслав Запорожцев: «Имея искреннее желание послужить своими силами церкви и Родине в настоящее тяжелое время, покорнейше прошу архипастырского благословения и разрешения Вашего на поступление священником в одну из воинских частей действующей армии…». Из послужного списка узнаем, что отцу Вячеславу в то время было 36 лет.
Тридцать послушниц Иоанно-Мариинского женского монастыря города Ставрополя изъявили желание работать в качестве сестер милосердия на фронтах Первой мировой войны. Среди них Мария Татаренкова, Прасковья Лавлинская, Матрона Бережнова, Анна Звягинцева, Софья Волкова и другие.
Неоценима заслуга духовенства в деле народного образования. Еще из летописей известно, что первые училища на Руси возникли при церквях, первыми учителями народа были духовные лица. Священнослужители учили чаще всего безвозмездно, в своих домах и церковных сторожках, на свои средства приобретали книги, пособия. Первоначально в деле организации приходского образования помощи со стороны государства не было. 13 июля 1884 года императором Александром III утверждено положение о церковно-приходских школах, в котором отмечалось, что «школы сии имеют целью утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные знания». Приходские училища стали получать помещения, оборудование, вознаграждения учителям, учебные программы и учебники, осуществлялся надзор за ходом обучения.
В 1909 году в епархии насчитывалось 709 приходских школ, в том числе 132 мужских, 138 женских и 439 смешанных. В них обучались около 40 тысяч детей.
Ценнейший исторический материал представляют метрические книги, содержащие статистико-демографическую, социально-правовую информацию. Это поистине незаменимые документы при генеалогических исследованиях. Например, точную дату рождения нашего земляка писателя И. Сургучева удалось установить по метрической книге Троицкого собора города Ставрополя. Илья Дмитриевич родился 16 (крещен 18) февраля 1881 года. Родители: «Калужской губернии, Тарусского уезда, Кореевской волости, сельца Ишутино крестьянин Дмитрий Васильев Сургучев и жена его Соломония Петрова, оба православные».
Немалый интерес представляют творческие материалы священников. Составленные ими катехизисные (катехизис – от греческого «наставление, беседа») поучения свидетельствуют об их образованности, стремлении совершенствовать богослужение. Священники, получившие образование в семинариях, обязывались произносить проповеди своего сочинения, тексты же предварительно проходили цензуру. Для этого в Ставрополе из лиц с высшим духовным образованием был создан особый комитет.
Несмотря на догматы, каждая проповедь носит, несомненно, творческий характер, имеет отпечаток личности автора. Нетрадиционно начинает свое поучение, посвященное новому, 1888 году, священник села Новокубанского Павел Грищенко: «Жить - мучиться, а умирать не хочется! Ибо смерть грешника люта. Каждый поэтому радуется Новому году, и нельзя не радоваться нам и не приветствовать взаимно друг друга с Новым годом, с новым счастьем!..». На полях - замечание представителя комитета: «С пословицы начинать поучение непозволительно».
В дореволюционные годы на Ставрополье было широко известно имя миссионера протоиерея Симеона Никольского, который являлся пожизненным членом общества восстановления христианства на Кавказе. В архиве хранятся тексты его проповедей, а также рукописный сборник 34 духовных стихотворений брата о. Симеона - Дмитрия Никольского, тоже священника. В сборнике есть стихи, посвященные христианским праздникам, философские, лирические: «Святая неделя Пасхи», «Утренняя заря и восход солнца», «Божественная любовь к миру», «Цветок на гробе друга».
К началу революционных событий 1917 года в Ставропольской епархии, изменившейся структурно, практически в каждом населенном пункте был храм, часто не один. В Ставрополе действовало 26 православных церквей, в это число входили домовые и монастырские. В городе работали духовное училище и единственная на Юге России Ставропольская духовная семинария.
Отрадно, что сегодня возрождаются храмы, монастыри и слышится звон колоколов на Ставрополье, как и на дальних просторах всего нашего Отечества, а служители церкви стремятся продолжить лучшие традиции, заложенные их предшественниками.
19 января 2013 года