Какой учитель нужен современным детям?
Дети и молодежь в стране за два последних десятилетия изменились - по мнению психологов и социологов, разительно. Впрочем, это и без экспертов ясно. Двухлетний малыш, прекрасно овладевший планшетником, - эту картинку я сама видела на днях в семье своих друзей. Какой будет нужен ему учитель, воспитатель? Интересно поэтому в день профессионального праздника вглядеться в лица тех, кто придет в школу с дипломом педагогического вуза, аккурат когда, к примеру, этот двухлетка станет первоклассником.
Совместно с педагогическим институтом Северо-Кавказского федерального университета «СП» провела небольшой мониторинг: кого в этом году здесь зачислили на первый курс.
Как сообщила нам директор института Надежда Палиева, средний балл по ЕГЭ сегодняшних первокурсников - 185, максимальный - 222. Это обнадеживает - так же, как и то, что среди «новобранцев» пединститута есть победители и призеры предметных олимпиад школьников разного уровня, обладатели спортивных разрядов, победители творческих конкурсов. Анкета, проведенная кураторами групп (анонимная, что важно), выявила, что большинство первокурсников 2012 года о своей мотивации к поступлению на педагогическую специальность написали: «Считаю, что эта профессия востребована», «Нравится работать с детьми», «Хочу работать в области педагогической науки». А вот среди анонимных же ответов 2009 года чаще всего встречалось: «Проходил по баллам», «Последовал совету родителей», «Просто так получилось».
В качестве источников информирования о наборе в педагогический институт СКФУ 24,3 процента студентов (больше всего) назвали Интернет и СМИ. Почти 90 процентов первокурсников считают, что сделали свой выбор самостоятельно, и только 1 процент - что выбирали за них родители. 86 процентов первокурсников пединститута ожидают от учебы личного и профессионального роста; получение диплома является главной целью только для 8 процентов.
По нашей просьбе в пединституте провели еще один опрос - на курсах повышения квалификации научно-педагогических работников, проходящих сейчас на базе вуза. В нем участвовали слушатели курсов, преподаватели вузов - от Северного Кавказа до Восточной Сибири и Приамурья. Доцентов, старших преподавателей и ассистентов мы попросили назвать главные проблемы, которые сегодня стоят перед высшей школой страны.
Интересно, что о маленьких зарплатах и недостаточном финансировании материально-технической базы вузов написали немногие. Участников опроса гораздо больше беспокоит перспектива сокращения бюджетных мест, что может сказаться на возможности получения вузовского образования детьми из небогатых семей; разбухание чиновничьего аппарата в образовательных учреждениях; отсутствие, по мнению респондентов, у науки приоритетного места в государственной политике. Пишут о том, что в задачи высшей школы должно вернуться воспитание молодежи; что студенты зачастую мало мотивированы получать знания, поскольку не представляют, где найдут работу после окончания вуза.
Одним словом, чтобы нынешние растущие с компьютерами в руках малыши получили со временем достойное общее и профессиональное образование, работы проделать нужно много...
5 октября 2012 года