07:12, 19 сентября 2012 года

Министр дорожного хозяйства Ставрополья Василий Дорошев о приоритетных направлениях развития отрасли

- Василий Федорович, среди регионов Северного Кавказа лидером по плотности автомобилей на дорогах является Ставропольский край, в котором на 1000 человек прихо­дится 223 транспортных средства. Все это немалое движимое хозяйство должно ездить по хорошим дорогам. Налогоплательщики рассчитывают на это.

- С тем, что разви­тие транспортной инфраструктуры отстает от уровня автомобилизации насе­ления, не поспоришь. Сегодняшнее неудовлетворительное состояние наших дорог - это результат хрони­ческого недофинансирования отрасли. Но мало констатировать факт. Надо выстраивать четкую государственную политику по отношению к отрасли. Для поэтапного решения проблемы принято решение о воссоздании дорожных фондов, определяющих целевую направленность средств. Образование федераль­ных и региональных дорожных фондов позволит создать более гибкую сис­тему управления дорожным хозяйством, стабильного финансирования, воз­можность долгосрочного планирования и, самое главное, своевременность выполнения сезонных работ.

Вспомните недавнюю историю, по поводу которой дорожники получили немало нареканий. В краевом центре было отремонтировано более десятка главных улиц, а уже по весне новое дорожное покрытие требовало ремонта. Напомню, дорожные работы носят регламен­тированный сезонный характер и напрямую связаны с погодными условиями. Призывая к ответу причастные к ремонту городской сети краево­го центра предприятия, не стоит забывать, что фактически финансирование этих объектов на­чалось в октябре. Был ли риск для качества проведения работ в столь поздний пе­риод? Безусловно! Поэтому в контрактах подрядных организаций был про­писан срок гарантийных обязательств - 5 лет, в соответствии с которыми ими же выявленные дефекты были ликвидированы.

Так вот, я не случайно привел этот пример. Дорожные фонды позволят более тесно взаимодействовать с органами местного самоуправления в части разработки совместных программ, своевремен­ного проведения проектных работ и осуществления конкурсных процедур до начала дорожно-строительного сезона. В настоящее время такая работа ведется, и формирование программы 2013 года будет завершено в ближайшее время. Кроме того, внесены очень важные и долгожданные изменения в действующее краевое законодательство. В соответствии с ними муниципалитеты имеют право на получение субсидий из дорожного фонда СК не только на проведение ремонта местных дорог и дворовых территорий, но и на подготовку проектно-сметной документации для сельских населенных пунктов, не обеспеченных подъездами к автомобильным дорогам общего назначения.

- Что удалось сделать в прошлом году в части улучшения транспортно-эксплу-атационных свойств автодорог регионального и меж-муниципального значения? Как идут дела в этом году?

- Действительно, острой необходимости в развитии новых направлений сегодня нет. Зато многие участки действующих дорог нуждаются в серьезной реконструкции, чтобы улучшить их транспортные и эксплуатационные характеристики, комфортность и безопасность движения. За прошлый год введен в эксплуатацию реконструированный участок автодороги Георгиевск — Новопавловск, включающий в себя транспортную развязку и тоннель под магистральной железной дорогой Ростов - Баку. Уникальность объекта состоит в том, что впервые применен опыт прохождения под действующими железнодорожными путями полным сечением. Движение по новой схеме позволило перераспределить транзитные потоки, разгрузить дорожную сеть Георгиевска. Многие годы эти задачи не решались. Завершена первая очередь строительства автодороги «Обход Новоалександровска». С вводом объекта в эксплуатацию помимо ожидаемых преимуществ, связанных с большей сохранностью уличной сети, и улучшения экологии города выполняется стратегическая задача, которая полностью будет решена с вводом 2-й и 3-й очередей. В итоге участники движения получат возможность выходить на краснодарское направление, минуя Новоалександровск, по трассе, отвечающей современным требованиям.

Капитально отремонтирова-ны участки автодорог Ставро-поль - Александровское - Минеральные Воды, Ессентуки - Юца - Этока, Ставрополь - Изобильный - Новоалександровск - Красно-гвардейское.

В этом году осуществляются строительство и реконструкция восьми объектов ре­гиональных дорог и искусственных сооружений. Продолжается работа на переходящих объектах: обход станицы Курской, 2-я очередь, 2-й и 3-й пусковые комплексы обхода Новоалександровска, 3-й пусковой комплекс 1-й очереди Георгиевск - Новопавловск. Начаты работы по реконструкции участка автодороги Пятигорск - Георгиевск. Данное направление планомерно отра­батывается нами на протяжении ряда последних лет ввиду его высокой ава­рийности.

В части искусственных со-оружений ведется реконструкция двух мостовых переходов на автодороге Каново - Черноярская в Курском рай­оне и мостового перехода на автодороге Зеленокумск - Никольское - Степ­ное в Советском районе, а также строительство нового моста на 3-м кило­метре автодороги Георгиевск - Новопавловск. В следующем году начнется строительство двух объектов электроосвещения в пределах с. Московского и х. Эммануэлевского на ростовском направлении.

В общей сложности по итогам реализации программы «Развитие транспортной системы Ставропольского края на 2011-2015 годы» к вводу будет подготовлено почти 6,5 км дорог, отвечающих современным требованиям. Многое предстоит сделать по объектам капитального ремонта. Факти­чески за 2012 год предстоит реализовать всю программу ранее запроектиро­ванных объектов. В общей сложности планируется ввод в эксплуатацию 5 объектов на сумму 727 млн руб. по следующим направлениям:

Ставрополь - Изобильный - Новоалександровск - Красно-гвардейское (2-й и 3-й пусковые комплексы) протяженностью 2,9 км;

Ессентуки - Юца - Этока (1-й пусковой комплекс) протяженностью 1,8 км;

Ставрополь - Александровское - Минеральные Воды (3-й пусковой комплекс) протяженностью 2,2 км;

Ессентуки - Суворовская протяженностью 3,2 км;

Ессентуки - Юца - Этока протяженностью 4 км.

- Какие направления в развитии отрасли сегодня являются приоритетными?

- Основной упор сделан на маршрутный ремонт автомобильных дорог. Основной проблемой россий­ских дорог (и Ставропольский край не исключение) явля­ется годами накопившийся «недоремонт». Опорная сеть дорог края сформи­рована 30-40 лет назад и пятикратно отработала срок. Вследствие этого практически половина автомобильных дорог общего пользования ре­гионального значения не отвечает нормативным требованиям.

Учитывая вышеизложенное, приоритетным направлением своей дея­тельности министерство дорожного хозяйства края считает обеспечение сохранности существующей сети автодорог и улучшение усло­вий безопасности дорожного движения. Бездействие в части ремонта автодорог может привести к резкому ухудшению их транспортно-эксплуатационного состояния, вплоть до выхода из строя от­дельных участков даже на основных транспортных направлениях.

Выходом из сложившейся ситуации является увеличение ассигнований на мар­шрутный ремонт. В рамках одного финансового года на четырех основных на­правлениях (Ставрополь - Изобильный - Новоалександровск - Красногвардейское - Ростов-на-Дону; Ставрополь - Александровское - Новоселицкое - Буденновск; Светлоград - Благодарный - Буденновск; Ставрополь - Алек­сандровское - Минеральные Воды) планируется приведение в нормативное состояние более 110 км автодорог на сосредоточенных участках протяжен­ностью 15-20 километров. Помимо этого в соответствии с реализуемой 3-летней программой запланирован ввод 150 километров текущего ремонта дорог. Троекратно увеличены затраты на ремонт мостовых сооружений. По итогам года планируется отремонтировать 8 мостов на сумму свыше 72 млн руб.

- Василий Федорович, какие задачи предстоит решить по модернизации отрасли?

- Запланированные стратегией развития дорожного хозяйства мероприятия не реализовать без технического перевооружения. Увели­чивая долю маршрутного ремонта, в разы необходимо прирастить и объем выпуска асфальтобетонной смеси. Существующие установки про­изводительностью 20-30 тонн смеси в час не способны бесперебойно снабжать все крупные объекты. По предварительным расчетам, потребуются смесители, обеспечивающие выпуск 120-160 тонн в час. Также возникает необходимость в приобретении самопередвижных мобильных за­водов для их дислокации непосредственно на объектах, что существенно сократит «транспортное плечо», а следовательно, и себестоимость выпускаемой продукции. Увеличение произ­водительности труда должно происходить без ущерба качеству, что невозможно без современной асфальтоукладочной и уплотнительной техни­ки. В этом году министерство планирует усилить парк подрядных орга­низаций асфальтоукладчиками, оснащенными дат­чиками определения температуры укладываемой смеси и степени ее уплот­нения.

- Содержание автодорог также требует системной работы и достаточно затратно. Что показала проведенная министерством инвентаризация дорожного хозяйства?

- Принято решение по итогам инвентаризации о принятии на баланс бесхозных линий электроосвещения. В этом году планируется привести в работоспособное состояние 1586 опор линий электропередачи.

Программой работ по содержанию автодорог предусмотрено выполне­ние работ по нанесению разметки проезжей части общей протяженностью 3474 км. На аварийно-опасных участках и пешеходных переходах предусмотрено устройство 32316 све­тоотражающих элементов по типу «кошачий глаз». Запланированы мероприятия по установке удерживающих барьерных ог­раждений. В ходе реализации программы будет завершена в полном объеме работа по приведению в нормативное состояние криволинейного бруса на направлении Ростов-на-Дону (от трассы М-4 «Дон») - Ставрополь в пределах края и начата аналогичная работа на втором направлении: Ставрополь - Александровское - Минеральные Воды. В общей сложности планируется установить 18,2 км ограждений. Бюджет вышеуказанной программы на 2012 год - 64,8 млн руб.

В последнее время много говорится об оптимизации расходов средств краевого бюджета, их эффективном использовании. Особенно это становится актуаль­ным в свете принятия закона о краевом дорожном фонде.

Увеличение ассиг­нований на дорожное хозяйство и другие приоритетные направления привело к дефициту бюджета. Естественно, дав такие преференции отрасли, от нас по­требуют качественно новых методов контроля за использованием финансовых средств. Дорожники об этом помнят.

Проанализировав опыт работы сопредельных регионов, министерство при­няло решение об оснащении техники, занятой на зимнем содержа­нии дорог, датчиками компьютерного мониторинга системы «ГЛОНАСС», которые смело можно назвать датчиками эффективности. Отрасль значительно сэкономит, создав плотную систему контроля.

Зимнее содержание всегда было болезненной темой. Основной пробле­мой при этом является отсутствие эффективного механизма фиксации объемов выполнен­ных работ и, как следствие, расчетов за выполненные работы. Внедрение сис­темы компьютерного мониторинга позволит контролировать расход горюче-смазочных материалов, систематизировать учет расхода противогололедных средств, отслеживать работу механизмов в режиме реального времени. Банк полученных данных может быть также использован при расследовании ДТП. На сегодняшний день такими датчиками эффективности оборудовано 223 единицы техники в 25 организациях. Приемку работ по зимнему со­держанию автомобильных дорог планируется проводить уже в этом году в соответствии с электронными отчетами компьютерной системы.

- Несмотря на достаточно высокий удельный вес дорог с твердым по­крытием, в крае 56 населенных пунктов с населением 17 тысяч человек не имеют круглогодичного устойчивого сообщения с внешним миром. Как быть с этим?

- Для решения этой проблемы в прошлом году за счет средств федерального бюджета в объеме 127,6 млн руб. реконструировано 17 км пяти объектов сельских автомобильных дорог. В текущем году планируется на эти же цели выделить еще 313,75 млн рублей.

Помимо этого министерством ведется активная работа по развитию муниципальных дорог. Уже сегодня реконструирована опорная сеть городов Кавказских Минеральных Вод, а также 7 объектов транспортной инфраструктуры городов и сельских насе­ленных пунктов Ставрополья.

Выделены субсидии в объеме 1142 млн руб. 71 муниципальному образованию края на строительство, реконструкцию, ремонт автомобильных дорог и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов и проездов.

Кстати, для получения информации о состоянии ав­томобильных дорог общего пользования регионального или межмуници­пального значения, а также о планах ведомства граждане могут воспользоваться рубрикой официального сайта министерства дорожного хозяйства Ставро­польского края «Вопрос - ответ», в рамках которой можно задать любой интере­сующий вопрос, либо обратиться на «Телефон доверия министерства» 94-14-18.

*****

Бюджетом Ставропольского края министерству дорожного хозяйства на 2012 год предусмотрены средства в объеме 6,1 млрд рублей.

Если говорить об исполнении бюджета отрасли, то по итогам первого полугодия освоение средств дорожного фонда составило 27,1% годовых плановых назначений. В частности, работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального значения в январе - июне обошлись казне чуть более миллиарда рублей. На капремонт и ремонт местных дорог 36 муниципальным образованиям перечислено 438 млн рублей (58,1% от назначений года). При этом муниципалитеты самостоятельно проводят конкурсные процедуры и заключают контракты. За первое полугодие завершены работы в Новопавловске, селе Русском Курского района, Зеленокумске и селе Левокумском.

На реализацию краевой целевой программы «Развитие транспортной системы на 2011-2015 годы» направлено более 2,8 млрд рублей, в первом полугодии планировалось освоить половину суммы. Однако есть некоторые отставания от графика по исполнению бюджета – в частности, речь идет о расходных статьях по капитальному ремонту нескольких участков краевых дорог, вошедших в программу. По некоторым из них только в конце второго квартала были завершены конкурсные процедуры, и контракты заключены лишь в июне. В рамках реализации программы на строительство и реконструкцию региональных дорог затрачено 226 млн рублей.

Кроме того, софинансирование из краевого бюджета строительства и реконструкции дорог местного значения в первом полугодии составило 300 млн рублей, а по итогам года они получат в общей сложности 425,7 млн. По данным муниципальных образований, за шесть месяцев ими освоено 82 млн.

После внесения изменений в краевую целевую программу и принятия соответствующей методики распределения субсидий муниципальным образованиям на проектирование, строительство и реконструкцию местных автомобильных дорог с твердым покрытием к сельским населенным пунктам, не обеспеченным круглогодичной связью с автомобильными дорогами общего пользования, будет сформировано распределение субсидий на оставшиеся средства.

«Датчики эффективности»
Газета «Ставропольская правда»
19 сентября 2012 года