О перспективах и проблемах внедрения инноваций в крае говорили участники пресс-клуба «МедиаКрай», уже ставшего постоянной площадкой для обсуждения актуальных для экономики региона вопросов. Напомним, инициаторами ее создания в конце прошлого года стали ведущие ставропольские СМИ и Торгово-промышленная палата СК. 

Экономика. Инновационный подход в бизнесе

Вектор дискуссии задал руководитель комитета экономического развития администрации Ставрополя А. Ерещенко, отметив, что по-прежнему остро стоит проблема создания благоприятной среды для инновационной активности:

– Казалось бы, наши университеты постоянно генерируют новаторские решения и проекты, но воплощаются в реальность лишь единицы из них. Как нам выстроить необходимую модель взаимодействия, чтобы использовать научно-технический потенциал вузов с максимальным эффектом?

Проректор по научной и инновационной работе Ставропольского государственного аграрного университета И. Скляров и молодые ученые подняли проблему финансирования перспективных проектов. Как прозвучало, пока разработка доходит, например, до венчурных фондов, готовых выделить средства, проходит очень много времени. Причем любой инновационный проект затратный и имеет массу рисков, и потому бизнес, как правило, на научные разработки смотрит с опаской. Не согласилась, что деньги решают все, заместитель директора Института экономики и управления СКФУ по научной работе Н. Яковенко. Нередко проблема заключается в недостаточности знаний в области коммерциализации инноваций.

Представители же бизнеса, в свою очередь, высказали мнение о том, что научным центрам и ученым, прежде чем приступать к разработкам, необходимо выяснить потребности рынка и найти лиц, заинтересованных в том или ином изобретении и готовых участвовать в его продвижении в массовое производство. Посетовали бизнесмены и на то, что трудно сейчас найти толковых инженеров, программистов, электротехников, способных работать в области высоких технологий. Потому, по мнению предпринимателей, вузам нужно задуматься об оптимизации учебных программ, которые будут давать студентам как современные знания, так и практический опыт.

– Многие детали, узлы, электросхемы, казалось бы, можно изготавливать самим, но соответствующих специалистов нет, мы их просто не можем найти, – посетовал руководитель проектов ЗАО «МИРКОМ» А. Глебов (предприятие производит бортовые транспортные системы со спутниковой навигацией). – Мы вынуждены завозить необходимые комплектующие из-за рубежа, вместо того чтобы создавать новые рабочие места.

Все согласились с мнением вице-президента ТПП СК Б. Оболенца о необходимости постоянного диалога между всеми заинтересованными в инновационном развитии края сторонами.

– К примеру, можно проводить регулярные семинары и круглые столы для предпринимателей и инноваторов, рассказывать о существующей господдержке, об условиях ее получения, – считает Б. Оболенец. – Важно, чтобы представители бизнеса и науки имели возможность задать друг другу вопросы и узнать таким образом потребности друг друга, завязать деловые контакты. Специалисты Торгово-промышленной палаты края уже подготовили курс таких семинаров, они состоятся в ближайшее время.

Наталья ТАРНОВСКАЯ

Бизнес боится инноваций / Газета «Ставропольская правда» / 11 января 2013 г.