Кто контролирует жилье в Ставропольском крае
Сфера деятельности управления определена постановлением Правительства Ставропольского края, и в число решаемых управлением задач входят:
- осуществление регионального государственного жилищного надзора – деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (далее – обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, а также деятельности по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности;
- контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Ставропольского края, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
- контроль за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Подведены итоги работы управления за 11 месяцев 2012 года, и вот каковы результаты.
В указанный период управлением осуществлены плановые проверки в соответствии с планом проведения в 2012 году проверок по контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям, а также за исполнением предписаний, сформированным с учетом требований Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласованным с прокуратурой Ставропольского края, а также внеплановые проверки.
Всего за 11 месяцев 2012 года при проведении инспекционных проверок управлением обследовано 49,8 млн кв. м (84%) жилищного фонда всех форм собственности в Ставропольском крае.
Следует отметить, что фактическая нагрузка на одного государственного инспектора управления составила почти 2 млн кв. метров жилищного фонда, при норме на год 1 млн кв. метров.
В сравнении с показателями работы управления в 2011 году в 2012 году увеличилось общее количество выявленных нарушений, в основном нарушений нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами, а также нарушений в области содержания и ремонта жилищного фонда.
По итогам проверок, проведенных управлением, управляющим организациям, ТСЖ и предприятиям, обслуживающим жилищный фонд края, было выдано почти 20 тысяч исполнительных документов со сроками устранения правонарушений. По этому показателю управление добилось одного из лучших результатов в Российской Федерации.
В 2012 году следует отметить продолжающееся увеличение потока корреспонденции в адрес управления. Всего в отчетный период поступило 9588 документов (это в 1,2 раза больше, чем за весь 2011 год), из них 5652 - обращения граждан (что в 2 раза больше, чем в 2011 году), которые рассмотрены в установленные сроки, по ним приняты соответствующие меры. Работе с обращениями граждан управлением уделяется особое внимание.
Наибольшее количество жалоб и заявлений поступило из г. Ставрополя, меньше - из городов КМВ и Шпаковского района.
Увеличение количества поступивших заявлений связано в первую очередь с повышением уровня осведомленности населения края о полномочиях управления по всем направлениям деятельности и свидетельствует о снижении доверия населения организациям по управлению и обслуживанию жилищного фонда. Большинство жалоб вызвано несвоевременным принятием мер по устранению нарушений технического состояния домов и предоставлению коммунальных услуг гражданам, а в отдельных случаях - игнорированием управляющими, обслуживающими организациями законных требований граждан.
Главной целью деятельности управления, в том числе работы с обращениями граждан, является:
- создание безопасных и комфортных условий для проживания граждан в жилищном фонде;
- предупреждение возникновения аварийных ситуаций в жилищном фонде, снижение материального ущерба и вреда здоровью и жизни населения;
- повышение качества предоставляемых населению жилищных и коммунальных услуг;
- повышение уровня знаний и информированности населения в сфере деятельности управления.
Вместе с тем управлением проведен комплекс мероприятий по приведению нормативных правовых актов управления в соответствие с требованиями Федерального закона от 04.06.2011 № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Так, постановлением Губернатора Ставропольского края от 13.07.2012 № 474 признаны утратившими силу постановления Губернатора Ставропольского края от 30 июня 2008 г. № 510 «Об утверждении Положения об управлении Ставропольского края - государственной жилищной инспекции» и от 25 мая 2010 г. № 226 «О внесении изменений в Положение об управлении Ставропольского края - государственной жилищной инспекции, утвержденное постановлением Губернатора Ставропольского края от 30 июня 2008 г. № 510».
В то же время постановлением Правительства Ставропольского края от 13.07.2012 № 249-п утверждено положение об управлении Ставропольского края – государственной жилищной инспекции, в соответствии с которым управление теперь является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор. В рамках полномочий по осуществлению регионального государственного жилищного надзора управление помимо ранее исполняемых функций наделено новыми.
Необходимо отметить, что надлежащее и в полном объеме исполнение функций по надзору и контролю, в том числе исполнение новых, ранее не исполняемых функций, возможно лишь в случае увеличения штатной численности управления и укомплектования специалистами с юридическим, экономическим и бухгалтерским образованием.
Учитывая изложенное, в целях обеспечения эффективности осуществления регионального жилищного надзора в Ставропольском крае планируется подготовка предложений о внесении изменений в соответствующие нормативные правовые акты Ставропольского края по увеличению штатной численности управления и обеспечению необходимыми материально-техническими ресурсами.
Положительные результаты работы управления в обеспечении прав и законных интересов граждан при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг были отмечены Главной государственной жилищной инспекцией Российской Федерации в отчете о деятельности государственных жилищных инспекций Российской Федерации за 9 месяцев 2012 года.
Управлением продолжается реализация мероприятий по осуществлению в пределах полномочий регионального государственного жилищного надзора – деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных жилищным законодательством. Особое внимание в работе управления уделяется выполнению поручений Главной государственной жилищной инспекции, Губернатора и Правительства Ставропольского края и работе с обращениями граждан.
Как уже отмечено, особое место в деятельности управления занимает работа с населением. Все обращения в управлении рассматриваются в порядке и сроки, установленные законодательством России.
По большинству обращений на основании распоряжения начальника управления в соответствии с требованиями законодательства РФ проводились внеплановые выездные и документарные проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, оказывающих жилищно-коммунальные услуги. Также проводились и проводятся проверки в отношении собственников жилых помещений многоквартирных домов.
В случаях подтверждения фактов нарушений жилищного законодательства в отношении проверяемых лиц составляются протоколы об административных правонарушениях и выдаются предписания об их устранении. Кроме того, лица, допустившие нарушения, привлекаются к административной ответственности в области охраны собственности в виде наложения административного штрафа. В случае неисполнения предписаний управления в указанные сроки составляются протоколы об административных правонарушениях против порядка управления, административные материалы направляются на рассмотрение мировым судьям. По вопросам, не относящимся к полномочиям управления, подготовлены и направлены заявителям квалифицированные разъяснения.
Вот конкретные примеры.
С.А. Никитин обратился по вопросу неудовлетворительного технического состояния общего имущества в многоквартирном доме (далее - МКД) № 213 по ул. Ленина в г. Ставрополе.
В соответствии с положением об управлении, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 13.07.2012 № 249-п, управление является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор (контроль) в установленной сфере деятельности.
В ходе проведения внеплановой документарной проверки государственным инспектором управления установлено, что в соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственниками помещений в указанном МКД выбран один из способов управления - управление управляющей организацией. Согласно ст. 162 ЖК РФ собственниками помещений в указанном МКД заключены договоры на управление МКД с обществом с ограниченной ответственностью - управляющая компания «Жилищно-эксплуатационный участок - 2» г. Ставрополя (далее - ООО УК «ЖЭУ-2»). Перечень работ по текущему и (или) капитальному ремонту, объемы, финансирование и сроки выполнения работ на текущий год собственниками помещений не установлены.
При проведении внеплановой выездной проверки прокуратурой Ленинского района города Ставрополя государственный инспектор управления был привлечен в качестве специалиста для проверки доводов, изложенных в данном обращении, визуально обследованы чердачное помещение и фасад указанного МКД, течь кровли не установлена (данная проверка проведена во время выпадения атмосферных осадков), при этом выявлены нарушения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, а именно: наличие участков загнивания деревянных элементов (обрешетки) кровли, неудовлетворительное состояние внутридомового электрооборудования, разрушение балконных плит. Устранение данных нарушений отнесено к работам по текущему и (или) капитальному ремонту общего имущества в МКД.
ООО УК «ЖЭУ-2» была предоставлена информация, согласно которой собственники помещений в указанном МКД были уведомлены о необходимости проведения работ по текущему и (или) капитальному ремонту кровли, балконных плит, внутридомовой системы электрооборудования, что подтверждается актом общего (весеннего) осмотра в апреле 2012 года, предписанием от 31.08.2012, направленным старшему по дому. До настоящего момента собственниками помещений не принято решение об утверждении сроков проведения необходимых работ и их финансирования.
По результатам данной проверки государственным инспектором управления был составлен акт, который направлен в прокуратуру Ленинского района города Ставрополя для принятия соответствующих мер.
Дополнительно сообщено, что принятие решений о текущем и капитальном ремонте общего имущества в МКД отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в МКД и осуществляется такой ремонт за счет средств собственников жилья (ст. 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 39, 158 ЖК РФ, пункты 18-21 правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491).
Рассмотрено электронное письмо в адрес Президента РФ от Л.А. Чудновой по вопросу неудовлетворительного технического состояния общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме № 2 по ул. Анджиевского в г. Минеральные Воды.
При рассмотрении указанного обращения государственным инспектором управления установлено, что собственниками помещений в указанном МКД выбран способ управления многоквартирным домом - непосредственное управление собственниками помещений. Договор на оказание услуг по ремонту и содержанию общего имущества заключен с обществом с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационный комбинат № 1» (далее - ООО «ЖЭК № 1»).
В ходе проведения внеплановой выездной проверки совместно с представителями ООО «ЖЭК № 1» государственным инспектором управления при обследовании технического состояния общего имущества в присутствии собственников помещений в указанном МКД выявлены нарушения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170.
По итогам внеплановой выездной проверки возбуждено дело об административном правонарушении в отношении должностного лица ООО «ЖЭК № 1» и выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
И.Н. Волкова обратилась по вопросу самовольно произведенной перепланировки лестничной площадки собственником двух квартир в многоквартирном доме по адресу: г. Ставрополь, ул. Пирогова, 15.
В ходе внеплановой выездной проверки, проведенной совместно с управляющей компанией ООО УК «Комфорт сервис», государственным инспектором управления установлено, что собственником двух квартир на лестничной площадке перед указанными квартирами демонтирован каркас дверной коробки, лестничная площадка приведена в первоначальное состояние, о чем по результатам проверки был составлен соответствующий акт, подписанный в том числе представителем управляющей компании ООО УК «Комфорт сервис».
Заявитель проинформирован о том, что если он считает, что его права нарушены, то в соответствии со ст. 11 ЖК РФ и ст. 11, 12 ГК РФ заявитель вправе обратиться в суд.
Обращение Л.И. Гринченко касалось вопроса технического состояния уличной системы водоотведения по ул. Пушкина в г. Минеральные Воды.
На момент проведения внеплановой выездной проверки государственным инспектором управления установлено, что уличная система водоотведения по ул. Пушкина между жилыми домами № 153/2 и № 157 в г. Минеральные Воды находится в рабочем состоянии. По результатам проверки составлен соответствующий акт, подписанный в том числе заявителем.
Коллективное обращение М.Ю. Дружининой, В.Т. Казаковой и Т.К. Антоновой поднимало вопрос качества предоставления коммунальной услуги (горячее водоснабжение) в многоквартирных домах № 167/2, корп. 1, № 167/2, корп. 2, по ул. Ленина в г. Михайловске, собственниками помещений в которых выбран способ управления МКД - управление обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания г. Михайловска № 1» (далее - исполнитель коммунальных услуг).
В ходе проведения внеплановой выездной проверки соблюдения нормативного уровня и режима обеспечения коммунальной услугой (горячее водоснабжение) собственников и пользователей помещений в указанных МКД управлением установлено, что на момент проверки горячее водоснабжение в указанных многоквартирных домах отсутствует по причине остановки на плановый профилактический ремонт центральной котельной, обеспечивающей указанные многоквартирные дома теплоносителем.
Кроме того, установлено, что собственники и пользователи жилых помещений в указанных многоквартирных домах своевременно информировались исполнителем коммунальных услуг о дате начала проведения планового перерыва в предоставлении горячего водоснабжения.
В завершение добавим, что по поднимаемым в обращениях жителей Ставрополья вопросам и результатам их рассмотрения управлением осуществляется информирование населения городов и муниципальных районов края через средства массовой информации.
Управление продолжает рассматривать поступающие обращения с целью выработки оптимальных управленческих решений, направленных на защиту прав и законных интересов граждан.
15 декабря 2012 года