06:01, 18 января 2013 года

Необходимо ли сходство детей со своими родителями?

Причина в родстве

В этом вопросе легко впасть в крайность. Русский философ Николай Бердяев еще с раннего детства категорически отстаивал идентичность ребенка (в первую очередь себя) и свою непохожесть на родителей. Не умаляя достоинства своего отца и матери, Бердяев, тем не менее обращал внимание на то, что каждый человек – создание исключительное, и формирование личности и характера скорее не вопрос родства, а вопрос мистики и метафизики. Для Бердяева была важна личность каждого человека, как таковая, личность отца, личность матери и личность ребенка. Перефразируя современную правовую формулировку, по Бердяеву, можно сказать так: личность каждого человека кончается там, где начинается личность другого.

И тем не менее даже Бердяев признавал за собой черты и склонности, которые он наблюдал в своих родителях и их родственниках и которые никак не мог в себе изжить. Так, Николай Бердяев вспоминал о «барских» вспышках гнева, которыми страдали он и его отец, крайне миролюбивые и сдержанные люди. Социал-демократия, которой придерживался Бердяев, во многом произрастала из любви к народу деда-Бердяева, стыдившегося крепостного права, а также из умеренного либерализма Бердяева-отца. В конце концов, сам философ признавал, что «в душевных и душевно-телесных свойствах есть много наследственного».

Одно дело – редкие проблески отеческих черт, и совсем другое – абсолютное составление в человеке своеобразной мозаики из всевозможных родственников: вилку держит, как дедушка, эта фраза – от внучатого дяди, алгеброй он весь в мать, моя кузина тоже всегда собаку хотела… Этот список может пополняться и пополняться, а наделяемый привычками и оттенками ребенок будет обрастать и обрастать разнообразными «деталями». Но почему в семьях биологов рождаются музыканты, в семьях евреев - антисемиты, а у отца-фермера сын вырастает директором фирмы? Ответ простой и неожиданный: причина в родстве!

Все верно, родство не имеет никакого значения и, одновременно с этим, в родстве кроется ответ на все мучающие нас вопросы.

Но то, что мы зачастую зовем «сходством», «наследственностью», подчас вовсе не является таковым.

Простейший пример: две семьи, в одной – отец родился в деревне и в возрасте восемнадцати лет бросил все, поехал в Москву и поступил на юридический в МГУ, сын – адвокат. В другой: дочь со скандалом уходит из семьи, решив посвятить свою жизнь живописи, в то время как родители ее – дантисты, знакомые с детства, русский и армянка, причем мать в свое время, опять же, бросила все, уехав с будущим мужем из Еревана в Москву. Кто из детей больше похож на своих родителей? По-моему, дочь-художница, решившая выбрать свой путь и свою жизнь вопреки (нарочно или подсознательно) воле и сложившемуся миру ее родителей, так же, как и ее мать, когда-то принесшая в жертву семейные традиции и уехавшая с молодым человеком в Москву, на поиски лучшей жизни.

Сын–адвокат (ни в коем случае не противопоставляю художника юристу), выбирая профессию отца, подражает отцу, но не поступает как он, ведь его отец, в свое время не пошел по стопам отца, приняв эстафету в занятии сельским хозяйством.

Простые примеры, не раскрывающие все стороны человеческой души, тем не менее говорят нам: своенравие, несогласие, свободолюбие - это тоже сходство. Желание двигаться вперед, неусидчивость, нежелание мириться с положением могут оказаться именно теми чертами, которые дали возможность родителям и родственникам добиться того, чего они добились. Хотя, оговорившись, можно сказать, что и эти стороны человеческой личности могут являться краеугольным камнем жизненных неудач.

Есть и третья вариация (и не только третья): ребенок и не похож на вас, и не хочет быть таким, как вы. Здесь стоит вспомнить о химии – ее элементы при скрещивании дают иногда достаточно неожиданные результаты на выходе. Причем не обязательно это элементы именно «отца» и «матери». Если в семье диссидентов ребенок внезапно вырастает сталинистом, то причиной этого может быть не только подростковый протест, но и прадед по линии матери, воевавший в Красной армии. А сын, увлекшийся покером, в семье священника – возможно, результат мирных картежных посиделок в одесском порту какого-нибудь двоюродного брата матери.

Что же можно сказать в заключение? Вы – это не ваши родители, а ваши дети – это не вы. Подчас оказывается, что противоречия и являются прямыми доказательствами родства. Стремление подражать друг другу или желание размежеваться по любому поводу – не решение проблемы, проблемы того, кто вы есть и кем хотите быть. Конечно, вы похожи, но, естественно, вы совершенно разные. В этом и заключается вся красота.

Не бойтесь, обнаружив склонность к чему-то или открыв в себе что-то, поймать себя на том, что ваши родители думали так же или сталкивались с тем же.

Не бойтесь отпустить ваших детей от себя, дать им самим выбрать свою дорогу. Ведь даже будучи абсолютно разными, вы все равно останетесь одной семьей.

«Суперстиль»
«Вопрос сходства»
Газета «Ставропольская правда»
18 января 2013 года