08:20, 17 августа 2012 года

Искусство пианиста Евгения Ли подкупает искренностью, его рояль поет!

Лет пятнадцать назад я случайно оказался на концерте симфонического оркестра госфилармонии на Кавминводах в Кисловодске. Дирижировал ныне покойный легендарный Павел Ядых, солировал не известный мне пианист. Вечер близился к завершению, и на прощание был объявлен Первый концерт для фортепиано с оркестром Прокофьева. Едва пальцы пианиста коснулись клавиш, я испытал настоящий шок: знакомый и затертый стандартными исполнениями шедевр неожиданно заблистал свежими яркими красками, очаровал изяществом и внутренней устремленностью, открывая все новые и новые горизонты музыки, не угадываемые ранее. 

Едва стихли аплодисменты восторженной публики и артист, несколько раз выходивший на сцену с поклонами, окончательно удалился за кулисы, я бросился к нему в артистическую. Увы, уже не застал. Сердобольная билетерша, рассказав, что зовут пианиста Евгений Ли (на снимке), что он солист филармонии и ее гордость, пообещала раздобыть его телефон. И сдержала слово. Так мы познакомились с музыкантом.

Шли годы. Каждый раз, приезжая на отдых в любимый Кисловодск, я непременно посещал все концерты лауреата и дипломанта всероссийских и международных музыкальных конкурсов и фестивалей Евгения Ли, не переставая удивляться редкой самобытности и силе его таланта. Некогда выпускник Саратовской консерватории по классу профессора Анатолия Александровича Скрипая, Евгений Ли по праву может быть назван продолжателем бессмертных традиций русской пианистической школы. Его искусство подкупает искренностью, его рояль поет, а чувство стиля и верность авторскому замыслу всегда безукоризненны. Философские глубины Баха и мужественная героика Бетховена, утонченный аристократизм Шопена и лирические откровения Чайковского, интеллектуализм и новаторство современных композиторов – все находит в Евгении Ли взыскательного и тонкого интерпретатора. Более того, в наш век рационализма и формалистических тенденций артист представляется одним из последних могикан романтизма, немыслимого вне свободы творческого самовыражения. Девиз пианиста – играть так, как подсказывает сердце. В этом один из секретов доступности и большого эмоционального воздействия искусства Евгения Ли на слушателя.

Ему подчас становится тесно в рамках привычного сольного музицирования, и мы видим его в качестве организатора и участника инструментального трио со скрипачом Геннадием Чендевым и виолончелистом Львом Морозовским. Отменное качество исполнения, масштабность и разнообразие репертуара дают музыкантам возможность успешно гастролировать не только в городах Кавминвод, но и в Москве. Как истинный просветитель, Евгений Ли на протяжении более тридцати лет регулярно выступает в санаториях перед отдыхающими, превращая фортепианные вечера в своеобразный университет музыкальных знаний и эстетического воспитания.

…Недавно Евгений Ли пригласил меня на свой сольный концерт в город Ессентуки. Филармонический зал был заполнен людьми почтенного возраста – поклонниками артиста, знатоками классической музыки. Гримаса времени – почти полное отсутствие молодежи, за которой, уверяют нас, будущее. Каким-то будет оно?.. С подкупающим лиризмом звучали гениальные «Песни без слов» Мендельсона-Бартольди, живописные до осязаемости пьесы из цикла Эдварда Грига «Пер Гюнт», ослепительно виртуозная «Тарантелла» и блистательно проникновенные «Грезы любви» Листа. На бис с неподражаемым шармом был сыгран популярный вальс в до-диез миноре Шопена, вызвавший овации, возникавшие, впрочем, в течение всего концерта.

Когда публика покидала зал, маленькая девочка, державшаяся за руку матери, неожиданно воскликнула: «Ну просто обалдение!». Что же, как говорится, истина глаголет устами младенца. 

Герард КИМЕКЛИС. Музыкальный критик, пианист, кандидат педагогических наук. Москва.
««Ну просто обалдение!»»
Газета «Ставропольская правда»
17 августа 2012 года