16:06, 13 декабря 2012 года

Продвижение электронных госуслуг – приоритетная задача Ставропольского Управления Росреестра

В частности, Росреестр выдает выписки и справки, необходимые для предоставления в 33 ведомства и получения 88(!) услуг.

Между тем 210-й Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» потребовал от органов власти всех уровней свести к минимуму участие граждан в процессе получения ими государственных и муниципальных услуг.

Для решения этой задачи Росреестром создан механизм электронного межведомственного взаимодействия, позволяющий получить сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимость (ЕГРП) по электронным каналам связи в кратчайшие сроки.

«Предоставляемые Росреестром госуслуги, как правило, являются составной частью ряда других государственных, муниципальных и иных услуг. Сведения из ЕГРП необходимы, например, для оформления материнского капитала, постановки на жилищный учет, вступления в наследство, для оформления ипотеки, кредита и т. д. Предоставленная органам власти и другим структурам возможность самостоятельно запросить сведения из ЕГРП посредством электронного межведомственного взаимодействия позволяет избавить граждан от личного обращения к нам за справками и выписками, – поясняет руководитель Управления Росреестра по Ставропольскому краю Дмитрий Степанов. – Практика показала необходимость отработать до совершенства механизм электронного межведомственного взаимодействия, а также донести информацию о новых возможностях до потенциальных потребителей – федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, банков, нотариусов, риэлторского сообщества и в первую очередь простых граждан. Ведь без эффективного продвижения электронных госуслуг они останутся слабо востребованными.

Перед нами стояла задача добиться именно эффективного электронного межведомственного взаимодействия, а не межведа на бумаге посредством почты и факса, и для этого Управлением был реализован комплекс мероприятий, направленных на массированное продвижение электронных госуслуг Росреестра среди наших потенциальных потребителей на территории Ставропольского края.

Их можно разделить на два этапа. На первом – с октября 2011 года – проводилась серьезная работа с органами государственной власти и местного самоуправления, а также с внебюджетными фондами. Для эффективного продвижения электронных госуслуг создавались совместные рабочие группы, регулярно проводились оперативные совещания, специалисты Управления проводили обучающие семинары, в том числе и с выездами в районы, была налажена телефонная «горячая линия». Кроме того, нами разрабатывался и тиражировался специализированный методический материал и обучающий видеоролик, содержащий пошаговую инструкцию при обращении за выдачей сведений из ЕГРП в электронном виде».

Во многом благодаря этому система электронного межведомственного взаимодействия по предоставлению госуслуг Росреестра в Ставропольском крае реально заработала.

«Не секрет, что Ставрополь значительно опережает все города и районы края по уровню деловой и экономической активности, – говорит глава администрации Ставрополя Андрей Джатдоев. – Потому очень важно, что краевое Управление Росреестра не избрало формальный подход к выстраиванию системы межведомственного взаимодействия. Еще до того как в нее должны были по закону включиться муниципалитеты, Управление Росреестра не только проинформировало нас о своей готовности к электронному межведомственному взаимодействию, но и дало рекомендации о приведении в соответствие с 210-м ФЗ административных регламентов муниципальных услуг в части исключения обязанности заявителя представлять справки и выписки из ЕГРП. Но главное, был налажен прямой диалог, позволивший в сжатые сроки отработать все технологические моменты. Действовала совместная рабочая группа, многие вопросы решались в рамках оперативных совещаний. Кроме того, представители Управления Росре-естра провели обучающие семинары с нашими специалистами. Теперь администрация Ставрополя при предоставлении муниципальных услуг по электронным каналам запрашивает сведения из ЕГРП, не направляя запросы по почте. А жители Ставрополя получают муниципальные услуги оперативнее и без дополнительных сложностей».

Ставропольское Управление Росреестра проводит ежемесячный мониторинг, который позволяет выявить органы власти и организации, еще не включившиеся в полной мере в процесс электронного межведомственного взаимодействия, а потому требующие адресной работы по продвижению госуслуг Росреестра. По словам Д. Степанова, данные мониторинга показывают, что наиболее распространенными причинами личного обращения заявителей за выписками из ЕГРП является предоставление их нотариусам, в кредитные организации и риэлторам. В связи с этим была начата реализация второго этапа продвижения госуслуг Росреестра с привлечением банков, нотариусов, а также риэлторов.

«На кредитные организации законодательство не возлагает обязанность обращаться в Росреестр за получением информации в электронном виде, соответствующий законопроект только готовится, – подчеркивает председатель Северо-Кавказского банка ОАО «Сбербанк России» Петр Колтыпин. – Однако мы, как клиентоориентрованная компания, понимаем, что электронное взаимодействие между банком и Росреестром – это ощутимый шаг вперед с точки зрения исключения каких бы то ни было рисков, а также повышения качества предоставления банковских услуг. Ведь процессы оформления кредита, ипотеки или залога будут упрощены и ускорены в случае прямого контакта банка с Росреестром. На данном этапе Северо-Кавказским банком с краевым Управлением Росреестра достигнуты определенные договоренности, и в ближайшее время мы запустим технологию получения данных из ЕГРП в электронном виде».

Инициатива Управления была положительно воспринята и нотариусами Ставрополья.

«Действительно, в последнее время нотариусы все чаще пользуются электронными каналами связи для запросов информации об объектах недвижимости, – утверждает президент Нотариальной палаты Ставропольского края Николай Кашурин. – Это позволяет оперативно получать ту юридически значимую информацию, которая необходима для совершения того или иного нотариального действия. Со стороны Управления Росреестра было оказано содействие по организации ряда соответствующих обучающих семинаров, в том числе и с выездами в нотариальные конторы. Для того чтобы сотрудничество с Управлением Росреестра по Ставропольскому краю было еще более плодотворным, сейчас проводится работа по активизации использования нотариусами возможности получения сведений из ЕГРП в электронном виде с помощью электронного межведомственного взаимодействия. Учитывая высокий уровень развития информационно-технического ресурса Нотариальной палаты Ставропольского края, уверен, что в ближайшее время все нотариусы края будут работать с электронными выписками из ЕГРП».

Руководитель ЗАО «Первая ипотечная компания Ставрополья» Михаил Шульгинов добавляет: «Мы одни из первых в крае начали пользоваться электронными услугами Росреестра в части заказа выписок из ЕГРП в электронном виде. Потому на собственном опыте говорю: это дешевле, быстрее и удобнее! Нет необходимости ждать пять рабочих дней, пока будет готова выписка. Документ готов буквально в течение одного-двух дней. Причем заявителю можно выбрать, в каком виде ее получить – по электронной или обычной почте либо лично прийти за бумагой в Росреестр. Особое спасибо специалистам отдела предоставления информации о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, которые работают на «горячей линии» по вопросам выдачи информации в электронном виде, грамотно консультируя по функционалу портала и при необходимости помогая оформить заявку. Ведь на первом этапе, когда новации входят в нашу жизнь, важно не только досконально разъяснить всем, в чем их удобство и как это облегчает жизнь, но и научить адресатов пользоваться ими».

Процент предоставления Управлением сведений из ЕГРП в электронном виде с каждым месяцем растет. И всегда приятно говорить о заслугах Ставрополья, особенно когда наш край опережает абсолютное большинство российских территорий в плане внедрения каких-либо новаций. Эффективность выбранного Управлением Росреестра по Ставропольскому краю курса по продвижению госуслуг сейчас подтверждается конкретными цифрами. Оно занимает четвертое место в общероссийском рейтинге службы по предоставлению терорганами сведений из ЕГРП в электронном виде. По данным на 12 декабря, впереди Ставрополья только Московская область (98125 запросов по предоставлению сведений из ЕГРП в электронном виде), Санкт-Петербург (94555 запросов) и Москва (70651 выписка). Показатель Ставропольского края – 38255 запросов.

Все это, в свою очередь, еще раз говорит о том, что только при тесном сотрудничестве всех участников электронного межведомственного взаимодействия в прошлом останутся столь ненавистные нам очереди, бумажная волокита и пресловутые административные барьеры. И между ведомствами наконец начнет «бегать» информация, а не граждане и предприниматели.  

Ю. НОВИКОВА
«Продвижение электронных госуслуг – приоритетная задача Ставропольского Управления Росреестра»
Газета «Ставропольская правда»
14 декабря 2012 года