18:05, 27 декабря 2012 года

Николай Швыдкий — футбольный самурай

Все мы родом из детства

У людей, появившихся на свет в годы войны, особенная закалка. Колька Швыдкий родился в Кировограде, что на Украине, в грозовом сорок втором. В первые послевоенные годы, как и все мальчишки того времени, любил гонять на пустыре тряпичный футбольный мячик, не предполагая, что этот кругляш может стать его жизненной судьбой. По-взрослому заиграл уже в студенческие годы, когда учился в институте физкультуры в Омске, где у него жили родственники. Работал слесарем на местном авиационном заводе и гонял в футбол за команду предприятия — что может быть прекраснее для честолюбивого юноши?!

Институт с первой попытки, правда, не окончил — был отчислен (как спустя годы сам «виновник» признает: было за что). Его позвали в город Марганец Днепропетровской области, за команду которого он около двух лет и играл на первенство Украины. Ставрополь возник в его судьбе, можно сказать, случайно: здесь тоже жили родственники, и в середине шестидесятых Швыдкий на свой страх и риск приехал на просмотр к Геннадию Тиранову. 23-летний парень «показался» и будущему патриарху краевого футбола, и бывшему тогда председателем крайспорткомитета Юрию Трофимову.

Узнав о перипетиях его студенческой жизни, эти умудренные жизненным опытом люди подсказали ему, что образование было бы неплохо завершить. Швыдкий так и поступил: вернулся в Омск, восстановился в институте и в 1968 году уже дипломированным специалистом вернулся в Ставрополь. Его первая должность – инструктор по спорту завода «Красный металлист». На следующий год команда предприятия заявилась в чемпионат края, а в году векового юбилея основателя Советского государства стала чемпионом Ставрополья. В те годы он сам еще не наигрался, так что выступал в роли играющего тренера.

Скажи мне, кто твой тренер…

Ему посчастливилось дать путевку в большой футбол очень многим известным ныне игрокам, тренерам и функционерам. Из его первого набора вышли такие знаменитости, как Сергей Горб и Валерий Репишевский, Михаил Аракелян и Зураб Саная. Но Швыдкий всегда подчеркивает, что одному даже семи пядей во лбу специалисту дать путевку в жизнь такому количеству больших мастеров невозможно, и неразрывно связывает все достижения учеников с творческими удачами бригады тренеров-единомышленников, к которым он причисляет прежде всего Владимира Китина и Михаила Корниенко, Сергея Парамонова и Сергея Дударева.

Дабы не утомлять читателей перечислением клубов, сборных и достижений воспитанников Швыдкого, озвучу только географию выступлений его учеников: от Южно-Сахалинска до Калининграда, от Мурманска до Махачкалы (из всех этих городов в его адрес пришли поздравительные телеграммы) и сборные, за которые они играли: Россию и Казахстан, Белоруссию и Украину. «Из-под него» вышли двое заслуженных мастеров спорта — Роман Павлюченко и Дмитрий Кириченко, один «международник» — Юрий Дроздов и много-премного игроков, к которым сейчас применим термин «легендарные».

И это не просто игра случая, а плод кропотливой, вдумчивой работы, в первую очередь над собой. В 1980 году он закончил третий набор Высшей школы тренеров (ВШТ), где вместе с ним премудростям наставничества обучались такие «зубры», как Валентин Иванов и Анзор Кавазашвили, Михаил Фоменко и Владимир Агапов. Первым местом работы дипломированного специалиста в начале восьмидесятых стало ставропольское «Динамо», где по-нынешнему главным тренером работал тогда Валентин Хахонов, а президентом клуба был Геннадий Тиранов, у которых наш герой и был помощником. Когда команда вылетела из первой союзной лиги, Швыдкий едет в Черкесск главным тренером местного «Нарта», который ему пришлось создавать, как говорится, с нуля. Там с легкой «ноги» Швыдкого заиграл будущая звезда ставропольского «Динамо» – Гарри Гусейнов. Когда в краевом центре решили открыть спортинтернат (будущее училище олимпийского резерва, ныне СУОР), организовывать строительство заведения и учебу в нем пригласили Николая Васильевича. За время 30-летней работы в СУОРе Н. Швыдкий на практике внедрил свои теоретические разработки дипломной работы в ВШТ «Воспитание скоростных качеств футболистов». Ранее считалось, что скорость тренировке не поддается, как говорится, что бог дал. Он сумел доказать, что это не так. Оказалось, в возрасте 11-14 лет, когда дети все впитывают как губки, над скоростью можно работать! Хотя процесс этот, конечно, трудоемкий. Но раз уж взялся за гуж… В общей сложности Николай Васильевич более сорока лет протренерствовал в Ставрополе — мало не покажется, в том числе последний десяток лет — будучи пенсионером.

Продинамили…

Для рассуждений о печальной судьбе родной команды «Динамо» из краевого центра герою нашего повествования не хватило даже ненормативной лексики.

- Если бы у меня был набор слов, чтобы поведать свою грусть-печаль на литературном русском языке… Вот все говорят: Ставрополье – край футбольный. На словах может быть. На деле точно нет. По географическому принципу он обязан таковым быть, а реально является лишь околофутбольным. Как должна быть организована работа, за примерами далеко ходить не надо. Ориентир — соседний Краснодарский край, до которого нам пока как до Луны.

Сейчас юбиляр живет фантазиями — мечтает увидеть хотя бы неотапливаемый манеж (легкоатлеты, к слову, теми же думками богатеют уже три десятилетия).

- На мой взгляд, самый главный сейчас недостаток в том, что никто не хочет заниматься черновой работой, зато всем подавай сиюминутный результат. Материальная составляющая бежит впереди самой игры! На развитии провинциального футбола в регионах сильно сказывается низкий уровень образования, в первую очередь тренеров. Сейчас даже в ВШТ делают тренеров-скороспелок — за полтора месяца получите готового специалиста! Все поставлено на поток, конвейер штампует. Нас на это учили два с половиной года! Чтобы краевые детские тренеры могли работать в ДЮСШ, они получают лицензию в Краснодаре. Их там учат ровно восемь дней! Что за это время можно вложить в специалиста, ума не приложу. Отсутствие системы подготовки кадров тренеров для детско-юношеского футбола упирается в низкий заработок этих специалистов, что отнюдь не добавляет популярности профессии. Что в Ставрополе нет «Динамо», это очень плохо. Правда, есть «Машук» и «Кавказтрансгаз», но дети туда не стремятся, все хотят в Москву. Там пирамида клубного футбола имеет логическую завершенность, здесь — нет, там есть перспектива, здесь — увы.

Николай Васильевич оптимист, он мечтает дожить до того времени, когда уровень ставропольского футбола будет высоко котироваться в России. Хочет приносить пользу великой игре и вывести наш футбол, как сам говорит, на гребень волны, чтобы выходили от нас и «сборники», и игроки мирового уровня. А добиться этого он мыслит всем миром, применяя футбольную терминологию, «коллективным отбором». Формула успеха по Швыдкому: команда функционеров-единомышленников набирает такой же фанатично преданный футболу тренерский коллектив, который, в свою очередь, работая прежде всего с местными воспитанниками, выводит ставропольский футбол на качественно иной уровень.

Всех причастных к футболу людей Николай Швыдкий поздравил с наступающим Новым годом.

Вместе с родственниками, друзьями и учениками юбиляра поздравлял спортивный обозреватель «Ставрополки»

«Футбольный самурай»
Газета «Ставропольская правда»
29 декабря 2012 года