Восьмиквартирный дом для детей-сирот в Новоалександровске.

Восьмиквартирный дом для детей-сирот в Новоалександровске.

В Новоалександровске новые жильцы получили квартиры с социальным ремонтом.

В Новоалександровске новые жильцы получили квартиры с социальным ремонтом.

Напомним, что федеральным законодательством полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями переданы регионам. В Ставропольском крае с конца 2010 года блок жилищных вопросов этой категории граждан находится в ведении министерства строительства и архитектуры СК.

Правовой аспект

Как пояснили в минстрое, правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется Конституцией РФ, федеральными законами и законами Ставропольского края. Дополнительные гарантии права детей-сирот на внеочередное получение жилья определены в статье 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Там сказано, что жилье должно быть подобрано по месту жительства ребенка и его площадь не может быть ниже установленных социальных норм.

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди детям-сиротам по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Расходы на предоставление жилья сиротам частично финансируются за счет федерального бюджета, средства которого поступают в регионы в виде субсидий. Вместе с тем определенное финансовое бремя в соответствии с законодательством берут на себя и российские субъекты.

Уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, как уже было отмечено, является региональный минстрой. А обязанности по формированию и ведению списков сирот, а также находящихся под опекой детей, не обеспеченных жильем, закреплены за министерством образования края.

Нынешняя арифметика

Подчеркнем, что проблема по наделению жильем сирот на Ставрополье стоит очень остро. Для ее решения на краевом уровне приняты законы «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с первым из них органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по соцподдержке сирот, а также детей, находящихся под опекой, в приемной или патронатной семье, детских домах семейного типа, воинских частях в качестве воспитанников, проживающих на территории муниципального района и городского округа и не имеющих закрепленного жилого помещения. А упомянутый выше краевой закон о дополнительных гарантиях предоставляет детям право выбора. Либо с ними заключается договор социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо им предоставляются денежные средства на приобретение или строительство жилья. Размер субсидии в последнем случае зависит от средней рыночной цены квадратного метра, а общая площадь жилья для расчета субсидии должна составлять 33 квадратных метра.

Расчет размера субсидии производится органами местного самоуправления края на дату принятия ими положительного решения о выделении средств. Для этого используется утвержденный правительством края порядок предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Субсидии предоставляются сиротам в безналичной форме на основании заключенного ими договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированного в установленном порядке в органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Деньги перечисляются непосредственно продавцу жилья или застройщику.

Очередь движется

По состоянию на первое января 2011 года в списке детей-сирот и детей, находящихся под опекой, подлежащих обеспечению жильем, состояло 4639 человек. На первое октября 2012 года в этой очереди значится 5479 человек.

Ежегодно правительством Ставропольского края с Министерством финансов Российской Федерации заключается соглашение о предоставлении региону субсидии из федерального бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот. В прошлом году в его рамках было выделено 219,2 млн рублей. В 2012 году Ставрополье получило 188,4 млн рублей. Кроме того, на эти цели ежегодно предусматриваются средства и в краевом бюджете. В частности, в 2012 году на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот из региональной казны выделено 338 млн рублей, что в 1,8 раза превышает объем финансирования 2011 года.

Всего с 2010 по 2012 год включительно на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот потрачено 1143,3 млн рублей. В том числе из федерального бюджета поступило 452,9 млн рублей, из краевого – 690,4 млн. Таким образом, в 2010 году в общей сложности на эти цели выделено 209,7 млн рублей, в 2011 – 407,2 млн рублей, в 2012 – 526,4 млн рублей.

В итоге в период с 2010 года по середину ноября 2012 года обеспечено жилыми помещениями 1487 детей-сирот: в 2010 году – 316 человек, в 2011 – 628 человек, в 2012 – 543 человека. На оформлении также находится 91 договор на сумму 59,8 млн рублей.

Отдельный дом

Для решения жилищной проблемы детей-сирот краевым министерством строительства и архитектуры в начале каждого финансового года среди муниципальных образований распределяются предназначенные для этого средства краевого бюджета. Для формирования заявок с мест используется утвержденная минстроем методика определения средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам, их административным центрам и городским округам края.

Органы местного самоуправления края оказывают детям-сиротам помощь не только в подборе вариантов жилья в пределах размера субсидии, но и при оформлении документов. Важно, что еще до приобретения в собственность квадратных метров работниками министерства осуществлялся предварительный осмотр жилья на соответствие его установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Кстати, не так давно в краевой нормативной документации было прописано, что дети-сироты могут приобретать жилые помещения за счет предоставленной субсидии также на территории других субъектов Российской Федерации. В таких случаях могут использоваться собственные или заемные средства.

Впервые в 2012 году для обеспечения жилыми помещениями сирот построен отдельный дом в Новоалександровске. В нем восемь детей приобрели благоустроенные однокомнатные квартиры. Аналогичный дом на четыре квартиры возведен в селе Летняя Ставка Туркменского района. В настоящее время в Новоалександровске продолжается строительство второго восьмиквартирного жилого дома. Вместе с тем в Кисловодске строятся многоквартирные дома, в которых наряду с ветеранами Великой Отечественной войны получат квартиры и дети-сироты, проживающие в городе-курорте.

В министерстве строительства края отмечают, что все жилые дома для детей-сирот на Ставрополье возводятся на земельных участках, обеспеченных коммунальной инфраструктурой.

Две очереди

По данным минстроя, положительный опыт работы по освоению в 2012 году денежных средств на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот имеется в Александровском, Буденновском, Изобильненском, Левокумском, Нефтекумском, Новоалександровском, Новоселицком, Предгорном, Труновском, Туркменском и Шпаковском районах, Георгиевске, Невинномысске, Ставрополе, Ессентуках, Кисловодске и Пятигорске.

Недостаточно активно ведется эта работа в Арзгирском, Благодарненском, Кировском, Красногвардейском, Петровском и Предгорном районах. Органами местного самоуправления там до сих пор не освоены в полном объеме денежные средства, выделенные на приобретение жилых помещений для детей-сирот. В числе основных причин таких «пробуксовок» не только дефицит финансов. Наряду с тем что размеры субсидий не всегда являются достаточными для покупки достойного жилья в некоторых муниципалитетах, на рынке зачастую отсутствуют предложения, соответствующие предъявляемым к жилью для сирот требованиям.

Кроме того, сказывается наличие судебных актов, обязывающих органы местного само-управления края во внеочередном порядке обеспечивать жилыми помещениями тех или иных детей-сирот. В итоге в перво-очередном порядке квадратными метрами обеспечиваются дети, реализовавшие в судебном порядке свое право на внеочередное обеспечение жилым помещением. Такая ситуация, полагают в минстрое, ставит в неравные условия тех, кто только ожидает своей очереди. В итоге в муниципалитетах образуются два списка детей-сирот, имеющих право на внеочередное обеспечение жилым помещением: общая очередь и та, что образовалась в соответствии со вступившими в законную силу судебными актами.

Кстати, с 1 января 2013 года условия обеспечения сирот жилыми помещениями изменятся: субсидии выделяться не будут, детям станут предоставлять благоустроенные квартиры или дома специализированного жилищного фонда по договорам найма. Соответственно, органам местного самоуправления края в целях эффективного использования уже выделенных денежных средств необходимо принять срочные меры по их полному освоению до конца 2012 года, а также оказывать помощь детям-сиротам в подборе ими жилых помещений и подготовке документов, необходимых для их приобретения. 

Юлия ЮТКИНА,

Во внеочередном порядке / Газета «Ставропольская правда» / 24 ноября 2012 г.