10:59, 4 октября 2012 года

Олег Ефремов: Я в ответе за всех!

Однажды в театре, играя Николая I, Олег Ефремов заявил: «Я в ответе за свет!». Хотя в пьесе было: «Я в ответе за всех!». Партнер по сцене Евгений Евстигнеев тут же нашелся: «Тогда отвечайте и за газ, ваше величество!». На самом деле в подопечных ему театрах Ефремов действительно отвечал за все - за актеров, за их зарплаты, жилье, отдых, за личную жизнь. Ну и за свет, конечно.

Почти домушник

По его собственным словам, он мог стать не актером, а... матерым преступником. Хоть Олег Николаевич и родился в коммуналке на Арбате, но первые годы жизни провел рядом с воркутинскими лагерями. Отец Олега Ефремова работал замначальника планово-финансового отдела лагерей ГУВЖД, составлял сметы для строительства воркутинского железнодорожного полотна. А строили его заключенные. С ними-то и завел дружбу Олег Ефремов. Друзья-строители были осуждены за воровство, но бросать свое ремесло не собирались. Они предложили мальчишке попробовать свои силы в их деле. Начинающего воришку тут же окрестили «лисьей мордочкой» за излишнюю худобу. Когда до отца дошли слухи о новом увлечении сына, он тут же отказался от работы и перевез семью в столицу.

В Москве Олег Ефремов с успехом «переквалифицировался» из начинающего преступника в студента театрального вуза.

«Мы, Игорь и Олег, понимая, что это решает нашу жизнь, клянемся пойти на все и не отступать» - так поклялись Игорь Кваша и Олег Ефремов перед созданием нового театра под названием «Современник». Ефремов не отступал, ходил по чиновникам, выбивал разрешения. Новый театр определили сначала как группу актеров, собравшихся поставить пьесу драматурга Розова. Игорь Кваша вспоминал, как они ездили в гости к драматургу: «Прождали его целый день, в итоге пьеса нам не понравилась, поэтому пришлось брать «Матросскую тишину». С нее-то и начался «Современник».

Михаил Ефремов вспоминал, как его отец ежедневно планировал свой день. Во всем любил порядок. Прямо как военный. Не зря его часто приглашали на роли стражей порядка. А Ефремов мечтал о других героях. Он очень хотел сыграть Деточкина в картине «Берегись автомобиля», уговаривал Рязанова попробовать его на эту роль, говорил, что ему надоела форма. И Рязанов поддался на уговоры. Но, посмотрев пробы, все решительно заявили, что Ефремов - Деточкин - это никакой не Деточкин, а переодетый милиционер, который зачем-то ворует автомобили. Пришлось Ефремову согласиться на роль следователя Подберезовикова.

«Буду главным»

Еще студентом Олег Ефремов начал вести дневник. Однажды он сделал запись: «Я буду главным режиссером МХАТа». Возможно, это амбициозное желание юного студента стать лучшим из лучших и подтолкнуло уже маститого режиссера Ефремова к уходу из своего детища - «Современника». «Олег очень тяжело переживал уход из «Современника». Наверняка это сказалось на его здоровье, - считает Галина Волчек. - Иногда он приходил в театр, смотрел спектакли. Ему всегда были рады».

Однако поступок Ефремова поняли не все. Кто-то за глаза называл его предателем. Ефремов пытался забрать с собой своих лучших учеников, но многие не пошли за ним. Но он не посчитал, что они его предали... «Я был среди отказавшихся пойти во МХАТ, - вспоминал Игорь Кваша. - Но на нашей дружбе это никак не отразилось. Кто-то из коллег стыдил меня за это, но я бы и спустя десять лет поступил так же. Ефремов не сдался, заводил разговор о переходе вновь и вновь. Но я ему ответил: «Сделай другой театр, не академический, и я тут же приду к тебе».

Многие мхатовские старики невзлюбили нового дерзкого режиссера - ведь Ефремов решил сократить разросшуюся до 200 человек труппу театра и попросить к выходу тех актеров, кто не был занят в спектаклях, но тем не менее получал зарплату. В результате театр раскололся: одна половина досталась Ефремову, другая отошла Дорониной, с которой, кстати, Олегу Ефремову приписывали роман после выхода на экраны фильма «Три тополя на Плющихе».

Дуэль на... водке

О его романах до сих пор складывают легенды. Актриса Лилия Толмачева, дочь извест­ного летчика Ирина Мазурук, актриса Алла Покровская - это жены, гражданские и официальные. Кстати, с гражданской женой Ириной Мазурук Ефремова познакомила Галина Волчек. Дочь Ирины и Ефремова Анастасия вспоминала, что жилось ее маме с Олегом Николаевичем совсем непросто: «Оба люди эмоциональные, со сложными характерами, они не уживались друг с другом». В какой-то момент накал страстей дошел до того, что Ирина перерезала себе вены.

Пожалуй, самый загадочный роман, приписываемый Олегу Ефремову, случился с Ниной Дорошиной. Режиссер и актриса так тщательно все скрывали, что даже самые близкие люди и коллеги ни о чем не догадывались. Хотя поговаривают, что Ефремов вызвал Олега Даля на дуэль, после того как тот предложил его бывшей возлюбленной руку и сердце. Правда, дуэль не состоялась. Точнее, состоялась винно-водочная дуэль, в результате которой соперники пришли к мирному соглашению. Сама же Дорошина не раз повторяла, что ее сердце было отдано одному-единственному мужчине. Но имя его она никогда не называла.

Нравился Олег Ефремов и министру культуры Екатерине Фурцевой. Чиновница всегда кокетничала с ним, но Ефремов так и не ответил ей взаимно­стью. Однажды даже в сердцах выпалил: «Вы, Екатерина Алексеевна, - шлагбаум на пути нашего искусства!».

По воспоминаниям друзей, уже тяжелобольной Ефремов однажды пожелал: «Хочу снова полюбить, в последний раз». Но его желанию не суждено было сбыться. Последние месяцы своей жизни он не мог передвигаться без посторонней помощи, не мог обходиться без кислородной подушки, но продолжал работать, как будто ему все еще 28 лет, как будто он только-только создал свой «Современник». Врачи ругали его, а он репетировал «Сирано де Бержерака», снимался для телевидения.

24 мая 2000 года у Михаила Ефремова остановились часы. Случилось это, по его словам, около двух часов дня. Примерно в это время не стало его отца, Олега Ефремова.

«АиФ»
«Олег Ефремов: Я в ответе за всех!»
Газета «Ставропольская правда»
5 октября 2012 года