ВАЗовское электротакси принимают первых пассажиров

ВАЗовское электротакси принимают первых пассажиров

© Фото: Николай БЛИЗНЮК

Сергей Запасский демонстрирует электрозаправку

Сергей Запасский демонстрирует электрозаправку

© Фото: Николай БЛИЗНЮК

Электромобиль на подзарядке

Электромобиль на подзарядке

© Фото: Николай БЛИЗНЮК

60 лет назад по улицам Кисловодска ездили такси «Победа» и не было никаких проблем с экологией

60 лет назад по улицам Кисловодска ездили такси «Победа» и не было никаких проблем с экологией

© Фото: Николай БЛИЗНЮК

Группа специалистов Волжского автозавода недавно провела в Кисловодске итоговые испытания электромобиля. Машину опробовали руководители города, а от специальной рабочей группы правительства Ставропольского края в испытаниях участвовал гендиректор ЗАО « Автоколонна 1721» Шамиль Касымов.

Выбросы вредных веществ в атмосферу Кисловодска за последние десять лет возросли в четыре раза и достигли 235 тонн в год на квадратный километр, или 117 килограммов на душу населения. Такие данные приводили эксперты на Национальном научном форуме «Нарзан-2011», состоявшемся в прошлом году в Кисловодске.

Причем 96 процентов «грязных» выбросов в атмосферу приходится именно на автомобильный транспорт. На учете в РЭО ГАИ Кисловодска состоит свыше 35000 машин. Плюс к тому в город-курорт ежедневно въезжает более 2000 иногородних автомобилей. Большинство из них не отвечает экологическим стандартам, а попытки местных властей хоть как-то ограничить въезд на курорт иногороднего транспорта прокуратура расценила как нарушение действующего законодательства Российской Федерации.

Вот и выстраиваются ежедневно в час пик у единственного въездного моста в город очереди из сотен автомобилей. Улицы в Кисловодске узкие, извилистые, с большим перепадом высот, на многих дорожное полотно – колдобина на колдобине. Плюс к тому из рук вон плохая организация дорожного движения. В результате бесконечные заторы, пробки, экстренные торможения, перегазовки… Клубы выхлопных газов висят почти над каждым перекрестком. Рельеф местности не позволяет использовать в Кисловодске троллейбусы.

И в этой ситуации использование на курорте малолитражных электромобилей, производство которых осваивает Волжский автозавод, – большой плюс в деле защиты окружающей среды.

Белая «Лада-Калина» с шашечками такси на крыше и надписью «Электромобиль» на дверцах легко разворачивается в крытом боксе бывшего кисловодского таксопарка и бесшумно останавливается в двух шагах от меня. За рулем узнаю гендиректора ЗАО «Автоколонна 1721» Шамиля Касымова. Выходят и пассажиры: мэр Наталья Луценко и спикер местного парламента Сергей Финенко. Впечатления от поездки в электромобиле у них самые позитивные: движется плавно, бесшумно, в салоне комфортно. Делится впечатлениями и ведущий инженер ВАЗа, один из разработчиков электромобиля Владимир Палчевский. Накануне он четыре с половиной часа безостановочно колесил на электромобиле по улицам Кисловодска. Причем выбирал самые извилистые, крутые, с разбитым дорожным полотном. И вот результат: ходовая часть выдержала все местные колдобины без поломок, одной стандартной зарядки аккумуляторов хватило на 125 километров пути.

– Для работы такси в одну смену в городских условиях вполне достаточно, – убежден он.

Однако рано или поздно батареи электромобиля разрядятся. И что тогда?

– Никаких проблем, – уверяет региональный директор фирмы «Энсто Рус» Сергей Запасский.

Он подводит руководителей города и журналистов к небольшой овальной стойке из нержавейки. Прикасается электронным ключом – дверца распахивается, открывая доступ к розетке. С. Запасский берет оранжевый кабель со штекерами на концах: один подключает к зарядному устройству, другой – к электромобилю. Подзарядился – и можно ехать дальше.

Но наученная горьким опытом хозяйственника Наталья Луценко интересуется:

– А насколько эти зарядные устройства антивандальные?

Представители фирмы «Энсто Рус» уверяют, что монолитный стальной корпус зарядного устройства устоит против любого раздухарившегося лоботряса. Более того, он снабжен специальным покрытием от любителей граффити и различных надписей. Достаточно слегка протереть тряпочкой – и от художеств не останется и следа. В России, пояснил С. Запасский, работает уже более ста таких заправочных станций, и пока претензий не было.

Помимо медленной нам продемонстрировали и быструю электрозаправку – довольно громоздкое сооружение. Но зато отечественное, более дешевое. Использовать его планируют в стационарных точках: таксопарке, аэропорту, на вокзалах и т. д.

– А сколько стоит этот электромобиль? – поинтересовался я.

Кусается, и пребольно: 1250 тысяч рублей. Кто-то из шоферов за моей спиной деланно закашлялся... И было от чего. Выходит, электромобиль стоит дороже, чем три новенькие «Калины» базовой комплектации или иномарка представительского класса. Замялись даже представители власти и главный популяризатор электромобилей на Кавминводах, гендиректор ЗАО «Автоколонна 1721» Шамиль Касымов. Именно это крупнейшее в городе пассажирское автопредприятие намерено закупить первую партию вазовских электромобилей.

– Конечно, автопредприятие берет на себя большую финансовую нагрузку, – признает глава города Наталья Луценко. – Поэтому ему необходимы преференции.

К сожалению, у муниципальных властей набор таких преференций невелик: договориться о преимущественном праве движения экологически чистых электромобилей в курортной зоне, субсидировать ставку по кредиту – вот, пожалуй, и все. Поскольку это будет пилотный проект, то часть затрат обещают взять на себя ВАЗ и правительство Ставропольского края. Кроме того, краевые власти могли бы ввести квоты на такси в городах-курортах. Сейчас в Кисловодске официально числится 674 таксомотора, но на самом деле ежедневно на его улицах «бомбят» более двух тысяч человек.

– Правительство края ставит задачу пустить в Кисловодске 90 электротакси уже к началу курортного сезона – 2013, – пояснил Шамиль Касымов.

Но это, конечно, мизер на фоне 40000 обычных чадящих авто. Перевести всех на электрическую тягу в ближайшие годы не удастся из-за дороговизны батарей электромобилей. А есть ли иные пути вырвать прекраснейший город Северного Кавказа из удушающей удавки выхлопных газов?

Рассмотрим варианты.

Весь нынешний год на 61-м километре железнодорожной ветки Минеральные Воды – Кисловодск (недалеко от въезда в город) пытаются реанимировать 20-летней давности проект: рядом с наземным строят подземный автомобильный переезд. Безусловно, беспрепятственно проезжать под рельсами намного удобнее, чем стоять перед шлагбаумом, ожидая, пока пройдет электричка. В четвертом квартале будущего года 460 миллионов рублей, выделенных на строительство переезда, обещают освоить полностью. И вот тогда, мол, ситуация с автотранспортом в городе-курорте радикально улучшится.

Ой ли? Пропускная способность улиц по другую сторону железной дороги – даже после частичной реконструкции – невелика. К тому же большинство автомобилей затем опять переезжает железнодорожные пути, чтобы попасть в центр города.

Куда радикальнее разгрузить транспортные потоки в центре Кисловодска позволил бы другой объезд, до окончания строительства которого тоже уже лет 20 не доходят руки у властей.

Если постоять с полчаса у въездного моста в Кисловодск, то нетрудно убедиться, что примерно каждый четвертый автомобиль въезжает в город-курорт с улицы Промышленной. То есть из Предгорного района Ставрополья и Малокарачаевского района КЧР. Хотя было бы гораздо ближе и удобнее въезжать в Кисловодск через автомобильный мост между Новым озером и форелевым хозяйством. Таким образом, каждый день несколько тысяч автомобилей шли бы в объезд центральных улиц Кисловодска. Но почему-то на 80 процентов построенный мост никак не достроят.

И, наконец, пора бы вспомнить, что во всех цивилизованных странах к выхлопам автомобилей уже давно применяют экологические стандарты «Евро-3» и «Евро-4». А по городу-курорту федерального значения до сих пор частенько проезжают такие «керосинки», после которых прохожие на тротуарах еще долго стоят, закрывая нос и рот.

Каждый год в Кисловодске проходит Международный форум «Инвестиции в человека». В этом году на его площадках представляли как вазовские электромобили, так и изумительные (но безумно дорогие) японские. А неподалеку от этих электрических авто сиротливо стояли их младшие братья отечественной разработки – электровелосипеды, электровеломобили (которые в десятки раз дешевле электро- «Калин» и «Мицубиси»). И уж совсем гадкими утятами чувствовали себя на «ярмарке здоровья» механические велосипеды и веломобили.

На базе этих экологически чистых, финансово доступных средств передвижения в городе-курорте давно пора бы развернуть тотальную пропаганду экологических знаний и здорового образа жизни как альтернативы засилью удушающих и совершенно бессмыссленных в маленьком городке сверхмощных авто. Например, под лозунгом «Кисловодск – территория здоровья».

Но прошел почти год после форума «Инвестиции в человека», а в Кисловодске не открыли ни одной велосипедной дорожки, не построили ни одной велостоянки, на улицах я не видел ни одного электрического велосипеда или веломобиля. Грустно...

Николай БЛИЗНЮК

Спасти Кисловодск от удушья / Газета «Ставропольская правда» / 30 ноября 2012 г.