Бюджет Ставропольского края на 2013 год будет бездефицитным
В министерстве финансов СК разъяснили некоторые подробности, связанные с развитием бюджетного процесса и совершенствованием методов финансово-бюджетного планирования.
Над подготовкой главного финансового документа региона специалисты минфина вместе с краевыми министерствами и ведомствами кропотливо работали в течение нескольких месяцев. Несмотря на сложности, обусловленные изменением периода финансового планирования, налогового и бюджетного законодательства, а также решением правительства края о принятии бездефицитного бюджета, в законопроекте оптимальным образом были учтены направления и приоритеты бюджетной политики, определенные на федеральном уровне и принятые краевой властью. Этому способствовала система мер по повышению эффективности управления общественными финансами.
В целях увязки стратегического и бюджетного планирования бюджет на 2013-2015 годы сформирован на основе государственных программ, разработанных органами исполнительной власти в соответствующей сфере деятельности. А это значит, что предметом анализа эффективности бюджетных расходов и контроля за их использованием станет уровень достижения поставленных целей, соответствие его произведенным затратам. Особое внимание при разработке бюджета было уделено обеспечению его долгосрочной стабильности и устойчивости. Высокий уровень долговых обязательств Ставрополья и предельно допустимый размер дефицита бюджета в текущем году послужили основными причинами для принятия бездефицитного краевого бюджета на 2013-2015 годы. Рост доходов бюджета в планируемом периоде запланирован исходя из параметров прогноза социально-экономического развития Ставропольского края на эти годы, основных направлений налоговой и бюджетной политики и оценки поступлений доходов в казну в 2012 году. Общий объем доходов в разрезе планируемых лет будет расти незначительно: 9,6, 5,2 и 9,1 процента к предыдущему году соответственно. Налоговые и неналоговые доходы краевого бюджета вырастут соответственно на 8,5, 8,2, 12,1 процента. Основными бюджетообразующими налогами остаются налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, акцизы. Общая доля их в бюджете 2013 года – 77,9 процента.
Главными приоритетами расходной части консолидированного бюджета Ставрополья на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов остаются повышение уровня жизни (в первую очередь на основе увеличения заработной платы работников бюджетной сферы), а также исполнение в полном объеме публичных обязательств перед населением края. Расходы на зарплату работникам бюджетной сферы (помимо отдельных категорий, для которых предусмотрен более высокий уровень индексации) и государственным служащим учтены c индексацией: с 1 октября 2012 года на 6 процентов, с 1 октября 2013 года на 5,5 процента. А вот зарплата педагогических работников общеобразовательных учреждений и учреждений дошкольного образования, отдельных категорий медицинских работников будет увеличиваться гораздо существеннее. Так, среднемесячная зарплата учителей уже в четвертом квартале 2013 года увеличится почти на 25 процентов к уровню 2012 года и составит 20263 рубля, что соответствует прогнозируемой средней зарплате в экономике края. А в четвертом квартале 2015 года рост к четвертому кварталу текущего года составит более чем 1,5 раза. На 70 процентов за три года вырастет и зарплата педагогических работников детских дошкольных учреждений. Так, на повышение зарплаты только педработникам общеобразовательных учреждений за три года будет дополнительно направлено 2,7 млрд рублей.
Другим социальным приоритетом бюджета является обеспечение полной доступности дошкольного образования, на что только в 2013 году предусмотрен 861 млн рублей. Значительные дополнительные расходы, обусловленные действующим законодательством, предусмотрены на увеличение взносов на неработающее население в краевой Фонд медицинского страхования, а также на формирование дорожного фонда. Почти 700 млн рублей в соответствии с Указом Президента РФ планируется направить за три года на ежемесячные денежные выплаты, назначаемые в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
В проекте бюджета предусмотрено увеличение расходов и на другие жизненно важные для граждан края и необходимые для обеспечения функционирования отраслей социальной, жилищно-коммунальной сферы.
Необходимость решения масштабных по социальной значимости и финансовому обеспечению задач в условиях ограниченного роста доходов бюджета и его бездефицитности потребовала концентрации ресурсов на приоритетных направлениях, а значит, ограничения и сокращения отдельных расходов. Так, на 50 процентов сокращены расходы на приобретение оборудования, на 10 процентов расходы на текущее содержание государственных учреждений. Размеры публичных нормативных обязательств, расходы на приобретение продуктов питания, медикаментов в 2013 году останутся на уровне 2012 года, а в 2014 и 2015 годах их индексация предусмотрена на уровне 5 процентов. Значительно сокращены и субсидии муниципалитетам.
Данная мера, а также создание резервного фонда Ставропольского края для обеспечения финансирования непредвиденных расходов и мероприятий регионального значения направлены на повышение финансовой устойчивости и стабильности бюджета в самых непредвиденных ситуациях.
В итоге общий объем расходов краевого бюджета составил на 2013 год почти 68,7 млрд рублей, на 2014 год – 73,7 млрд рублей, на 2015 год – 80,7 млрд рублей.
При общем увеличении государственного долга к 2014 году до 19 млрд рублей и к 2016 году до 19,6 млрд, обусловленного значительным объемом банковских заимствований в предыдущие годы, его структура изменится. Большую часть долга будут составлять государственные облигации Ставропольского края, выпуск которых предусмотрен программой государственных внутренних заимствований Ставрополья.
20 октября 2012 года