Как реализуется политика власти по опеке и попечительству несовершеннолетних в Кочубеевском районе
По словам и. о. главного специалиста отдела образования администрации Кочубеевского муниципального района Александры Погудиной, в текущем году из выявленных в районе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и оставшихся без попечения родителей, 39 переданы под опеку, трое усыновлены, 19 устроены в дома ребенка, интернатные учреждения. В приемную семью передан один ребенок, а в родительскую (после соответствующей реабилитационной работы со взрослыми членами семьи) возвращены шестеро.
На первое июля на учете в районе состоят 248 детей-сирот и ребятишек, оставшихся без попечения родителей. Они проживают как в интернатных госучреждениях, так и в приемных семьях, которых в районе сегодня десять. Часть находится под опекой родственников или других лиц. Выплаты денежных средств на опекаемых детей производятся в соответствии с Законом Ставропольского края «О порядке и размерах выплат денежных средств опекунам (попечителям) на содержание ребенка». Задолженностей по выплатам в районе нет.
Опекаемых детей дважды в год посещают на дому специалисты образовательных учреждений, социальный педагог, школьный общественный инспектор. По результатам этих визитов составляются акты обследований. В 2012-м четыре опекуна были лишены этого права и отстранены за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а один – за отсутствие взаимопонимания с подопечным.
Специалисты ведут учет кандидатов в опекуны и усыновители, которые помимо собеседования проходят психологическое тестирование в Центре психолого-педагогической коррекции и реабилитации.
Как уже упоминалось, в Кочубеевском районе десять приемных (замещающих) семей, в которых воспитываются 29 детей. Финансирование на ребят идет в соответствии с Законом Ставропольского края «О государственной поддержке приемной семьи» и другими постановлениями.
В последнее время, отметила А. Погудина, в районе более активно решаются вопросы защиты жилищных прав детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, что всегда было одной из самых острых проблем. В первом полугодии 2012 г. получили жилищную субсидию и уже приобрели квартиры 9 человек – примерно четверть всех нуждающихся в жилье лиц этой категории. До конца года свою крышу над головой должны обрести еще пятеро.
Вместе с Александрой Погудиной мы побывали в детском доме № 20 «Надежда», расположенном в селе Балахоновском, где нас приняла директор Елена Коробская. Мы прошлись по уютным, хорошо оборудованным помещениям детдома, поговорили с персоналом. Детей повидали позже – в районном загородном лагере, куда они выехали на всю смену, включая самых маленьких – двух- и трехлеток.
В «Надежде», как сказала нам Е. Коробская, живут и воспитываются 33 ребенка. За несколько последних лет около двадцати детдомовцев усыновили, 46 детей нашли опекунов, более двадцати возвратились в родные семьи, кто-то попал в семью приемную. Но в детский дом приходят новые воспитанники, и у большинства из них отцы и матери имеются, но они лишены родительских прав.
В рамках реализации подпрограммы «Право ребенка на семью в Ставропольском крае» на базе детского дома № 20 открыли семейный центр «СемьЯ» и отделение мобильного психолого-педагогического сопровождения замещающих семей , родителей «группы риска». Цели у этих подразделений общие: бороться за право ребенка жить в семье, родной или приемной. Тут и помощь так называемым «биологическим» родителям, чтобы вернулись к нормальной жизни и смогли восстановить свои права на детей, и поддержка приемных мам и пап, особенно в период адаптации у них бывших сирот, и профилактика в семьях «группы риска», дабы не дошло там до жестокого обращения с детьми, их безнадзорности. Если ребенок до вечера сидит один на автобусной остановке, говорит Е. Коробская, то уж все в селе знают, куда обратиться: в центр «СемьЯ». Сотрудники отделения мобильного сопровождения по сигналу выезжают и в другие населенные пункты Кочубеевского района.
Среди детдомовских ребятишек, которых мы навестили в районном лагере «Старт», тоже есть те, кто скоро будет жить вместе с мамой и папой. Это малыши из самой младшей группы, таких часто усыновляют. Увидев директора «Надежды» в лагере, они побежали к ней, за маленькими потянулись к Елене Михайловне и старшие ее воспитанники, загоревшие и поздоровевшие на природе и свежем воздухе. Наперебой заговорили о том, какой вчера был тематический вечер интересный и как они плавают каждый день в бассейне…
Из «Старта» наш путь лежал на хутор Андреевский, в приемную семью Людмилы Воробьевой. Шесть лет назад она, вырастившая к тому времени двоих собственных детей, взяла в детском доме «Надежда» еще двоих приемных. Собственно, приехала в детдом за семилетней Настей, но не смогла разлучить ее с братом, девятилетним Максимом. Так дети оказались в доме Воробьевых. Привыкание их к новой жизни шло трудно, этого, увы, не выдержал муж Людмилы Филипповны, ушел из семьи. Зато поддержали мать взрослые дети – дочь Инна, преподаватель вуза, и сын Валентин, офицер-пограничник.
Дома с приемной мамой мы застали только Настю, веселую девочку-подростка. По тому, как она показывала нам дом, двор, своих подопечных кроликов, как мимоходом то и дело норовила прислониться к Людмиле Филипповне, было видно, что Настя чувствует себя в семье любимой и родной. Она хорошо поет (говорят, у нее редкий голос – сопрано), а Максим хорошо рисует, закончил художественную школу. Стать тем не менее хочет офицером, как Валентин, пробовал поступать в кадетский корпус. Пока не вышло…
Обычная семья, дети, которые из школы носят разные оценки, бывает, шалят. Что приемные – никто бы, наверное, не угадал: просто дети, просто детство… Как хорошо, что право на это обеспечили им умные законы и хорошие люди.
10 августа 2012 года