06:14, 19 сентября 2012 года

Учить ребенка-инвалида – не поле перейти

Смогут ли дети-инвалиды учиться в общеобразовательных школах? Берущая за живое, насущная и, к сожалению, застарелая проблема поднята в опубликованной в «Ставропольской правде» 21.07.12  г. беседе «В четырех стенах» журналиста Ларисы Прайсман со знающим проблему не понаслышке Валерием Шаповаловым. Он в свое время занимал должность начальника краевого управления образования, ныне доктор педагогических наук, профессор, декан социально-психологического факультета Северо-Кавказского федерального университета, член координационного совета по делам инвалидов при губернаторе края.

Сошлюсь на записи в своем давнем уже журналистском блокноте-архиве о педагогическом опыте директора ставропольского лицея № 14 Валентины Медведевой. Как-то привели в ее кабинет малыша. Внешне чудо-ребенок. Но родители рассказали, что сын испытывает страх от всего незнакомого, с чем или с кем до сих пор не соприкасался. «Загляни к нам в квартиру кто сторонний - истерика, зайти с нашим сыном в незнакомую часть города, в незнакомое здание - боже упаси! Ест одно и то же - то лишь печенье одного сорта месяцами, то бублики... Ложка, тарелка не те, к которым привык, - крик со слезами. До трех лет так развивался, думали - вундеркинд растет! Память что тебе компьютер наискоростной. Затем как отрезало...».

Аутизм... Недавно по популярному телеканалу показали заседание круглого стола с участием самых из самых светил медицинских, и они признали: не нашла еще наука ответа на то, из-за чего он, этот аутизм.

Пришедшие к директору Валентине Алексеевне незнакомые ей люди, натерпевшись за предыдущие дошкольные годы жизни своего сына отказов и равнодушия, ждали, что на просьбу принять его в первый класс она отрубит: «Не обучаем! Зачем такого привели?». Малыш, почти не глядя на нее, в угол забился. Но нет. С сочувствием к нему и родителям она сказала: «В общий класс, конечно, его не определишь, весь класс нестандартностью поведения из колеи выбьет. По индивидуальной программе обучать будем, если возможность индивидуального обучения врач-психиатр подтвердит».

И по индивидуальной программе, когда учитель урок проводит для одного лишь ученика, дело непросто шло. Букву вывести - так мелкая моторика пальцев рук у аутичных детей до того не развита, что вместо буквы - каракули. На занятия мальчика пришлось родителям не просто водить, а за партой садиться рядом. Расстроившись, мог он не только кричать и брыкаться, но и укусить...

Любой ли педагог добр столь же, как директор лицея Валентина Алексеевна?

«Исчерпывающие меры» приняла одна учительница, чтобы не обременять себя занятиями с выводящим вместо букв каракули малышом. Повернулся язык сказать его родителям: «Вас Бог наказал, что у вас ребенок такой!».

Директор перевела мальчика к другой, и та справилась, хоть и впадала иногда в отчаяние, всякое было за четыре года начальной ступени.

Хватило терпения и доброжелательности учительнице английского Маргарите Вячеславовне! Она не разрешала родителям отличающегося от сверстников ученика, чтобы они за партой рядом с ним сидели. Пусть сам! По-матерински обнимет мальчика: «Ну-ка заниматься, ну-ка!..». И занимался он, по словам Маргариты Вячеславовны, не хуже многих других, даже наоборот.

Столь же терпеливо работали с ним учителя по другим предметам.

Само собой, при нормальном финансировании заниматься с детьми-инвалидами будут профессионально подготовленные педагоги. В школы, по выраженному в материале журналистом Ларисой Прайсман убеждению, «должны прийти дефектолог, психолог, сурдо- и тифлопедагог. Целый штат специалистов. Да и учителям необходимо получить специальную подготовку».

Оно так! Но едва ли в ожидании «штата специалистов» опровергаема истина, что взращивание человека с помощью доброты, гуманности - палочка-выручалочка всех времен. У хлеборобов правило: выпестуй на поле добрые всходы, попотей, недоспи, как недосыпает мать у колыбели новорожденного, и пожинай плоды - с урожаем будешь. На поле-пашенке людских взаимоотношений разве по-иному?

Николай СТЯЖКИН
«Не поле перейти»
Газета «Ставропольская правда»
19 сентября 2012 года