Приоритет – борьба с коррупцией
«Программное» направление
На Ставрополье в целом сформирована нормативно-правовая база, разработана и функционирует система мер противодействия коррупции.
Это позволяет обеспечить применение системного подхода к организации работы по противодействию коррупции в органах исполнительной власти края. Главными элементами в реализации стратегии противодействия коррупции является краевая целевая программа «Противодействие коррупции в сфере деятельности органов исполнительной власти Ставропольского края на 2010-2014 годы» и план мероприятий по противодействию коррупции в органах исполнительной власти Ставропольского края.
Основные задачи программы и плана представляют весьма основательный и объемный проект. Он состоит из нескольких основных направлений: совершенствование механизмов противодействия коррупции, внедрение правовых, организационных и иных механизмов противодействия коррупции, повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти Ставропольского края, организация антикоррупционной пропаганды в целях формирования в обществе нетерпимого отношения к коррупции. Кроме этого сюда входят организация взаимодействия органов исполнительной власти края с организациями, общественными объединениями и населением по вопросам противодействия коррупции, повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, создание сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае. Для выполнения поставленных задач в программу включено более 40 мероприятий, входящих в компетенцию правительства Ставропольского края, органов краевой исполнительной власти и местного самоуправления. Среди них можно назвать следующие. Это проведение экспертизы инвестиционных проектов в рамках оказания государственной поддержки организациям Ставропольского края на коррупциогенность, предусмотренной законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края; предоставление государственных и муниципальных услуг органами исполнительной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований посредством единой системы информационно-справочной поддержки граждан и организаций (повышение качества и сокращение сроков предоставления государственных и муниципальных услуг, упрощение процедур их получения, ликвидация посреднических услуг при предоставлении государственных и муниципальных услуг).
В перечне мероприятий и организация предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» на базе многофункциональных центров в Ставропольском крае, и определение порядка информационного обмена документами (сведениями) между органами исполнительной власти Ставропольского края, органами местного само-управления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров.
В программе предусмотрены внедрение в Ставропольском крае административных регламентов исполнения государственных контрольных (надзорных) функций, обеспечение прозрачности исполнения органами исполнительной власти Ставропольского края государственных контрольных (надзорных) функций. Немало внимания уделено в мероприятиях проведению на постоянной основе мониторинга качества предоставления государственных услуг органами исполнительной власти края, разработке проектов социальной рекламы антикоррупционной направленности, ее размещению в средствах массовой информации Ставрополья, а также разработке и изготовлению печатной продукции антикоррупционной направленности (в том числе буклетов, календарей и плакатов).
Прогнозируемый объем финансирования программы на весь период составляет свыше 240 миллионов рублей. А в нынешнем году на реализацию программы предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 82 миллионов рублей, из которых 84 процента выделяются местным бюджетам в виде субсидий на создание многофункциональных центров (МФЦ) в Буденновском, Изобильненском, Левокумском, Новоалександровском районах и Ессентуках. В настоящее время уже созданы МФЦ в Ставрополе и Кисловодске.
Обеспечение доступа к информации
В первом полугодии правительство края провело подготовительную работу для поставки современной компьютерной техники для обеспечения качественного информационного сопровождения процесса оказания государственных и муниципальных услуг на базе создаваемых многофункциональных центров.
Сейчас для создания единой системы информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти Ставропольского края и органами местного самоуправления подготовлено помещение для размещения CALL-центра, закуплены оборудование и информационные киоски, осуществляется государственный заказ на разработку программного обеспечения для единой системы информационно-справочной поддержки граждан и организаций.
В целях предоставления государственных услуг посредством единой системы информационно-справочной поддержки граждан и организаций на официальном информационном интернет-портале органов государственной власти Ставропольского края, а также на официальных сайтах органов исполнительной власти СК размещены административные регламенты на 180 государственных и 800 муниципальных услуг.
А для реализации Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» на официальном информационном интернет-портале органов государственной власти Ставропольского края создана страница «Противодействие коррупции». На ней отражена информация о принимаемых органами исполнительной власти края мерах по противодействию коррупции, о деятельности координационных и совещательных органов, образованных при губернаторе и краевом правительстве, размещены материалы о работе комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы Ставропольского края, и урегулировании конфликта интересов.
Требования к служебному поведению
Согласно постановлению губернатора Ставропольского края в органах исполнительной власти, государственных органах и органах местного самоуправления сформированы и эффективно работают комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских и муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
В первом полугодии состоялось 228 заседаний комиссий, на которых рассмотрены вопросы предоставления недостоверной информации или неполных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, несоблюдения требований к служебному поведению и требований об урегулировании конфликта интересов. По результатам работы комиссий 89 гражданских и муниципальных служащих привлечены к дисциплинарной ответственности.
В соответствии с постановлением губернатора Ставропольского края функционирует комиссия по урегулированию интересов и соблюдению требований к служебному поведению служащих, замещающих должности государственной гражданской службы СК, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется губернатором. За рассматриваемый период комиссия провела десять заседаний, и по их результатам некоторые должностные лица, замещающие государственные должности края, руководители органов исполнительной власти и их заместители привлечены к дисциплинарной ответственности.
Наверняка читателям будет интересно узнать, какие же ограничения и запреты, связанные с гражданской службой, а также требования к служебному поведению государственных гражданских служащих определены Федеральным законом РФ от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Так, статья 18-я закона обязывает: исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне, исходить из того, что признание, соблюдение, защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности. Госслужащим необходимо осуществлять профессиональную деятельность в рамках установленной законодательством РФ компетенции государственных органов и не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам. Чиновникам предписано не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей.
У гражданских служащих есть ограничения, установленные законодательством. Они должны соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных и религиозных объединений и иных организаций. И, что немаловажно, эти люди обязаны не совершать поступки, порочащие их честь и достоинство, но проявлять корректность в обращении с гражданами и уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию. А еще им вменено не допускать конфликтных ситуаций, которые могут нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа, соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации. А гражданский служащий категории «руководитель» обязан не допускать случаев принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных и религиозных объединений. .
Урегулирование конфликта интересов
Комиссии по урегулированию конфликта интересов занимаются тем, что рассматривают ситуации, при которых личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может влиять на объективное исполнение им должностных обязанностей.
Кроме того, случаются ситуации, когда может возникнуть противоречие между его личной заинтересованностью и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или в целом Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам.
Краевое правительство информирует гражданских служащих, граждан и организации о деятельности комиссий на информационных стендах, в печатных СМИ, по радио и местным телеканалам в качестве информационной ленты, через интернет-сайты соответствующих органов исполнительной власти и государственных органов. В отчетном периоде на официальном информационном интернет-портале органов государственной власти Ставропольского края, на сайтах соответствующих органов исполнительной власти и государственных органов размещены сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера членов семей гражданских служащих за 2011 год.
В дополнение к организационным мерам по созданию условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции, проведена работа по усилению наглядной агитации в сфере противодействия коррупции. Это размещение плакатов антикоррупционной тематики на рабочих местах государственных служащих. В соответствии с порядком предоставления грантов за счет средств бюджета Ставропольского края организациям и индивидуальным предпринимателям, реализующим инвестиционные проекты, министерством экономического развития края осуществляется изучение всех представленных инвестиционных проектов на предмет отсутствия в них коррупциогенных факторов. Министерство финансов Ставропольского края на официальном сайте на постоянной основе размещает отчеты об исполнении бюджета Ставропольского края.
Анализ рисков
За первое полугодие анализ коррупционных рисков показал, что количество коррупционно опасных функций, осуществляемых органами исполнительной власти края и подведомственными им организациями, составляет 217, которые в ходе проводимой работы снизились к показателям 2011 года на 9,1 процента.
А в органах местного самоуправления количество коррупционно опасных функций сократилось к показателям 2011 года на четыре процента, и их количество на текущий период составляет 338.
В муниципальных образованиях Ставропольского края утверждены перечни коррупционно опасных функций, в том числе при предоставлении муниципальных услуг. Муниципальными образованиями края на плановой основе проводится работа с целью минимизации и устранения коррупционной составляющей при осуществлении ими своих функций и полномочий. Эта работа направлена прежде всего на приведение в соответствие местного законодательства требованиям федерального и краевого законодательства, разработку и принятие административных регламентов оказываемых услуг.
В целях выявления и последующего устранения коррупционных рисков в деятельности органов исполнительной власти края, совершенствования действующих законов СК, нормативных правовых актов губернатора и правительства Ставропольского края ежегодно проводится мониторинг их применения. В первом полугодии проведен мониторинг двенадцати действующих законов Ставропольского края и 39 постановлений губернатора и правительства СК. Выявлены коррупциогенные факторы в одном законе Ставропольского края и двух постановлениях правительства СК, которые устранены в установленном порядке.
А вот и более конкретный пример. В первом полугодии министерством промышленности, энергетики и транспорта Ставропольского края в ходе проверки антикоррупционной экспертизы Закона СК «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в Ставропольском крае» выявлено наличие коррупциогенного фактора. В отдельном положении закона предусматривалось, что уполномоченный орган вправе отказать в участии в конкурсе перевозчику, с которым в течение одного года, предшествующего дате опубликования извещения о проведении указанного конкурса, был расторгнут договор в связи с нарушениями перевозчиком его условий.
Слово «вправе» в данном случае носит коррупционную составляющую и не определяет конкретных действий комиссии, а дает ей необоснованный выбор применять это положение на свое усмотрение к участникам конкурса. Министерством промышленности, энергетики и транспорта подготовлен проект закона, который вносит соответствующие изменения.
Кстати, в первом полугодии в Ставропольском крае выявлено 361 преступление коррупционной направленности, из них должностных преступлений – 194. В отношении служащих органов местного самоуправления возбуждено одиннадцать уголовных дел коррупционной направленности. В отношении представителей органов исполнительной власти Ставропольского края в нынешнем году они не возбуждались. А основная доля возбужденных уголовных дел пришлась на сотрудников территориальных органов федеральных органов государственной власти (судебных приставов, полицию, МЧС и УФСИН).
Взятки и подарки при исполнении
Согласно Указу Президента Российской Федерации «О национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы» правительство Ставропольского края вынесло распоряжение от 28 мая 2012 года № 225-рп, по которому конкретизированы требования обеспечения мер в сфере противодействия коррупции в органах исполнительной власти, регламентирующие действия гражданских и муниципальных служащих в случаях получения ими подарков при исполнении служебных обязанностей.
Распоряжением внесены дополнительные мероприятия в план по противодействию коррупции в органах исполнительной власти Ставропольского края.
Назовем некоторые из них. Это проведение среди населения края социологических исследований, позволяющих оценить уровень коррупции в СК и эффективность принимаемых в Ставропольском крае антикоррупционных мер. В этом ряду также разработка и принятие нормативных правовых актов, обязывающих гражданских и муниципальных служащих сообщать (в случаях, установленных федеральными законами) о получении ими подарка в связи с их должностным положением или исполнением служебных обязанностей. В перечень дополнительных мероприятий входит и комплекс организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению лицами, замещающими государственные должности Ставропольского края, гражданскими и муниципальными служащими поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание (предложение) дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.
Нужно также сказать о комплексе мероприятий по соблюдению лицами, замещающими государственные должности Ставропольского края, гражданскими и муниципальными служащими ограничений, запретов и по исполнению обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, в том числе ограничений, касающихся получения подарков. Мероприятия предусматривают формирование негативного отношения к дарению подарков указанным лицам в связи с их должностным положением или исполнением служебных обязанностей. А кроме того, ведется работа по повышению эффективности использования общественных (публичных) слушаний, предусмотренных земельным и градостроительным законодательством Российской Федерации, при рассмотрении вопросов о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
«Телефоны доверия» по-прежнему актуальны
В краевом правительстве круглосуточно работает автоматизированная система «Телефон доверия губернатора Ставропольского края», позволяющая гражданам оперативно передавать свои заявления в адрес высшего должностного лица региона, в том числе сообщать о коррупционных проявлениях в деятельности органов исполнительной власти СК.
Порядок учета и рассмотрения таких обращений закреплен в административном регламенте исполнения правительством Ставропольского края государственной функции по рассмотрению обращений граждан и организации личного приема граждан.
На официальном информационном интернет-портале органов государственной власти края размещена информация о работе «телефонов доверия» министерств и ведомств СК, организации приема заявлений, а также электронные адреса, по которым граждане могут оставить сообщения о коррупционных проявлениях.
В 2012 году в рамках выполнения программы продолжится реализация свыше 30 мероприятий. В том числе по созданию сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае, формированию системы мониторинга качества и доступности государственных и муниципальных услуг, совершенствованию системы контрольных (надзорных) функций органов исполнительной власти СК, подготовке предложений по оптимизации осуществления контрольной (надзорной) деятельности. Предстоит также организовать информационное сопровождение создания и функционирования многофункциональных центров, обучить сотрудников этих центров и внедрить автоматизированные информационные системы.
Кроме того, продолжится внедрение «системы менеджмента качества» в органах исполнительной власти Ставропольского края, предоставляющих государственные услуги юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Необходимо будет вести активную пропагандистскую деятельность посредством создания аудиовизуальных произведений (видеофильмов, содержащих социальную рекламу) антикоррупционной направленности. На радиоканалах (в радиопрограммах) и в печатных СМИ будут размещаться сведения о приеме сообщений от граждан о фактах коррупционных действий государственных гражданских служащих при исполнении ими государственных функций (предоставлении государственных услуг).
15 августа 2012 года