Расскажите пенсионерам, как не попадаться «на удочку» мошенников
Уловок, с помощью которых наглые аферисты обманывают пожилых граждан, множество. Любимой же личиной преступников является маска социального работника или сотрудника пенсионного фонда. Ведь работникам этой категории наши старики доверяют больше, чем кому бы то ни было. Чем и пользуются аферисты. Такая история произошла на днях в Пятигорске. Как рассказали в пресс-службе городского отдела внутренних дел, события разворачивались так: днем в дверь 77-летнего местного жителя позвонила неизвестная женщина. Незнакомка представилась сотрудницей пенсионного фонда. Она сообщила, что принесла доплату к пенсии в размере 2 тысяч рублей. Визитерша протянула пожилому человеку купюру номиналом в пять тысяч рублей и попросила сдачу. Вместе с тремя тысячами незнакомка ушла. А позже дедуля-пятигорчанин обнаружил, что купюра поддельная… Возбуждено уголовное дело, преступницу ищут.
И таких историй пруд пруди. Вежливые, умеющие расположить к себе стариков аферисты умело убеждают хозяев, например, о некоей денежной реформе, идущей сейчас в стране, и любезно предлагают свою помощь в «обмене денег». В связи с этим отделение ПФР по Ставропольскому краю предостерегает пожилых граждан: не верьте жуликам, какие бы убедительные документы они ни показывали и какие бы правдивые истории об обмене денег ни рассказывали. Ведь домой к вам настоящие сотрудники ПФР могут прийти только в одном случае: если договоренность о посещении была достигнута предварительно. Поэтому если вы заранее не договаривались о приходе сотрудника Пенсионного фонда к вам домой, то пришедший к вам человек таковым не является. Кроме того, посетивший вас специалист ПФР может только дать вам необходимые разъяснения и (или) принять от вас заявление о реализации прав в области социального обеспечения. Ни о каких продажах, обмене денег или иных финансовых операциях речи быть не может.
История с «обменом денег», закончившаяся традиционным «кидаловом», произошла и с бывшей сотрудницей «Ставропольской правды» Анной Дмитренко. Мошенницы обманным путем унесли из квартиры Анны Ивановны все до последней копеечки, не оставив 87-летней бабушке денег даже на хлеб.
- Утром раздался звонок в дверь, симпатичная, ухоженная женщина лет 45, в красивой шляпе, с ярким маникюром, представилась сотрудницей горгаза, спросила, плачу ли я за газ, протянула удостоверение. Красивое такое, большими буквами напечатанное, – вспоминает Анна Ивановна. – Я ответила: «Да, плачу регулярно» – и уже хотела закрыть дверь, но «благодетельница» тут же спросила: «Бабушка, вы же инвалид, вам давали к Дню Победы 25 тысяч?». Я ответила, что впервые слышу о таких выплатах. И дамочка, вздохнув: мол, как же так – зашла в квартиру. А за ней – ее «сотрудница», стоявшая до этого на площадке.
Далее мошенницы действовали по не раз уже описанной в криминальных хрониках схеме. Сказав пенсионерке, что грядет обмен старых денег на новые, они предложили отнести ее сбережения в банк рядом, мотивировав: «В очереди человек 60, а я работаю в первом окошке, в момент все обменяю».
- Я прямо как загипнотизированная была, – говорит пенсионерка. – Ведь не раз слышала о подобных обманах, да и к категории наивных людей не отношусь – много лет проработала в редакции. Должна ж была сообразить: как может сотрудница горгаза работать в банке? Но разум словно отшибло.
Как заколдованная, Дмитренко начала ходить по квартире и собирать из разных конвертов деньги, разложенные на оплату услуг ЖКХ, операцию, долги соседям, питание, лекарства. За это время, пока бабушка опустошала свои «тайники», женщины, как позже выяснилось, успели отключить и даже сломать проводной телефон и перерезать ножом провод домофона, якобы «от сквозняка» они закрыли окно в кухне, чтобы жертва в случае чего не смогла позвать на помощь прохожих или соседей.
- Я отдала им деньги – 33800 рублей, но они их не взяли, запечатали конверт, который положили на стол, сказав, что сначала принесут из банка новые банкноты. А потом уже будут обменивать. Дело происходило на кухне. И когда дамочки вроде бы уже собирались уходить, одна из них попросила зачем-то меня пересесть. Я плохо двигаюсь, и, пока пересаживалась, они успели поменять конверты. Ну ушли, а я возьми и открой конверт, а там – резаная бумага. У меня в глазах все помутилось, сердце остановилось. Я за телефон – а он молчит. Доковыляла до лестничной площадки и стала звать на помощь. Соседи вызвали полицию…
Преступниц до сих пор не задержали, хотя Анна Ивановна хорошо их запомнила и, как говорит, даже опознала одну из них по фотографии из базы данных, которую ей предъявили полицейские. И аналогичных дел у ставропольских правоохранителей сотни.
Сотрудники социальных служб регулярно проводят инструктаж с подопечными, ведь их лжеколлеги – самая популярная криминальная роль. Вот и краевой Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов еще раз напоминает пенсионерам о бдительности. И предлагает своеобразную памятку – алгоритм действий, в случае если к вам в дверь звонит незнакомец.
1. Ни под каким предлогом не открывать посторонним, какими бы «званиями» они ни козыряли.
2. Сделать контрольный звонок в то учреждение, откуда пришли «визитеры», – направляло ли учреждение своих сотрудников?
3. Если все же вы открыли дверь, попросите предъявить служебное удостоверение и внимательно прочтите, что написано в документе, стараясь запомнить как можно больше информации.
4. Ни в коем случае не подписывать никаких документов, не рассказывать о своем материальном положении и количестве проживающих с вами людей и не разглашать сведений о своих родственниках и соседях.
5. Отказывайтесь от любого заманчивого предложения – приобрести товар или лекарство, обменять деньги и т. д.
6. В случае малейшего подозрения, что ваш гость не тот, за кого себя выдает, немедленно вызывайте полицию.
А что делать, если все-таки ловкому пройдохе удалось вас обвести вокруг пальца? Полиция советует в этом случае действовать следующим образом: как можно быстрее набрать «02» – ведь по горячим следам преступника найти легче. Подробно и точно изложить все, что с вами произошло: чем больше вы вспомните и сообщите правоохранителям деталей, тем успешнее будет поиск. Постарайтесь тщательно описать внешность правонарушителя, его одежду, обувь. Особое внимание следует обращать на наличие характерных примет: борода, усы, родимые пятна, наколки, шрамы и т. д., на анатомические особенности (хромота, косоглазие и т. п.), дефекты речи. И помните: не обращаясь в полицию, вы порождаете у преступника ощущение безнаказанности и поощряете его на новые преступления.
9 ноября 2012 года