06:27, 11 сентября 2012 года

На Ставрополье реализуется программа «Право ребенка на семью»

Действующая в нашем регионе краевая целевая программа «Развитие образования в Ставропольском крае на 2011-2013 годы» имеет подраздел «Право ребенка на семью». Одна из главных целей этой подпрограммы, как явствует из ее названия, - развитие семейных форм жизнеустройства детей-сирот и служб по поддержке семьи и детей.

Не секрет, что большинство сирот в нашей стране относится к категории «социальных». В основном это дети из семей алко- и наркозависимых, а также лиц, находящихся в местах лишения свободы. Эти обстоятельства часто приводят к лишению отцов и матерей родительских прав. Устройство сироты в замещающую семью во всем мире считается лучшим способом подготовить такого ребенка к жизни, восполнить в его личности дефицит тепла и любви, недополученных в силу сложной истории его семьи. Но те же прошлые семейные обстоятельства, часто весьма драматичные, делают воспитание этих детей очень непростым для их приемных родителей или опекунов. Одного желания взять ребенка из детского дома оказывается недостаточно. Только в 2012 г. в ставропольские детдома из замещающих семей были возвращены 37 сирот. Сказались неумение родителей строить с ними отношения, незнание психологических особенностей этих ребятишек. Отказ от ребенка в подобном случае является новой и очень тяжелой для него травмой. Страдают и взрослые, которые искренне хотели, чтобы в их доме звучали детские голоса, но в силу своих ошибок вынуждены были отказаться от этого желания.

1 сентября 2012 года вступили в силу поправки в 127 и 146 статьи «Семейного кодекса РФ», по которым усыновить сироту или взять над ним опеку возможно только по окончании так называемой «Школы приемных родителей» и при наличии удостоверяющего этот факт сертификата. Соответствующие изменения и дополнения должны быть внесены и в краевой закон об опеке и попечительстве.

Однако еще в 2010 году, не дожидаясь законодательной инициативы, министерство образования СК в рамках краевой подпрограммы «Право ребенка на семью» начало реализовывать на Ставрополье проект «Школа приемных родителей». Его организатором и исполнителем стало подведомственное минобру СК учреждение «Краевой психологический центр» с филиалами в Буденновске и в селах Александровском, Донском, Летняя Ставка и Падинском. Цель проекта - помочь замещающим родителям подготовиться морально и практически к приему ребенка в свой дом, обеспечить сознательное родительство, дать слушателям необходимые для этого психологические, юридические, медицинские знания.

Как сообщила нам директор краевого психологического центра Елена Заика, реальной работе в «Школе приемных родителей» предшествовал мониторинг, который в 2009 году провели сотрудники коррекционно-консультативного отдела. Анализ информации выявил, что на Ставрополье на тот момент отсутствовали программы пси­хо­лого-педагогического сопровождения замещающих семей, работа в этом направлении велась бессистемно.

В течение года, рассказала Е. Заика, специалисты разработали методический комплекс «Школы приемных родителей», включивший в себя нормативно-правовую базу, материалы по технологиям работы с будущими усыновителями, опекунами и попечителями, теоретические курсы по психологии и педагогике, по основам юридических знаний в данной области. Были созданы программы оказания психолого-педагогической помощи замещающим семьям.

С целью повышения профессиональной компетентности специалисты психологических служб системы образования, задействованные в проекте, участвовали в обучающем семинаре «Социально-психологическая модель и технологии сопровождения замещающих семей» в Ставрополе. В филиалах Центра для психологов и социальных педагогов был проведен семинар «Технология ведения «Школы приемных родителей». Специалисты посетили также тематические всероссийские семинары, конференции в Москве и Пензе.

В 2010 г. «Школа» начала в крае действовать в рамках следующих программ: для кандидатов в замещающие родители, для начинающих приемных родителей; для семей, где приемные родители и взятые на попечение дети прошли стадию первоначальной адаптации. По каждой из программ издан красочный буклет.

Отделения «Школы приемных родителей» работают на базе образовательных учреждений - детских домов, психологических центров. В каждом слушателей обучают и консультируют психолог, юрист, медицинский работник, получающие зарплату в рамках финансирования краевой подпрограммы «Право ребенка на семью». Из той же подпрограммы было получено современное мультимедийное оборудование для занятий.

За 2011 год в отделения «Школы приемных родителей» к специалистам обратились 832 человека.

Программу для кандидатов в замещающие родители осваивали 275 человек, по результатам было выдано 230 сертификатов; программу для начинающих приемных родителей изучали 349 человек; для семей, в которых приемные родители и взятые на попечение дети прошли стадию первоначальной адаптации, - 208 человек.

При реализации первой программы проекта одним из основных этапов являются изучение степени осознанности мотивов и ожиданий, лежащих в основе решения взять ребенка в семью, а также диагностика состояния семьи и ее членов, их тревог и страхов. Анализ показывает, что в процессе обучения кандидатам в приемные родители становится понятна не только процедура подготовки документов, повышается их юридическая грамотность, но и изменяется взгляд на свое желание взять ребенка из детского дома. Знания о развитии, как говорят психологи, первичной и вторичной привязанности у детей и последствиях ее нарушения в условиях неблагополучной семьи, детского дома или иных неблагоприятных для эмоционального воспитания факторов, о кризисных возрастных этапах помогают потенциальным приемным родителям оценить собственные ресурсы для принятия ребенка в семью. При этом у них появляется более реалистичное представление о радостях и трудностях воспитания.

В ходе реализации второй программы проекта на более глубоком уровне изучается состояние семьи, семейных взаимоотношений и индивидуальных особенностей родителей и, по возможности, всех членов семьи. Особенно востребованы занятия, в процессе которых можно получить практические навыки, помогающие находить выход из проблемных ситуаций, возникающих в ходе адаптации и ребенка, и взрослых.

Третья программа уделяет основное внимание усвоению и отработке практических навыков взаимодействия родителей с приемными детьми. Занятия в форме тренингов позволяют наиболее полно актуализировать эмоциональный и жизненный опыт участников и способствуют более осознанной переработке теоретических знаний и практических рекомендаций, предлагаемых специалистами.

В начале действия проекта наиболее популярными являлись лекции по правовым и юридическим вопросам. К середине обучения слушатели обычно проявляют интерес к практическим и тренинговым формам работы, которые позволяют соприкоcнуться с собственными переживаниями по поводу принятия ребенка в семью, узнать про чувства других родителей, помочь друг другу усвоить новый эмоциональный и практический опыт. Особое значение на всех этапах реализации проекта имеет индивидуальная работа с приемными родителями, членами их семей и детьми как приемными, так и кровными.

В ходе обучения специалистами отмечено расширение сферы интересов слушателей. Вместе с традиционными вопросами по проблемам взаимоотношений и особенностей возрастного развития детей возникают вопросы, касающиеся их психосексуального развития, спрашивают о субкультуре неформальных подростковых группировок, проблемах, связанных с употреблением психоактивных веществ.

На начальном этапе реализации программы специалисты столкнулись с рядом проблем. В их числе:

- отсутствие в штате отделения «Школы приемных родителей» необходимых для реализации проекта врача и юриста;

- отсутствие необходимого оборудования;

- трудности в наборе групп слушателей.

В настоящий момент эти проблемы решены. Важным фактором стало соглашение о сотрудничестве краевого психологического центра с органами опеки и попечительства.

*****

1 сентября 2012 г. «Школа приемных родителей» вновь открыла свои двери. Ее отделения работают в 19 территориях края, в том числе в городах Минеральные Воды, Кисловодске, Благодарном, Буденновске, в селах Александровском, Донском, Летняя Ставка, Падинском и других.

textarea

«Наука быть родителем»
Газета «Ставропольская правда»
11 сентября 2012 года