Вокальный ансамбль «45-я параллель»

Вокальный ансамбль «45-я параллель»

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Вокальный ансамбль «45-я параллель» под управлением заслуженного артиста России Валерия Короткова

Вокальный ансамбль «45-я параллель» под управлением заслуженного артиста России Валерия Короткова

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Вокальный ансамбль «45-я параллель» под управлением заслуженного артиста России Валерия Короткова

Вокальный ансамбль «45-я параллель» под управлением заслуженного артиста России Валерия Короткова

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Программа прозвучала в гостеприимном зале картинной галереи художника П. Гречишкина, где по сложившейся многолетней традиции собрались истинные ценители хорошей, настоящей музыки. И в этот прекрасный вечер оставалось лишь сожалеть, что возможности галереи как концертной площадки весьма ограниченны. Зато какая здесь акустика: стройный хор голосов поднимается под своды купола, возвращаясь к слушателям необыкновенными, волшебными волнами… Никаких микрофонов просто не нужно! И вот он, живой звук, о котором так много говорится среди нынешнего засилья фонограмм. И какой звук! Отточенная ансамблевость пения вместе с сильным, красивым вокалом создают ощущение вдохновенного полета, радуя каждым новым поворотом музыкального ряда, даря все новые и новые эмоции взволнованному сердцу слушателя. Да и самим певцам этот полет, кажется, доставляет особое удовольствие. А тут еще по стенам кругом чудесные гречишкинские пейзажи – Кавказ, Байкал, Русский Север, Валаам, Соловки, Кижи, Волга… Вся Россия смотрит и слушает…

Трудно поверить, что «45-й параллели» немногим более двух лет. Впрочем, само имя создателя и руководителя ансамбля отметает сомнения: Валерий Коротков не раз уже приятно удивлял нас не только своим музыкальным даром, но и талантом организатора. И на сей раз его опыт удался на славу. Хотя начиналось все, как часто водится, почти из ничего. Случилось так, что ранее существовавший в Ставрополе также на базе городского творческого объединения «Аккорд» мужской вокальный квартет остался без руководителя и оказался на грани распада. Тогда-то на него обратил внимание Коротков.

– У меня к тому времени сложилось свое видение места такого коллектива в культурной палитре города, – вспоминает Валерий Иванович. – Чисто мужской квартет, причем профессиональный, собрать вообще проблема, в нем каждый вокалист должен представлять очень яркую индивидуальность, величину… Нет, теоретически мужские голоса – это прекрасно, но попробуй их набери! Я вокальный потенциал в городе знаю наперечет, хорошие певцы чаще уже в довольно солидном возрасте, а молодежь привлечь к такому вокалу вообще сложно. Так возникло предложение сделать смешанный состав – по четыре мужских и женских голоса. Это открывает совсем иные возможности.

Жизнь подтвердила правоту маэстро. В августе 2010 года начали репетировать, уже через месяц впервые выступили на Дне города, а в декабре рискнули поехать в Краснодар на региональный отборочный тур всероссийского конкурса «Поющая Россия». Казалось бы, рановато еще, коллектив «сырой», но ничего, справились, более того – заняли первое место в своей номинации, а ведь был там весь Юг России. В результате молодой ансамбль попал на заключительный этап в Санкт-Петербург. Вот такое вдохновляющее начало… И хотя в Северной столице взяли третье место, но ведь и коллективу не было еще даже года! После такого успеха не назовешь случайным удачное выступление «45-й параллели» на Международном конкурсе в Сочи, где трое солистов – Леонид Бережной, Елена Вагина и Елена Попова – стали и персональными лауреатами. В послужном списке ансамбля десятки сольных концертов, в одной только галерее П. Гречишкина сколько раз выступали. Приглашают на различные мероприятия в школы, средние специальные учебные заведения, в производственные коллективы. Например, в подразделениях Газпрома ансамбль бывает регулярно. Словом, сложился разносторонний, мобильный коллектив, который может справиться с любой продукцией, как выразился В. Коротков.

Вот это определение «любой» в устах маэстро чуть насторожило: не слишком ли велик разброс в жанрах, направлениях, темах? Очень уж разнообразный репертуар у «45-й…»: и православные песнопения, и европейская средневековая музыка, и отечественная высокая классика, и народная песня… Однако В. Короткова это ничуть не смущает: ему довелось поработать с разными коллективами и по разным направлениям. В хормейстерском багаже и камерный хор, предполагающий в основном академическое пение, и ансамбль «Пограничник Кавказа», отдававший предпочтение эстрадной, военной песне.

– Уже тогда понял, что выбирать что-то одно не всегда верно, полезно бывает двигаться в нескольких направлениях, поэтому, создав «45-ю параллель», изначально поставил перед ребятами задачу осваивать разные жанры. Одна программа – из академической музыки, для камерного исполнения, другая – чисто эстрадная, популярная, которую можно вывезти на большую аудиторию, например на стадион или площадь.

Все сначала удивились такому диапазону. Но постепенно поняли, что это интереснее для творческого человека – попробовать себя во всем. К тому же дает возможность работать с самой широкой аудиторией, разной по своим запросам и подготовленности. Кому-то хочется послушать репертуар группы «Доктор Ватсон», кому-то подавай «Цыганочку», кому-то – русскую народную песню или современную эстраду, ту, что на слуху у масс. Но, убежден Валерий Иванович, параллельно нельзя оставлять и серьезную музыку. Отсюда, например, освоение соответствующих обработок русских народных песен. А как замечательно ансамбль исполняет итальянскую народную песню XV-XVI веков, причем на языке оригинала! Постоянный эксперимент стал для коллектива нормой жизни: если в первом отделении концерта звучит классика, то вторую можно открыть веселой, непритязательной песенкой «Жил да был черный кот за углом…», причем с участием балетной подтанцовки.

Все это тем более интересно, что для нас, согласитесь, привычнее, когда у творческих коллективов непременно прослеживаются какая-то специализация, свои предпочтения. А тут сплошное смешение жанров. Предъявляющее, кстати, весьма непростые требования к исполнителям: не каждый способен одинаково хорошо петь в двух-трех разных манерах, быстро перестраиваясь по ходу концерта.

– Пока что другого пути не вижу, жизнь подталкивает артиста и музыканта к разносторонности, – говорит В. Коротков. – Дело в том, что в городе уже работают достаточно успешно и эстрадные, и академические, и народные ансамбли, и самодеятельные, например студенческие. И в этой ситуации занять свою нишу не так-то просто. А у нас в репертуаре уже около 90 эстрадных и столько же классических произведений. И все находит своего слушателя.

Однако непохожесть «45-й…» не только в творческой «всеядности». Есть в звучании этих голосов своя, не передаваемая словами интонация, которая может быть и печальной, и радостной, и нежной, и торжественной, но всегда своя. Они могут удивить неожиданным исполнением старого имперского гимна «Боже, царя храни», который слушаешь не как отживший свое политический анахронизм, а как вполне самостоятельное музыкальное произведение, исторический памятник отечественной музыкальной культуры. Гимн, между прочим, написал князь Львов, будучи наставником Петербургской капеллы. И нельзя не согласиться с Валерием Коротковым в том, что произведение, не звучавшее более 80 лет, в чем-то, несомненно, близко многим живущим в новое время.

Ансамбль способен и поразить прямо-таки сногсшибательно виртуозной поп-фантазией на темы известных оркестровых сочинений. Еще один смелый, несколько непривычный для публики эксперимент, занявший четыре месяца работы. Зато каков подбор: «Турецкий марш» Моцарта, «Шутка» Баха, «Сентиментальный вальс» Дворжака, «Танец маленьких лебедей» Чайковского, «Элегия» Массне и, наконец, «Свадебный марш» Мендельсона! Природные голоса, отличное образование и общий творческий задор делают возможным все. И мы, за минуту «до» не представлявшие себе акапельного воплощения знакомых мелодий, уже полностью погружены в прекрасный мир живого пения, готовы слушать без конца. А потом не жалеть ладошек в аплодисментах и ждать с нетерпением нового номера.

– Всю эту красоту нам помог сделать ставропольский композитор Виктор Кипор, присутствующий сегодня в зале, проделавший очень большую и сложную работу по переводу инструментальной музыки в вокальную. Это, можно сказать, наш эксклюзивный репертуар, – счастливо улыбается В. Коротков.

Впечатляюще звучит в исполнении ансамбля беспроигрышный, любимый народом вальс Е. Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь». Но и здесь «45-я…» пошла своей дорогой, предложив совершенно неизвестный и тем особенно интересный текст: положенные на эту действительно прекрасную музыку стихи Г. Мещанинова прибавляют ей новую торжественность и новый, гораздо более мощный и осмысленный лиризм…

Да, согласимся вновь с маэстро, такое могут сделать только голоса очень крепкого профессионального уровня. Ему же приходится их и шлифовать, и одновременно беречь, потому как всех удержать бывает трудно: один едет учиться в столичную консерваторию, другой рвется в свободное плавание… Умный и опытный худрук, В. Коротков дает вокалистам возможность и слегка выделиться лично: в программах ансамбля обязательно есть индивидуальные сольные выступления. И все-таки сильны они вместе. В чем еще не раз мы сможем убедиться, ведь впереди у «45-й параллели» встречи с публикой на новых площадках – ансамбль ждут в городском Дворце детского творчества, Дворце культуры и спорта, краевой филармонии… Сейчас идет активная подготовка еще одной, на сей раз джазовой, программы. Интересно? Еще бы! Значит, услышим… 

Наталья БЫКОВА

От Моцарта до «Цыганочки» / Газета «Ставропольская правда» / 16 ноября 2012 г.