Вениамин Госданкер: «От прошлого нельзя отряхнуться» - вышло новое издание книги
На этот раз Вен-Веныч пришел с царским подарком – только что вышедшей своей книгой, новым, дополненным изданием с уже знакомым мудрым названием «От прошлого нельзя отряхнуться». У книги теперь добротная твердая обложка, и «потолстела» она заметно – раза в два-три. Что вполне понятно: несколько десятков лет отдано Вениамином Вениаминовичем служению Музею. Не только Ставропольскому краеведческому, который он возглавлял долгое время, а музею как явлению жизни. Конечно же, ему есть о чем поведать своему читателю, который у Госданкера, безусловно, есть. И потому, что, слава богу, живет в нашем крае немалая армия таких же, как он сам, неравнодушных людей, живо откликающихся на события, и потому, что ценят люди то, сколько на Ставрополье разного ранга музеев буквально выпестовано знаниями, опытом, беспокойным сердцем Вениамина Госданкера.
Как вспоминает сам Вен-Веныч, вторая половина ХХ века – время, когда ему довелось работать в музее, – характеризуется высоким темпом собирательской работы. Это был и мощный, постоянный и очень увлекательный поиск, походы и поездки по сотням адресов, беседы с самыми разными людьми. Огромная, кропотливая творческая работа, в которой стержень – сложнейшая «музейная» психология, как называет ее Госданкер.
Сколько ярких событий и встреч вобрала в себя его книга. Что ни глава – все удивительно, все познавательно, все полезно для думающего человека! К примеру, замечательно показательная для своего времени история о водовозной бочке, которую автор с присущим ему тонким юмором величает «экспонатом, сданным в музей за ненадобностью».
- Она досталась нам по инициативе мудрейшего человека, одного из основателей колхоза «Коммунистический маяк», Героя Социалистического Труда Андрея Чухно, – вспоминает В. Госданкер. – Ведь сумел же он, сугубо хозяйственный человек, понять, что с пуском в селе водовода бочку не стоит выкидывать, что в ней тоже отражена целая эпоха… Кстати, именно при нем в колхозе уже тогда создавался свой музей! Таких человеческих трогательных контактов было немало… Ну и длинная музейная жизнь дает мне право поразмышлять о некоторых правилах, которые не мешало бы исповедовать и следующим поколениям музейных работников. Не уставал внушать своим товарищам: в музее надо работать долго, и музейщикам надо быть немножко публицистами! Посетитель и так видит экспонат, и не надо его описывать, надо интересно рассказать, как этот предмет попал в музей, откуда, почему, кто его нашел. Вообще, лучший экскурсовод – тот, кто сам занимается собирательской работой. Ну и немножко воспитателем надо быть тоже. Чтобы в музей тянулись люди!
Сам Вен-Веныч как раз блистательно владеет всеми этими качествами – публициста, рассказчика, собеседника, собирателя. При этом всем сердцем любящего своих коллег, понимающего их заботы и радости.
- Музей всегда привлекал замечательных работников. Таких как Людмила Иванова, Иза-белла Усова, Раиса Бунькова, Анна Швырева, Дина Страхова, Игорь Отюцкий… Годы работы с ними – годы счастья, – признавался мне как-то Вен-Веныч. – А времена были тоже не из легких. Чего скрывать, нас, конечно, эксплуатировали, приходилось выполнять функции идеологической подпорки и хрущевского, и брежневского периодов. Но не скажу, что так уж заставляли впадать в оголтелость. Мы занимались и по-настоящему творческой работой.
На страницах книги В. Госданкера предстает бурный, противоречивый, полный всплесков и потрясений ХХ век. Жестокий век, скажет о нем автор. Он, переживший блокаду Ленинграда, внесший свой солдатский вклад в Победу, видевший и оттепели, и перестройки, имеет право на такие определения. Потому как не ограничивается односторонними оценками, воздавая должное и лучшим проявлениям своей эпохи. Он никого не судит, просто размышляет о пережитом.
- Мы не имеем права судить людей прошлого по законам нашего времени. То, что нам кажется диким, жестоким, нелепым, для них было нормой и обычаем. В то же время я противник сусальности и наведения хрестоматийного глянца на многие «анекдоты милой старины»… Давайте откровенно: сегодня внуки не понимают, как это мы могли мириться с концлагерями, репрессиями, славить при этом Сталина. Что тут скажешь? Только одно: каждое время имеет свои законы, хорошие они или плохие. И музейщику это надо понимать.
Особо нежно и трепетно относится Госданкер к старой фотографии, готов без конца буквально петь ей дифирамбы. А ведь правда: в старых снимках есть то, что не может сделать никакой самый лучший художник – беспристрастно-точная фиксация лиц, событий, мгновений. А у каждого мгновения, помните, «свой резон»… Между прочим, десятки лет музейщики пополняли свои фотозапасы в редакции «Ставрополки», забирали снимки, уже отработанные в газете, так что вклад наших фотокоров навсегда останется в музейных фондах.
Выразительные названия глав книги – «Власть краеведения», «Река по имени факт», «Корни и ветви», «Солдатское поле», «Личные встречи», «Из дальних странствий возвратясь» – задают чтению искренний, доверительно-исповедальный тон. Без излишней сентиментальности, но с достаточной мерой тепла и любви. Любви к миру, к человеку, к своему делу. А по большому счету, к Родине и ее судьбе. Говоря словами самого автора, «ностальгическая слезливость, хрестоматийное причесывание былых времен и заслуг здесь не к месту».
Сколько лет знаю Вениамина Госданкера, столько от души завидую его неутомимости, жадности к жизни, стараюсь, как говорили когда-то, равняться на него, совершенно чуждого «возрастного» брюзжания, сохранившего чуткий взгляд на время и людей. Знаете, если человек в свои «за 80» осваивает компьютер, дружен с полюбившимся ему ноутбуком и со знанием дела критикует Интернет, это ли не признак настоящей молодости мысли и духа?! Опять процитирую Вен-Веныча из заключительной главы книги: «Трагедия старости не только в том, что стареешь, а в том, что чувствуешь себя молодым!». Вот уж кому-кому, а ему «трагедия старости» ничуть не грозит…
12 сентября 2012 года

Около 250 школьников в Пятигорске читали хором стихотворение Пушкина «Клеветникам России»
Форум «Белая акация» вновь порадовал яркой палитрой творчества

Вышли на новый уровень диагностики

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей

Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты
