07:01, 28 июля 2012 года

Иван Богачев: надо срочно спасать ставропольскую почву – другой земли для нас нет и не будет!

Чтобы сохранить это богатство для потомков, на Ставрополье должно уделяться большое внимание сфере земельных отношений, особенно рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения, повышению плодородия почв, уверен председатель комитета Думы СК по аграрным вопросам, продовольствию и земельным отношениям Иван Богачев.

– Иван Андреевич, из года в год мы слышим о рекордных урожаях сельскохозяйственных культур, возделываемых в крае, а как обстоят дела с сохранностью плодородия земель?

- В пахотном слое земли идут сложные биологические процессы, в результате создается органическое вещество – гумус – основной показатель плодородия. Если бы этот живой организм мог говорить, он бы давно подал нам сигнал SOS, поскольку почвы края продолжают подвергаться водной и ветровой эрозии, переувлажнению и заболачиванию, подтоплению и засолению. Но самое печальное, что земледелие последних двух десятилетий ведется с убывающим плодородием почв.

В той или иной степени разрушено водой и ветром более 30 процентов земель. Процессам переувлажнения и заболачивания подвержено 250 тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий, засолению – каждый четвертый гектар. Наибольшее засоление отмечается в Левокумском, Нефтекумском и Андроповском районах. С каждым годом растет потенциальная угроза появления пыльных бурь и смыва верхнего плодородного слоя. Все эти негативные процессы приводят к сокращению площади сельскохозяйственных угодий, ухудшению водно-физических, физико-химических свойств почв и снижению их плодородия.

– Земля перешла в частную собственность, на село пришел бизнес, который любой ценой желает получить как можно быстрее и больше продукции, а значит, и прибыли. А как это отражается на плодородии почв?

- В этом-то и должна заключаться мудрость государства, чтобы сочетать интересы каждого отдельного бизнесмена и всего общества. Даже та земля, которая перешла в частную собственность, остается национальным достоянием, и ее владелец не вправе делать с ней все, что ему захочется. Важно, чтобы бизнес не загрязнял среду обитания человека и общества в целом. В нашем аграрном крае необходимо выстроить отношения с аграрным бизнесом так, чтобы он не ухудшал плодородие почвы, не загрязнял ее пестицидами и гербицидами, не истреблял сенокосы и пастбища, не выжигал пожнивные остатки и лесополосы. Для этого депутаты Думы еще в 2003 году приняли Закон «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае».

В рамках контроля за его исполнением ежегодно на заседании комитета заслушивается доклад правительства края о состоянии плодородия земель сельскохозяйственного назначения и мерах, принимаемых по его повышению. Девятого июля мы рассмотрели такой доклад за прошедший год, возникло очень много вопросов. С отрицательным балансом в почве гумуса содержатся в крае пары, возделываются практически все сельскохозяйственные культуры, кроме многолетних трав. Особенно ощутимые потери гумуса дают пары и возделывание сахарной свеклы до 2,5 тонны на одном гектаре.

Вся пашня в Апанасенковском, Арзгирском, Нефтекумском, Туркменском, Благодарненском, Буденновском, Ипатовском, Советском, Левокумском, Красногвардейском и Степновском районах имеет низкое и очень низкое содержание гумуса. А в Предгорном районе такой пашни всего лишь 17 процентов, в Минераловодском – 28, в Кочубеевском – 36, в Шпаковском – 47 процентов. Пашня с очень низким и низким содержанием калия в целом по краю составляет всего лишь четыре процента. А вот в Александровском, Шпаковском, Кочубеевском, Петровском и Грачевском районах таких участков в три раза больше.

– Чем это грозит?

- Прежде всего, будут снижаться урожайность сельскохозяйственных культур, их валовое производство и эффективность возделывания. Часть земель будет вообще не пригодна для их выращивания. В результате бизнес постепенно будет уходить в другие регионы, в другую сферу. Нам же останутся проблемы с занятостью населения, наполняемостью бюджетов всех уровней и другие. Если не решать эту проблему, то уже через десять лет край окажется на уровне 60-х годов прошлого века, и потребуется не менее 30 лет, чтобы восстановить то плодородие, которое мы имеем сейчас.

Минеральные удобрения в основном обеспечивают искусственное развитие растений. Другими словами, «минералка» – это химический, а не биостимулятор роста растений. Органические удобрения, по-крестьянски – навоз и мелиоранты (торф, компосты), способны значительно повышать плодородие почв.

Я считаю, что субсидии надо выплачивать в первую очередь на внесение в почву органики и спрашивать с чиновника за соблюдение государственных интересов. Хотя большинство хозяйств уже не имеют навоза, так как у них нет животноводства. Хочу, чтобы меня правильно поняли. Я не противопоставляю органику и «минералку». Надо делать все необходимое в разумных пределах и для высоких урожаев, и для сохранения плодородия.

В представленном докладе правительства края о состоянии плодородия земель сельскохозяйственного назначения и мерах, принимаемых по его повышению, не отражены объемы работ сельскохозяйственных организаций края по агролесомелиоративным мероприятиям, внесению в почву органических удобрений, запашке соломы, применению почвозащитных мероприятий и технологий: безотвальной обработки для севооборотов с озимыми культурами; полосного размещения чистого пара между посевами озимых культур; минимальной и нулевой почвозащитной обработки, контурно-полевой организации территории с вариантом создания кулисо-террас, использование элементов биологизации земледелия и других мероприятий, по которым имеется передовой научно-производственный опыт по защите почв от ветровой и водной эрозии.

– Иван Андреевич, как умудренный жизненным опытом человек и один из мэтров сельскохозяйственного производства России, что бы вы предложили изменить в этом направлении?

- Выдумывать нового ничего не надо. Надо делать то, что делали раньше. До 2000 года сто процентов средств земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения и 50 процентов налога на земли поселений направлялось на повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Сейчас же он стал основным источником наполнения бюджета муниципальных образований. Образно говоря, мы пилим ножки стола, с которого каждый день три раза кушаем. Думать о будущем детей и внуков надо, а не «доедать» то, что нам дал Создатель. Задача каждого поколения – сохранить и приумножить, то, что досталось в наследство, а не разбазаривать, не губить тем более природные ресурсы.

Правительству Ставропольского края необходимо озаботиться сохранностью существующих и созданием новых лесозащитных насаждений с целью предупреждения суховеев, смыва плодородного слоя на уклонах и остановки движущихся песков на востоке края. Министерству сельского хозяйства края следует рассмотреть вопрос целесообразности изменения порядка выдачи и ведения паспорта земельного участка. Единый бланк на него должен быть утвержден министерством сельского хозяйства, а вот вести его лучше землепользователю. Каждое поле должно иметь земельный паспорт. Пользователь обязан организовать производственный земельный контроль, то есть систематически проводить исследования плодородия почвы и вносить данные в паспорт.

Кроме того, мы рекомендуем внести изменения в правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, определив в них норму, обязывающую землепользователя иметь проект внутрихозяйственного землеустройства и вести книгу «истории полей».

Необходимо также разработать специальную программу повышения плодородия почв. Подчеркиваю, повышения, а не мониторинга. Пора заканчивать быть наблюдателями, тем более из космоса. Надо становиться хозяевами, ходить по земле пешком, чувствовать и понимать ее. Власти и обществу необходимо усилить контроль и ответственность за сохранение и приумножение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения. Надо всем понять, что другой земли для нас нет и не будет! 

Т. КАЛЮЖНАЯ
«Земля посылает SOS»
Газета «Ставропольская правда»
28 июля 2012 года