Данные о границах охранных зон на курортах КМВ нужно внести в государственный кадастр недвижимости
Тот, кто время от времени бывает на ставропольских курортах, может в этом убедиться воочию – как грибы растут торговые центры, наблюдается всплеск жилищного строительства… Вместе с тем местные жители с горечью отмечают: магазины и многоэтажки нередко появляются в тех местах, где раньше никому не разрешали строить и которые считались особо охраняемыми.
Действительно, различные надзорные ведомства фиксируют массу нарушений, допущенных в течение двух последних десятков лет. Да и муниципальные власти курортов открыто подтверждают: документы, которыми в свое время были установлены границы охранных зон, изрядно устарели и не отвечают реалиям. Как неоднократно звучало на краевых совещаниях, посвященных этому вопросу, ситуацию нужно срочно менять, чтобы не допустить ухудшения качества минеральных вод либо вообще истощения гидроминеральных ресурсов.
Четкая позиция по этому поводу есть у краевого Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Об этом мы сегодня говорим с заместителем руководителя Управления Росреестра по СК Борисом Файскановым.
- Борис Фарисович, насколько я знаю, границы округа санитарной охраны наших прославленных курортов изначально были установлены в советское время. С тех пор что-то принципиально поменялось?
- Вопрос сохранения уникальности городов-курортов Кавминвод не теряет своей актуальности и остроты уже немало лет. И, конечно, чтобы охранять какую-либо территорию, надо четко представлять ее границы, то есть конкретные очертания. Попытка определить их была предпринята в 80-е годы прошлого столетия. В июле 1985 года увидело свет постановление Совета министров РСФСР под номером 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае». Его подготовка велась очень серьезно, был задействован целый ряд ведомств, которые должны были учесть все аспекты.
Но в результате с каким «наследством» нам сейчас приходится жить? В итоге мы имеем только семантическое описание границ с указанием ориентиров и условных точек.
Если по недавно выделенным и отмежеванным участкам ситуация ясна и данные о них занесены в государственный кадастр недвижимости, т. е. мы четко видим их координаты, то о границах зон, для которых предусмотрен разный режим использования, такого не скажешь… В итоге возникают споры о правомерности пользования участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности. Например, первую охранную зону в городах-курортах, где категорически запрещено проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, «украшают» санатории и пансионаты, магазины и жилые дома. Некоторые «выросли» недавно, а другим – уже десятки лет.
- Действительно, строительный бум на Кавминводах породил большое число нарушений и судебных споров. И это потому, что упомянутое вами постановление Совета министров РСФСР от 1985 года не актуализировано, и оно остается ключевым документом в той ситуации, о которой мы говорим?
- Нет, есть целый ряд, скажем так, более свежих документов – федеральных законов и постановлений российского правительства, определяющих «правила жизни» городов-курортов Кавминвод. К примеру, с выходом в 2006 году постановления Правительства РФ о признании Пятигорска, Кисловодска, Ессентуков и Железноводска городами-курортами федерального значения каждый из них в своем развитии обязан руководствоваться регламентом положения о курорте федерального значения. В этом документе четко определены вопросы градостроительной политики и землепользования, в том числе отвода земельных участков с учетом границ охранных зон. Тем не менее в городах-курортах вновь и вновь возникают непонятные ситуации. Реальность, к сожалению, кардинально разнится с нормативными актами.
Здесь нельзя обойти другую сторону ситуации, связанную с регистрацией права собственности на земельные участки, входящие в границы охраняемого округа. Регистратор может принять правильное решение только при наличии полной информации о конкретном участке. Ну а если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют данные о том, что он из разряда особо охраняемых? А ведь оборот таких земель ограничен.
- Какое решение проблемы видят в краевом Управлении Росреестра?
- Есть определенная логика в предложениях муниципалов, настаивающих на изменении границ охранных зон в соответствии с нынешним положением дел. Ведь многие люди стали невольными заложниками спорной ситуации, и пробелы в законодательстве отнюдь не должны отравлять им жизнь. Однако звучат мнения о том, что пересмотр границ может угрожать качеству минеральных вод и отрицательно сказаться на бальнеологических факторах региона.
Вместе с тем позиция нашего Управления однозначна и заключается в том, что информация о границах зон обязательно должна быть внесена в государственный кадастр недвижимости. Чем быстрее это будет сделано, тем скорее мы сможем обезопасить курорты Кавминвод не только от новых посягательств недобросовестного бизнеса. Это позволит поставить точку во многих затяжных судебных разбирательствах.
Но для того чтобы нужные сведения появились, кадастровыми инженерами должны быть проведены работы по межеванию и определению границ всех зон и всего санитарного округа. Сейчас этим занимаются лишь индивидуальные предприниматели и юрлица. Потому сразу возникает вопрос: кто должен оплачивать их работу, соответственно, выступая заказчиком? Опять же, не углубляясь в правовые тонкости, отмечу: не совсем понятно, в каком бюджете – федеральном, краевом или местных – нужно закладывать средства на эти цели.
- С участием представителей вашего Управления на эту тему проводилось не одно краевое совещание. Наметились ли конкретные шаги?
- Как вы видите, глобальный вопрос всем понятен, но как его разрешить с наименьшими потерями, еще решается. К единому знаменателю всем заинтересованным сторонам прийти непросто. В этом месяце проблема вновь обсуждалась на расширенном совещании, которое провел заместитель председателя правительства края Николай Великдань. Как прозвучало, в ближайшее время будет составлен план действий с учетом поиска источника финансовых средств для решения вопроса. А пока многие участники совещания поддержали предложение о так называемом временном моратории на предоставление земельных участков в городах-курортах.
24 июля 2012 года