07:08, 10 января 2013 года

Учительница Жданова была замучена гитлеровскими палачами за связь с партизанами

- В больнице райцентра лежит Прасковья Егорова. Встретьтесь с ней, она расскажет вам о судьбе учительницы Ждановой...

- Мария Юлиановна Жданова приехала по распределению в село Левокумское и стала работать учительницей начальных классов, - вспоминала П. Егорова. - Она была очень общительной, интеллигентной женщиной. Работу свою любила. Хорошо относилась к детям. Редко предавалась унынию, несмотря на сложности бытия…

Когда началась война, ее муж Калина Жданов ушел на фронт, хотя у него была бронь, дававшая ему право на отсрочку от призыва в действующую армию.

Сохранилось несколько писем Марии Ждановой той поры, адресованных сестре. Вот небольшие выдержки из них.

«21 января 1942 года. Здравствуй, родная! Мы с Риммой (дочь М. Ждановой. - Авт.) остались одни. Вчера проводили своего родненького в армию. Милая, если бы ты знала, как мне тяжело! Я не знаю, как я буду жить…».

«4 марта 1942 года. У меня праздник. Вчера получила письмо с фронта. Калина воюет где-то в Крыму… Бьет фашистов. Пишет, ругает их прямо матом… Не дают, говорит, и письма написать. Пишет в окопе…».

И отрывок из последнего письма: «30 марта 1942 года. Я стала профессиональной артисткой. Днем – на работе, а вечером – на репетициях. Вчера ставили пьесу «Шестеро любимых». Я играла Савишну. Играла хорошо, несмотря на то что настроение у меня не аховское… От Калины нет ничего.

В субботу одна из жен красноармейцев, с которыми служит Калина, получила письмо от товарища, что муж ее 27 февраля 1942 года убит… Я схожу с ума… Не дай бог получить такое письмо…».

А спустя некоторое время в дом Марии Ждановой пришла похоронка. Ее муж погиб где-то в районе Керченского пролива во время ожесточенных боев с фашистами…

- В знойный полдень 18 августа 1942 года в Левокумское пришли захватчики, - продолжает рассказ Прасковья Егорова. - Появились они внезапно. Из села не успели уйти партизаны, на глазах у всех был скошен очередью из немецкого пулемета член левокумского партизанского отряда «Яков» лейтенант Алексей Васильевич Шлюпко, получивший задание взорвать здание мельницы, чтобы она не досталась врагу. Погибли и мирные жители села Левокумского…

Началась паника. Партизанские повозки, навьюченные военной амуницией, продовольствием, лошади с наездниками стремительно двигались в сторону реки Кумы, к югу от села. Во время этой суеты и неразберихи командир партизанского отряда «Яков» А. Сердюков получил ранение в ногу. Он с трудом ушел от погони и скрылся в густых садовых зарослях на берегу реки Кумы.

В дальнейшем М. Жданова под различными предлогами приходила в лес к партизанам, приносила бинты, йод, продукты. Она рассказывала и об обстановке в селе, о настроениях людей.

Частые отлучки Марии из дома не могли быть не замеченными местными полицаями (а их было на все село не менее пятидесяти человек). Сегодня невозможно установить, кто и когда выдал Жданову фашистам. Арестовывать ее приехали не местные полицаи, а гитлеровцы.

Вспоминает Прасковья Андреевна Егорова:

- В конце сентября или в начале октября 1942 года – сейчас уже точно не помню - к дому, где жила Мария Жданова, подъехала большая крытая тентом немецкая машина. На улице раздались голоса «Ждановски!.. Ждановски!..» Мария Юлиановна в этот момент отсутствовала. Когда пришла, ее тут же под охраной увезли в Буденновск.

Дочь Римма в этот момент находилась в семье Щербаковых, она только чудом не оказалась в числе тех, кого должны были увезти в рабство в Германию.

- Я дважды ездила в Буденновск, - продолжает Прасковья Андреевна. - Возила Марии Юлиановне передачи. Передачи принимали, но никаких встреч с нею гитлеровские власти не разрешали. В последний раз - это было в ноябре 1942 года – мне передали записку от нее. В ней дословно, как сейчас помню, было написано следующее: «Прошу взять мое дитя… Пишу собственной кровью…». Больше мы с нею не виделись…

Мария Юлиановна Жданова была замучена гитлеровскими палачами в застенках Буденновского гестапо за связь с партизанами.

* * *

К сожалению, нет в Книге Памяти левокумцев, погибших в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), имен Марии Ждановой и ее мужа Калины. На недавнем заседании президиума районного совета ветеранов Левокумского района принято решение об исправлении этой ошибки.

В. СМОЛЯКОВ. Левокумский район
«Учительница Жданова»
Газета «Ставропольская правда»
10 января 2013 года