Единый регистрационный центр налоговой службы Ставрополья развивает электронные сервисы
Надо сказать, что создание единого регистрационного центра на базе Межрайонной ИФНС России № 11 по Ставропольскому краю на тот момент было воспринято бизнесом неоднозначно. В частности, говорилось о том, что сосредоточение функций госрегистрации в краевом центре осложнит эту процедуру для живущих за его пределами. Тем не менее время показало, что опасения оказались напрасными. Многие налоговые процедуры значительно упростились, подчеркивает начальник межрайонной ИФНС №11 Валентина Захарова:
- Это однозначно стало шагом вперед в работе с налогоплательщиками. Новая инспекция отличается современной технической, инженерной и телекоммуникационной оснащенностью, что позволяет оперативно и качественно решать все вопросы, связанные с регистрацией. Важно отметить, что именно на базе межрайонной инспекции № 11 реализована возможность получения документов о государственной регистрации в так называемом «одном окне». При этом у вновь созданных юридических лиц есть право встать на учет и получить ИНН как в Ставрополе, если это удобно, так и в своей инспекции. При внесении каких-либо изменений в регистрационные документы достаточно будет обратиться к налоговикам по месту жительства или даже с помощью Интернета.
Нами была проведена большая работа, и, по сути, сейчас только налоговики поддерживают в актуальном виде информацию о «жизни» каждого предприятия на Ставрополье: мы знаем, когда оно появилось или, наоборот, исчезло, какие у него долги перед бюджетом, кто руководитель и т. д. Более того, многие уже оценили такой момент: теперь любой гражданин в налоговой инспекции по месту жительства может узнать, не является ли должником какой-то контр-агент, который хочет заключить с ним договор, не дисквалифицирован ли учредитель фирмы и не «прописана» ли она по адресу массовой регистрации, что является признаком «однодневки».
- Валентина Ивановна, то есть о бюрократизме говорить не приходится: предпринимателям из районов не нужно по каждому поводу, связанному с ведением бизнеса, наведываться к налоговикам в Ставрополь?
- Совершенно верно, предусмотрено несколько способов подачи документов для той или иной процедуры. Их можно подать в налоговую инспекцию по месту жительства, направить по почте или через Интернет, для чего разработаны специальные электронные сервисы, доступные на сайте краевого управления ФНС. Если пакет документов соответствуют нормам, то обращение за услугой будет отработано в считанные дни. Процедура передачи сведений от инспекций края в единый регцентр, работа с электронными заявками и соблюдение оговоренных законодательством сроков – это уже исключительно наша задача.
Отмечу, что сервис «Подача документов на государственную регистрацию в электронном виде» требует от заявителя наличия электронной цифровой подписи. Конечно, есть она пока далеко не у всех, а потому можно воспользоваться услугами нотариусов края, с которыми у нас налажено тесное взаимодействие. Использование упомянутого сервиса позволяет заявителю сократить количество обращений непосредственно в инспекцию с двух раз до одного - только для личного получения готовых документов. При желании заявителя документы могут быть направлены в его адрес почтовым отправлением.
Предмет особой гордости для нас – место региона в рейтинге наиболее благоприятных условий для начала бизнеса в России. Ставрополье заняло четвертую позицию, разделив ее с Татарстаном, оставив позади, например, Москву, Ленинградскую, Ростовскую и Воронежскую области. Местная пресса писала об этом. Исследование проводилось в 2012 году Всемирным банком совместно с Международной финансовой корпорацией. Для того чтобы понять, где в России проще вести бизнес, анализировалось множество параметров. И один из них – простота начальной стадии бизнеса, то есть его государственной регистрации. Думаю, в этом есть заслуга нашего регистрационного центра.
- Получается, очереди, свойственные налоговым инспекциям, остались в прошлом?
- Действительно, так. И это не преувеличение. В ИФНС № 11 просторный операционный зал, несколько окон ведут прием, организована электронная очередь, которая разграничивает поток людей. Работа специалистов распределена таким образом, чтобы человек, пришедший для краткосрочной операции, не ждал в общей очереди. В итоге время ожидания не превышает 30 минут.
Кстати, мы оборудовали специальную урну под названием «Хочу сказать начальнику инспекции». Я лично просматриваю ее содержание. И в основном мы видим там благодарности, адресованные конкретным специалистам регцентра. Конечно, встречаются и претензии, и жалобы, которые нами воспринимаются как «подсказка» для улучшения работы, мы стараемся на них оперативно реагировать.
- Не могу не спросить о межведомственном взаимодействии. Федеральная налоговая служба является одним из крупнейших поставщиков данных для оказания государственных услуг.
- Достигнутый уровень межведомственного информационного обмена позволяет нам предоставлять многие услуги в электронном виде. По мере отработки механизма электронно-цифровой подписи все дистанционные сервисы станут полноценной альтернативой личного обращения в налоговую инспекцию.
Кроме того, ФНС России обеспечивает предоставление сведений из так называемых базовых реестров - ЕГРЮЛ и ЕГРИП. За выписками из них при получении госуслуг, как правило, уже не обращаются заявители, мы передаем данные непосредственно ведомствам. Кстати, одним из первых в крае перешло на новый порядок управление Росреестра - теперь для регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним выписки из упомянутых реестров не требуются.
При этом совершенствуется и обратный процесс, то есть получение нами сведений от госструктур. К примеру, если раньше при смене места жительства или паспорта предпринимателю необходимо было оповестить регистрирующий орган, то сегодня такой обязанности у него нет. Мы совместно с управлением Федеральной миграционной службы самостоятельно обновляем данные. Дальнейшая работа в этом направлении ведется, и, я уверена, вскоре все органы власти будут обмениваться своими информационными ресурсами без участия граждан.
4 сентября 2012 года