«Ряженых» казаков на Ставрополье больше не будет
Предваряя вопросы о будущей деятельности атамана и его войска, журналисты язвительно заметили, что с 90-х годов минувшего века в России беспрестанно твердят о возрождении казачества. Доколе это возрождение будет продолжаться?
Вопреки ожиданиям атаман не стал ссылаться на отсутствие средств, волокиту законодателей, косность местных властей и т. д, и т.п., а с готовностью поддержал журналистов:
- Действительно, о возрождении уже пора забыть - 22 года возрождаемся! Теперь будем доказывать, что мы есть, что мы нужны на Кавказе, - подчеркнул Сергей Александрович и тут же пообещал каждый квартал встречаться с прессой и рассказывать, что полезного терские казаки сделали за прошедшие три месяца.
С чего начать, для войскового атамана очевидно. Терское казачье войсковое общество должно выполнить те задачи, которые на него возлагает Федеральный закон № 154 «О государственной службе российского казачества».
- Войдя в государственный реестр, мы взяли на себя определенные обязанности. Они четко прописаны в уставе общества, который утвердил министр регионального развития Российской Федерации.
Охрана общественного порядка на Северном Кавказе – самая очевидная из этих обязанностей. Одна полиция не в состоянии обеспечить покой и безопасность граждан. В прошлом генерал милиции, Сергей Клименко заметил, что даже в советское время, в условиях жесткой централизации, милиция была вынуждена прибегать к помощи народных дружин. Ныне в помощь полиции создаются казачьи дружины. Войсковой атаман считает, что в течение 2013 года в них в целом по СКФО будет состоять от трех до пяти тысяч обученных дружинников.
Не надо быть провидцем, чтобы предугадать: появление на улицах городов, сел и станиц дружинников с нагайками вызовет неоднозначную реакцию населения, особенно в национальных республиках. У атамана Клименко на пересуды подобного рода есть четкий ответ. Дружины будут работать в тесном взаимодействии с МВД, и в них войдут только подготовленные люди. Для этого сейчас строится специальный учебный центр. Там будущие дружинники будут проходить юридическую, физическую, огневую, медицинскую подготовку. В частности, их обучат, как выполнять свои обязанности, не задевая национальной чести и достоинства граждан, как упреждать возможные конфликты... Что же касается национальности самих дружинников, то Сергей Клименко напомнил, что с самого зарождения Терского казачьего войска в нем состояли люди разных национальностей. Были целые подразделения калмыков, ингушей, чеченцев, кабардинцев, других горских народов. Но поскольку казак непременно должен быть православным, для тех, кто не хотел сменить веру, в Терском войске существовал институт приписных казаков. Они являлись полноправными членами войска, но не могли избирать атаманов и быть избранными. Следовательно, и ныне нет никаких препятствий, для того чтобы в казачьи дружины входили люди разных национальностей. Что, кстати, уже практикуется в восточных районах Ставрополья.
По мнению войскового атамана, поддерживать жесткую дисциплину казаков-дружин-ников побудит и специальная форма, в которой они будут заступать на дежурство. Увидев казака в такой форме на улице, жители будут знать, что он несет государственную службу.
Понятно, что требовать соблюдения жестких правил и ограничений можно только от членов тех казачьих обществ, которые вошли в государственный реестр. Но ведь помимо «реестровых» существует множество различных общественных казачьих организаций. Как быть с ними? Например, в отношении формы одежды и казачьих званий? Ведь это принципиально важно.
О том, какой вред наносят казачеству «ряженые», жестко говорили еще на первом Большом круге казачьих войск России, состоявшемся в Ставрополе в 2003 году. Советник Президента РФ по делам казачества, Герой России Геннадий Трошев тогда докладывал: «Разве можно считать нормальным явлением, когда количество генералов казачьих войск исчисляется сотнями. А вы посмотрите, сколько самопровозглашенных генерал-лейтенантов и генерал-полковников от казачьих войск разъезжает по стране! Это создает негативное отношение к российскому казачеству в целом».
Вот и вновь избранный атаман Терского войскового казачьего общества намерен искоренять «ряженых» казаков. Он напомнил, что согласно Федеральному закону «О государственной службе российского казачества» общественным казакам запрещается носить форменную одежду и знаки различия. Пользоваться государственной атрибутикой вправе только казаки, вошедшие в государственный реестр. А потому войсковой атаман инициировал жесткую ревизию: кто, когда, как получил казачье звание и на каком основании носит те или иные ордена и медали. Это тем более необходимо, поскольку отныне казачьи билеты будут выдавать военкоматы.
К самопровозглашенным казачьим офицерам и орденоносцам будут применяться меры административного воздействия. Сергей Клименко уверен, что таким образом удастся раз и навсегда избавиться от «ряженых». При этом он готов по многим вопросам конструктивно сотрудничать с лидерами общественных казачьих организаций. Более того, при Терском войске недавно учредили общественное казачество.
- В нем казаки и казачки будут находиться от рождения до самой смерти. А состоять в государственном реестре, согласно федеральному закону могут только граждане от 18 до 65 лет.
Ответил войсковой атаман и на самый болезненный вопрос: о судьбе казачьих станиц на Сунже, на левом берегу Терека в Чечне и Дагестане. Как известно, в 90-е годы минувшего века Чечню и Ингушетию вынужденно покинули более 200 тысяч русскоязычных граждан. В районах, где прежде казаки составляли 80 – 90 процентов населения, их доля сократилась в несколько раз. По сути, исчезла та буферная зона, которая позволяла поддерживать безопасность и стабильность в восточных районах Ставропольского края.
Сергей Клименко сообщил, что об этой проблеме он уже беседовал по телефону с президентом Чеченской Республики. По его словам, Рамзан Кадыров тоже считает, что Чечня не должна быть моноэтничной, а потому он готов содействовать возвращению казачьих семей. Чтобы четко уяснить ситуацию, войсковой атаман намерен в ближайшее время объехать все казачьи станицы в Ингушетии, Чечне и Дагестане. После чего совместно с руководством этих республик и аппаратом полпреда Президента РФ в СКФО атаман Терского войска будет принимать решения.
- Нужна государственная программа поддержки казачьих семей, решивших вернуться в свои станицы. Мы должны убедить людей, что они там будут в безопасности. Если мы сможем реально изменить ситуацию на исконно казачьих землях, люди сами начнут возвращаться. Словом, эта задача стоит, и она сегодня главнейшая на Кавказе, - заявил Сергей Клименко.
5 января 2013 года