Итоги законотворчества Ставропольской краевой Думы в 2012 году подвел ее председатель Юрий Белый
Декабрь традиционно является временем подведения итогов. Что сделано? Какими направлениями законотворческой деятельности необходимо заняться вплотную в наступающем году? На эти и другие вопросы «СП» отвечает председатель Думы Ставропольского края Юрий Белый.
- Юрий Васильевич, понятно, что сделано много. Тем не менее какие законы, принятые в течение года, вы выделили бы из общего ряда? И как в целом оцениваете работу краевой Думы в 2012-м?
- Судить о результативности работы депутатского корпуса должны, на мой взгляд, наши избиратели. Насколько мы оправдали их надежды и чаяния, оценивать им. Но, со своей стороны, я могу смело сказать, что трудились все депутаты и аппарат Думы ответственно, честно, не халтуря, не увиливая от своих обязанностей.
Всего за год было проведено 12 заседаний Думы, на которых принято 133 закона, в том числе 30 базовых. Состоялось 148 заседаний думских комитетов, на которых рассмотрено свыше 700 вопросов. Разобраться в сложных темах помогали депутатские слушания, круглые столы, другие мероприятия, на которых трудные вопросы рассматривали с разных точек зрения, с привлечением специалистов, представителей исполнительной власти.
Во главу угла нашей законотворческой деятельности была поставлена социальная защищенность граждан, организация их быта, создание условий для развития и улучшения качества жизни. Мы постарались навести порядок в сфере торговли, в связи с чем разработали и приняли Закон «О разграничении полномочий органов государственной власти Ставропольского края в сфере государственного регулирования торговой деятельности». Освободили от уплаты транспортного налога ветеранов боевых действий. Приняли меры по оказанию финансовой поддержки сельхозтоваропроизводителям края, пострадавшим в результате почвенной засухи в этом году. Приняли принципиально новый Закон «О некоторых вопросах охраны здоровья граждан на территории СК», в котором закреплен модернизированный подход к классификации видов медицинской помощи, а также отражены инновационные способы управления деятельностью в сфере охраны здоровья, заключающиеся в сочетании государственного регулирования и самоуправления, в формировании системы управления качеством и безопасностью медицинской деятельности. Для повышения эффективности «закона о тишине», а также усиления мер по выявлению и пресечению правонарушений, связанных с нарушением покоя граждан и общественного порядка, наделили сотрудников дорожно-патрульной службы полиции правом составлять протоколы по фактам слишком громкого звучания звуковоспроизводящих устройств, установленных в транспортных средствах. Добились снижения тарифов на потребление воды на 10%, и это один из важнейших итогов работы депутатов в регулировании деятельности ЖКХ. Примеров знаковых решений, принятых краевой Думой, я могу привести множество.
В политическом плане очень важными были изменения в устав края, регламентирующие процедуру выборов губернатора, и введение должности вице-губернатора – председателя правительства.
К сожалению, не все вопросы могут решаться на краевом уровне. Но это не значит, что краевые депутаты ничего не предпринимают, дожидаясь верховных решений. Ставропольские парламентарии активно используют свое право законодательной инициативы, к нашим предложениям в Госдуме РФ прислушиваются и нередко берут за основу при разработке федеральных законов.
Например, мы предложили внести изменения в статьи 2 и 4 Федерального закона «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования» и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства». Мы учитывали, что сельскохозяйственное производство во многом зависит от климатических и погодных условий и важным инструментом, способным обеспечить их финансовую устойчивость, стабильность и прибыльность, является агрострахование. В соответствии с действующим федеральным законом государственная поддержка будет оказываться в случае заключения договора страхования всей площади сельхозугодий. Однако это условие экономически невыгодно и приводит на практике к тому, что для многих сельхозтоваропроизводителей договор на таких условиях неподъемен. В итоге они лишаются прав на получение субсидий.
Приведу лишь один пример. В 2011 году аграрии Ставропольского края застраховали 900 тыс. гектаров, или 42 процента посевной площади. Страховым организациям был выплачен 1 млрд рублей страховых взносов. А субсидии из федерального и краевого бюджетов были предоставлены на сумму 500 млн рублей, что составляет 50 процентов от уплаченных по договорам страховых взносов.
Если сельхозтоваропроизводители будут страховать 100 процентов посевной площади, как это предусмотрено действующим законом, то из федерального бюджета потребуется выделить 1,2 млрд рублей на предоставление субсидий на компенсацию части страховой премии. А в случае если будет застраховано не более 50 процентов посевной площади, как предусмотрено в подготовленном нами законопроекте, потребность в расходах федерального бюджета снизится. Образовавшаяся экономия с учетом возможного увеличения страховых тарифов и премий за счет снижения порога наступления страхового случая до пяти процентов может быть также направлена на предоставление субсидий.
Еще одна инициатива краевой Думы - об ограничении продажи и употребления так называемых энергетических напитков, имеющих в своем составе кофеин и таурин в объеме, опасном для здоровья, особенно детей и подростков. Однако «энергетики» намеренно создаются со вкусовыми характеристиками, присущими традиционным безалкогольным прохладительным напиткам, и широко рекламируются. Известны даже случаи, когда дети совершали общественно опасные деяния под их воздействием.
На сегодняшний день на федеральном уровне отсутствует закон, регулирующий деятельность по обороту безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических). В то же время наблюдается рост объема продаж и расширение ассортимента такой продукции.
Увеличение числа потребителей алкогольных и слабоалкогольных тонизирующих напитков приводит к ухудшению здоровья граждан, оказывает негативное воздействие на социальный климат, усугубляет криминогенную обстановку. Поэтому ставропольские парламентарии предложили федеральным коллегам принять закон, ограничивающий продажу «энергетиков» лицам, не достигшим 18-летнего возраста.
- Рациональное распоряжение имуществом, находящимся в государственной собственности края, - одна из ключевых задач, в том числе и законодательной власти. Неслучайно действует антикоррупционный механизм: перечень особо важных объектов, предлагающихся к приватизации, утверждается на заседании Думы. Последние жаркие дебаты на эту тему касались сочинского санатория «Ставрополье». Депутаты не согласились с позицией минимущества края, подавшего в Арбитражный суд заявление о признании здравницы банкротом. И, судя по прозвучавшим на заседании оценкам, депутаты узнали о принятом решении последними. В чем дело? Какие причины не позволяют наконец решить эту проблему с длинной бородой?
- Да, вокруг этого санатория уже не один год периодически разгораются страсти. И депутаты, и краевое правительство находятся в поиске эффективного решения. В настоящий момент содержание санатория слишком дорого обходится краевой казне. С одной стороны, мы понимаем, что владение такой собственностью в преддверии зимней Олимпиады - 2014 может принести большие прибыли. Но... чтобы это было так, необходимы колоссальные вложения, чтобы привести санаторий в надлежащий порядок, чтобы не стыдно было принимать гостей, в том числе и иностранных. И основной вопрос на данный момент формулируется, как говорят в народе, так: стоит ли овчинка выделки? Минимущества края считает, что нет. У ряда депутатов иное мнение. Именно поэтому мы решили еще раз взвесить все «за» и «против», сверить цифры. В Думе сформирована рабочая группа по изучению состояния объектов санатория, в состав которой вошли краевые депутаты, представители правительства края и некоммерческого партнерства «Санаторий «Ставрополье». Надеюсь, что в будущем году наконец примем согласованное решение.
- Юрий Васильевич, как вы относитесь к тому факту, что бюджет впервые принят бездефицитный? Справится ли казна с социальной нагрузкой, возрастающей в том числе в связи с очередным повышением зарплаты отдельным категориям бюджетников? Бюджетные обязательства сокращены на 318 млн рублей в связи с неиндексацией ряда социальных выплат. Однако вряд ли так можно решить проблему. Возможно, было бы честнее принять бюджет с дефицитом? Расходы растут, социальная сфера требует все больших вложений, на уровень субъекта передается все больше полномочий. Не придется ли в связи с этим брать в долг?
- В первую очередь, считаю необходимым подчеркнуть, что бюджет впервые принят на три года. И вы правы, бюджет сформирован без дефицита на 2013 год, и на среднесрочную перспективу он также запланирован бездефицитным.
Основные критерии формирования бюджета на очередной финансовый год и плановый период были заложены в Бюджетном послании Президента Российской Федерации В. Путина о бюджетной политике в 2013-2015 годах и указах, подписанных главой государства в мае 2012 года.
Президентом поставлена задача достижения целей социально-экономической политики, на финансовое обеспечение которых и направляются бюджетные средства, и все это максимальным образом учтено в главном финансовом документе края. Всего в 2013 году только на мероприятия, связанные с реализацией указов Президента России, потребуется дополнительных расходов в сумме более 3,6 млрд рублей.
Что касается вопроса о неиндексации ряда социальных выплат. Справедливости ради следует напомнить, что подобные меры, как приостановка отдельных законодательных актов в целях сокращения расходов, не обеспеченных финансированием, принимались в нашем крае на протяжении нескольких последних лет. И замечу, что речь шла о гораздо более крупной сумме, чем 318 млн рублей. Да, это мера непопулярная. Но у нас очень высокий объем государственного долга и, как я отмечал выше, есть задачи, которые мы в обязательном порядке должны решить, поэтому временное приостановление индексации отдельных выплат и нефинансирование отдельных расходов вполне объяснимы и оправданны. Теперь о возможности потом взять «в долг», как вы выразились. Бюджет края основан на реализации мероприятий программ органов исполнительной власти края. Такой подход расширяет возможности для маневра бюджетными ресурсами в рамках государственной программы. Отмечу, что на последнем в этом году заседании Думы мы приняли Закон «О резервном фонде Ставропольского края», предназначенном для исполнения расходных обязательств в случае недостаточности доходов краевого бюджета. Поэтому будем надеяться, что привлечения заемных средств для финансирования расходов краевого бюджета не будет вовсе или будет мизерным.
- Можно ли вообще говорить о принятом бюджете края как бюджете развития, учитывая рост объемов социальных обязательств?
- Как я уже говорил, приоритетной задачей для нас является достижение долгосрочных целей социально-экономического развития нашего региона. А решение социальных вопросов жителей, таких как повышение заработной платы, ежемесячная выплата при рождении третьего ребенка и последующих, обеспечение доступности дошкольного образования, совершенствование медицинской помощи населению и многое другое, – это неотъемлемая часть развития общества в целом.
Но неправильным будет считать, что социальное развитие несет ущерб экономическому. Эти сферы очень взаимосвязаны. Приведу в пример лишь несколько цифр: на реализацию инвестиционной программы в области здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства и т. д. в 2013 году предусмотрено 1,7 млрд рублей, на реализацию мероприятий краевой целевой программы «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае на 2012-2015 годы» - 220,4 млн рублей, на развитие восточных районов - 150 млн рублей, дорожный фонд края на будущий год сформирован в объеме 6,3 млрд рублей. В разрезе расходов краевого бюджета в 2013-м предусмотрены также субсидии муниципалитетам на софинансирование объектов капитального строительства. И, конечно, при формировании бюджета, особенно средств, выделяемых на развитие инфраструктуры, особое внимание было уделено привлечению средств федеральных.
- Юрий Васильевич, какую роль реально могут сыграть законодатели в совершенствовании единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в Ставропольском крае? Что сделано в этом году и есть ли планы на перспективу?
- Начну с того, что совершенствование единой финансовой, бюджетной и налоговой политики не зависит от пожеланий органов государственной власти края или местного самоуправления. Это процесс, «основную скрипку» в котором играют решения, принятые на федеральном уровне.
Так, например, подписанным в мае этого года Указом Президента Российской Федерации № 601 поручено внести изменения, направленные на повышение обеспеченности местных бюджетов, стабильности объемов региональных фондов финансовой поддержки и софинансирования муниципальных образований. А мы, в свою очередь, в соответствии с этим документом будем предпринимать меры по совершенствованию специальных налоговых режимов для обеспечения приоритетного зачисления поступлений в местные бюджеты, оптимизации федеральных льгот по региональным и местным налогам на основе их инвентаризации и анализа экономической и социальной эффективности.
Будем надеяться, что это положительно повлияет на развитие налогового потенциала местных бюджетов, позволит укрепить налоговую базу, что, в свою очередь, должно отра-зиться на более полном финансировании полномочий органов местного самоуправления.
- Какие решения приняты в текущем году в сфере осуществления государственного управления в области недропользования, лесных отношений, водных отношений, охраны окружающей среды, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, обеспечения экологической безопасности? Почему зачастую законы, призванные защитить природу и, соответственно, человека в ней, не срабатывают?
- Вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Федерации и субъектов. Мы активно используем эти полномочия для формирования и совершенствования краевого природоохранного законодательства.
Нашими предшественниками была создана добротная региональная законодательная база в этой сфере, которая в целом обеспечивает права жителей нашего края на благоприятную окружающую среду, определяет формы экологического контроля, устанавливает ответственность за нарушения природоохранных норм.
В текущем году депутаты Думы пятого созыва продолжили эту работу. К примеру, приняли закон об охране животного мира, внесли назревшие изменения в законы об охране окружающей среды на территории Ставропольского края, о регулировании отношений в сфере недропользования и некоторые другие.
По предложению краевой общественной организации охотников и рыболовов внесены очень важные поправки в краевой закон об охоте и сохранении охотничьих ресурсов. Теперь приоритет при распределении разрешений на добычу будет отдаваться охотникам, которые добровольно участвуют в регулировании численности отдельных видов животных, а также в мероприятиях по сохранению фауны. Это поможет формированию в многотысячном сообществе ставропольских охотников цивилизованного, подлинно хозяйского отношения к живой природе.
Однако принятие даже хорошего закона не гарантирует решение имеющихся экологических проблем. На практике нормативный акт является отправным пунктом на этом пути.
Взять, к примеру, краевой закон о некоторых вопросах охраны атмосферного воздуха. Этим законом закреплена возможность введения ограничений на передвижение транспортных средств в населенных пунктах, местах отдыха и туризма, на особо охраняемых территориях в целях уменьшения выбросов вредных веществ. Сделать это вправе органы исполнительной власти края. Но пока не утверждены соответствующие порядки, устанавливающие ограничения, а главное, санкции за их нарушение, положительных сдвигов в этой сфере мы не добьемся.
- 14 октября 2011 года Думой края принят Закон «О дорожном фонде». Как вы оцениваете это законодательное решение? Станут ли у нас в итоге лучше дороги?
- Одной из форм депутатской работы является контроль за исполнением законов. В профильном комитете регулярно проходят совещания с представителями министерства дорожного хозяйства, органов местного самоуправления, дорожно-строительных управлений. Депутаты проводят рейды, чтобы изучать эффективность расходования средств дорожного фонда на местах.
Так, в 2012 году объем финансирования дорожного фонда Ставропольского края составил более 6,1 миллиарда рублей. По сравнению с 2011 годом финансирование дорожной отрасли возросло на треть.
На сегодняшний момент выполнение объема работ по дорожному фонду составляет более 95%. И это очень высокий процент. За истекший период отремонтированы участки региональных автомобильных дорог протяженностью 265,9 км, в том числе на маршрутном ремонте 104,85 км, линии электроосвещения общей протяженностью 35,964 км на 36 участках региональных автомобильных дорог и 5 аварийных мостов, начаты работы по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры края, находящихся в оперативном управлении министерства. Полностью завершены строительство обхода ст. Курской (2-я очередь), реконструкция автомобильной дороги Георгиевск - Новопавловск от автомобильной дороги Кочубей - Зеленокумск - Минеральные Воды (1-я очередь), реконструкция моста на автомобильной дороге Каново - Черноярская. Подходит к концу строительство мостового перехода с подходами на автомобильной дороге Георгиевск - Новопавловск. Ведутся работы по реконструкции автомобильной дороги Пятигорск - Георгиевск (2-я очередь).
Особенностью текущего года является увеличение расходов на муниципальные дороги. На эти цели направлен 1 миллиард 669 миллионов рублей.
Если в прошлом году мы предоставили субсидии 17 муниципальным образованиям (и только на строительство и реконструкцию автодорог), то в этом году уже 71 муниципальное образование получило финансовую поддержку из дорожного фонда края. Средства направлены помимо строительства и реконструкции еще и на ремонт улично-дорожной сети и дворовых территорий многоквартирных домов.
К примеру, в Зеленокумске большинство улиц за последние месяцы претерпели капитальную реконструкцию. В основном это дороги с интенсивным движением, расположенные в центральной части города, вдоль которых располагаются социально значимые объекты. Их обновлению предшествовало начало капитального ремонта моста через реку Куму, который является отрезком автодороги краевого значения. Чтобы не доставлять неудобства автомобилистам, местные власти решили отремонтировать разом муниципальные дороги и вывести транспортные потоки на них, а параллельно на средства из дорожного фонда привести в порядок подъездные пути к многоквартирным домам и предприятиям и организациям, расположенным на этих улицах.
Поначалу люди с осторожностью отнеслись к вынужденной вырубке полутысячи старых деревьев – таких жертв потребовало расширение центральных улиц, а затем подхватили почин и приняли самое активное участие в благоустройстве своих дворов, обновленных тротуаров, разделяющих проезжую часть. Свою лепту внесли и предприниматели: кто-то приобрел лавочки для сквера, кто-то навесы для остановок общественного транспорта. Сегодня центр города разительно отличается от того, каким он был всего пару лет назад.
Зеленокумск – это пример того, как люди используют появившуюся возможность благоустроить свой город за счет средств дорожного фонда. Результаты реализации закона превзошли все ожидания.
Вместе с тем в работе с муниципальными образованиями края в этом вопросе помимо положительного опыта есть и отрицательный. Не все органы местного самоуправления до конца поняли серьезность своих обязательств по исполнению своих контрактных обязательств, своевременной подготовки технической и исполнительной документации, что сдерживает движение вперед.
- Каковы планы на год грядущий?
- Работать. Работать добросовестно, открыто, целеустремленно, прилагая все усилия, чтобы оправдать надежды наших избирателей, которые они на нас возложили, доверив нам представлять их интересы в высшем законодательном органе государственной власти Ставрополья.
25 декабря 2012 года