06:38, 21 июля 2012 года

Геннадий Ягубов о развитии автомобильных дорог в Ставропольском крае

О том, как реализуется новое направление инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог, корреспонденту «СП» рассказал председатель комитета краевой Думы по промышленности, энергетике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Геннадий Ягубов.

– Обеспечение транспортно-эксплуатационных свойств автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения – одна из приоритетных задач краевой власти. В этом смысле закон о дорожном фонде, принятый Думой СК в прошлом году, безусловно,является базовым для развития транспортной инфраструктуры региона. Каков механизм его действия?

- Дорожный фонд – это часть бюджета края, предназначенная для софинансирования строительства и ремонта автомобильных дорог местного значения. Эти средства в виде субсидий будут предоставляться бюджетам муниципальных образований. Кроме того, в конце июня Думой края были приняты поправки, которые позволят использовать средства фонда на проектирование и содержание таких дорог, а также ремонт дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к ним. Согласитесь, это существенные поправки, позволяющие охватить теперь весь спектр проблем. Конкретно на эти цели предназначается 313 млн руб.

В целом же краевой дорожный фонд «весит» свыше 6 млрд руб. Для сравнения: в Ростовской области, имеющей население и региональный бюджет в два раза большие, чем Ставрополье, на это положено всего 9 млрд руб. То есть в процентном отношении мы выделили на совершенствование дорожной сети средств в 1,5 раза больше.

Уверен, что при условии целенаправленной реализации всех заложенных в нем возможностей закон позволит привести в порядок наши дорожные сети, находящиеся в ведении муниципалитетов, большинство из которых не имели раньше финансовой возможности поддерживать их качество на приемлемом уровне. Теперь муниципалитет может построить или отремонтировать дорогу, оплатив лишь 5% стоимости работ, остальное – в размере 95% – обеспечит дорожный фонд. Одно условие – местная власть должна своевременно подготовить и провести экспертизу проектно-сметной документации.

Многие муниципалитеты уже выполнили эти условия и получили субсидии. Буквально на днях наш комитет провел депутатский рейд в Кисловодске. Это один из городов, где уже идет реконструкция центральной улицы Кутузова протяженностью 1,7 км, являющейся основной транспортной артерией, ведущей к санаторно-лечебным учреждениям. Стоимость объекта составляет почти 40 млн руб. Депутаты остались довольны результатами выполненных работ, которые осуществляются в соответствии с графиком, а используемые современные материалы гарантируют долгую службу объекта. Радует, что реконструкция ведется комплексно, с заменой всех элементов инфраструктуры. На очереди реконструкция еще 14 улиц города.

– Знаю, что для многих муниципалитетов подготовка необходимых документов сложновыполнимая задача. Слишком дорого…

- Конечно, проектирование стоит дорого, но иначе и качественного результата не будет. Зачастую еще затратнее экспертиза, которую проводит автономное учреждение Ставропольского края «Государственная экспертиза в сфере строительства», являющееся государственным органом. Получается, что у нищего муниципалитета сначала забирают деньги на мечту, потому что проект – это еще только мечта. Сколько после этого еще сил надо приложить, чтобы ее реализовать… Субсидии проходят извилистый путь, при этом значительная их часть уходит на федеральные налоги и другие процедуры. Учитывая это, наш комитет подготовил предложения о снижении тарифов за проведение экспертизы и проведении ее по госзаказу за счет бюджетных средств. Чтобы не перекладывать средства из одного «кармана» в другой, затягивая и усложняя процедуру подготовки документов.

Тем не менее я убежден, что неготовность отдельных муниципалитетов воспользоваться возможностью отремонтировать свои дороги за счет дорожного фонда края из-за сложностей с экспертизой – отговорки нерадивых руководителей. На самом деле тот, кто хочет навести порядок в своем дорожном хозяйстве, средства изыскивает. Даже небольшие сельские муниципалитеты в состоянии решить эту проблему. И примеры есть: село Греческое Минераловодского района, село Русское Курского района. Все условия были ими выполнены, и средства, соответственно, получены.

– Принесут ли какую-то ответственность подрядчики, выполнявшие дорожные работы, субсидированные из фонда, если качество не будет соответствовать затраченным средствам? И почему наши дороги зачастую ремонтируют подрядные организации из других регионов, а ставропольские организации остаются в стороне?

- Подрядчики отвечают за качество, и это закреплено законодательно. Каждый объект имеет свой гарантийный срок – минимум 5 лет, и если появляются какие-то дефекты, подрядчик их устраняет за собственные средства. Пример – улица Морозова в Ставрополе. Год назад там производился ремонт, но после зимы дорожное покрытие вновь пришло в негодность. Дорожно-строительная организация, производившая ремонт, ликвидировала все недоделки за свой счет. Это повсеместная практика.

Очень важным достижением мне представляется тот факт, что законодательно лишены возможности участвовать в конкурсе на проведение дорожных работ фирмы-однодневки. Раньше дельцы, имеющие только арендованный офис, предлагали минимальную цену за выполнение проекта и таким образом обходили добросовестных подрядчиков. Нанимали непрофессиональных рабочих, которые выполняли заказ кое-как, используя самый дешевый некачественный материал. Деньги осваивались – и фирма ликвидировалась. Теперь к организации, претендующей на получение подряда, предъявляются строгие требования, что исключает доступ авантюристов к конкурсным процедурам. Кроме того, в процессе выполнения дорожно-строительных работ депутаты нашего комитета проводят регулярные проверки эффективности расходования средств. Отследить движение бюджетных денег всегда возможно. Было бы желание.

– Еще одна важная сфера, курируемая вашим комитетом, – ЖКХ. Федеральный законодатель готовит изменения в Жилищный кодекс. Какие поправки обсуждает федеральная Дума и есть ли возможность у региональных парламентов влиять на этот процесс? Ведь эффективность контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда исполнительной властью региона во многом зависит от качества законодательной базы.

- Новый законопроект направлен на создание региональных систем финансирования капитального ремонта многоквартирных домов. Речь также идет о внесении ежемесячных платежей на «большой ремонт» для собственников помещений. С одной стороны, это здравое решение. Психология человека такова: то, что достается задаром, не ценится. Оттого многие жильцы не берегут общее имущество – подъезды, лифты, коммуникации… С другой стороны – принятие такого закона может повлечь за собой протестные настроения. Поэтому, на наш взгляд, решение должно быть взвешенным: надо подумать, как защитить малообеспеченных граждан.

Напрямую влиять на решения, которые принимает федеральная Дума, регионы не могут. Но мы озвучиваем свою позицию через депутатов, представляющих Ставрополье. Есть и другие пути. Сам я неоднократно присутствовал на различных мероприятиях Госдумы, где обсуждались вопросы, курируемые нашим комитетом, в том числе и изменения в Жилищный кодекс. Это возможность донести нашу оценку ситуации до законодателей федерального уровня. Что касается ЖК, нас услышали, а потому законопроект будет обсуждаться во втором чтении, и, по всей видимости, в него будут включены предложения регионов, в том числе наши.

Одна из законодательных инициатив, направленных в Госдуму для внесения в Жилищный кодекс, касается улучшения жилищных условий людей, проживающих в домах, признанных памятниками истории и культуры. Дело в том, что в соответствии с действующим федеральным законом при переселении людей из ветхого и аварийного жилья оставленные ими дома подлежат сносу. Однако снос зданий, являющихся объектами культурного наследия, как известно, запрещен. Им требуется не просто ремонт, а реставрация, причем никаких конструктивных и архитектурных изменений вносить при этом нельзя. Вопрос улучшения жилищных условий граждан, проживающих в таких домах, и сегодня-то трудноразрешимый. А вы представляете, что будет, когда собственников обяжут проводить капремонт за свой счет? Люди будут за личные средства реставрировать памятники истории и культуры? Мы предлагаем законодательно закрепить возможность переселения жителей из домов, имеющих историческую ценность, без сноса такого аварийного жилья.

– Вы говорите о том, что собственников жилья грозятся обязать проводить капремонт за свой счет. Как в этой ситуации быть живущим за порогом бедности? Какая государственная социальная помощь предусмотрена краевым законодательством для них?

- Для материальной поддержки малообеспеченных граждан Думой края принят Закон «О краевых стандартах в жилищной сфере». Если оплата жилищно-коммунальных услуг составляет более 15% от общего совокупного дохода, семья получает право на субсидию. Между тем как федеральный законодатель рекомендовал ориентироваться на показатель в 22%. Депутатский корпус Ставрополья и наш комитет, отвечающий за все самые важные сферы жизни людей, такие как дороги, жилье, энергетика, промышленность, старается по максимуму защитить интересы населения, с помощью социально направленных законов повысить уровень жизни ставропольцев. В подавляющем большинстве регионов, в том числе и у ближайших соседей – в Краснодарском крае и Ростовской области, с которыми мы традиционно сравниваем и нашу законодательную базу, и качество жизни жителей, для получения жилищных субсидий доход семьи должен быть значительно ниже. В то время как тарифы на услуги ЖКХ там заметно выше и для населения, и для предприятий.

Ведется поиск решений, которые позволят сделать ипотеку более доступной для жителей края. Уже успешно реализуются два механизма. Первый позволяет оплачивать часть задолженности по процентам за счет средств материнского капитала. Второй по договоренности со Сбербанком России помогает решить жилищную проблему учителям. Педагоги могут воспользоваться субсидиями от государства в размере 20% от общей суммы кредита при условии, что процентная ставка по нему не превышает 8,5%.

До Нового года планируется завершение краевых адресных программ по переселению людей из аварийного жилья с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства и краевых программ по капитальному ремонту многоквартирных домов, в отношении которых было принято решение о финансовой поддержке за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. Думой края для обеспечения этой работы своевременно были приняты все необходимые нормативные акты. За последние три года из вышеназванного фонда средства получили 28 муниципальных образований. В результате проведен капитальный ремонт многоквартирных домов на общую сумму более 5 млрд руб. Еще 1,5 млрд руб. было потрачено на переселение граждан из аварийного жилья. Причем контроль за эффективностью расходования выделенных из российской казны средств со стороны депутатов и контролирующих органов был постоянный. Совсем недавно депутаты провели рейд в Невинномысск, в рамках которого проинспектировали отремонтированный год назад многоквартирный дом и новостройку, готовую принять 36 нуждающихся в жилье семей. Все работы проведены качественно, с использованием самых современных технологий и материалов. С такой оценкой согласились и приглашенные для участия в рейде специалисты, и, что еще более важно, сами новоселы.

Сделано много. Но по-прежнему недостаточно. В Невинномысске, к примеру, в капремонте нуждаются еще около 500 многоквартирных домов, а расселения требуют 10 аварийных зданий. Всего же в крае, по нашим оценкам, в капитальном ремонте нуждаются больше 5 тыс. многоквартирных домов. А ведь за этими сухими цифрами стоят живые люди, семьи. Поэтому надо сегодня активизировать поиск новых механизмов и способов решения существующих проблем. Все предложения и выводы, к которым мы пришли в ходе обсуждения данного вопроса в комитете, представители Думы СК высказали на прошедших в апреле парламентских слушаниях в ГДРФ. И часть из них учтена.

Главной целью развернувшегося в российских регионах процесса реформирования ЖКХ, безусловно, является воспитание эффективного собственника, который не только знает свои права, но и добросовестно относится к своим обязанностям. Поэтому большое внимание уделяется вопросам, связанным с совершенствованием работы управляющих многоквартирными домами организаций. На данном этапе краевыми законодателями разрабатывается целый комплекс мер, призванных навести порядок в этой сфере. Будет определен минимальный перечень услуг, оказываемых управляющими компаниями собственникам жилья, установлена их предельная стоимость, составлены типовые договоры между управляющими компаниями и жильцами домов, определен порядок перехода домов от одной управляющей компании к другой. Уверен, если правила игры станут прозрачными, конфликтов в коммунальной сфере станет меньше, а жилье сохранней.

– Актуальной для края остается и проблема обманутых дольщиков…

- Ситуация в последние годы заметно улучшилась, и можно сказать, что проблема с обманутыми дольщиками в нашем крае, в отличие от большинства других субъектов во многом решена. Большое число домов удалось достроить, поменяв инвестора и предоставив льготы для подключения к коммуникациям. Там где одни и те же квартиры продавались по нескольку раз, проблему решали либо за счет надстроек мансард, либо за счет предоставления пострадавшим бесплатных земельных участков под строительство. За период с 2009 по 2011 год благодаря завершению строительства 17 «проблемных» многоэтажек, список обманутых дольщиков удалось сократить на 570 семей. Еще 424 семьи обзавелись жильем благодаря социальным выплатам из краевого бюджета и предоставлению им земельных участков под строительство.

Но надо понимать, что вся помощь обманутым дольщикам осуществляется за счет остальных жителей края. И деньги, которые могли бы пойти на социальную помощь незащищенным категориям граждан или строительство детских садов, школ, улучшения материальной базы медицинских учреждений, тратятся на то, чтобы помочь людям, которые зачастую сами виноваты в своем положении. Нельзя надеяться, что не будешь обманут, когда застройщик обещает построить жилье гораздо ниже среднерыночной стоимости. Обязательно следует страховать риски при вступлении в долевое строительство, даже если застройщик кажется надежным. Регистрировать право собственности на будущую квартиру, чтобы обезопасить себя от возможных перепродаж квартиры.

Кроме того, прежде чем вступить в долевое строительство, следует тщательно изучить правоустанавливающую документацию застройщиков, зайти на сайт министерства строительства, чтобы ознакомиться со списком проблемных фирм-застройщиков и «зависших» объектов.

Строго говоря, обманутыми дольщиками можно считать тех людей, которые заключили договоры об участии в долевом строительстве до появления законов, защищающих права дольщиков, и были обмануты из-за упущения в законодательстве. Теперь есть и законы, регулирующие взаимоотношения в этой сфере, и необходимая информация. Просто следует быть осмотрительнее.

– Геннадий Владимирович, какими видятся вам перспективы развития промышленности в крае? Ведь законов, стимулирующих развитие реального сектора, принято достаточно.

- Наш состав Думы приступил к работе чуть более полугода назад, но и за этот небольшой срок немало сделано для ускорения развития промышленного комплекса на основе действующей в крае законодательной базы. В Невинномысске уже запущены первые предприятия индустриального парка, ряд других находится в фазе активного строительства. Полным ходом идет подготовка к созданию индустриальных парков в других территориях края. Учитывая, что перерабатывающая промышленность пока слабо развита, будем думать, как законодательно стимулировать развитие этой важной для аграрного края отрасли, привлечь в этот сектор инвестиции Федерации и зарубежных компаний.

Неотложная, на мой взгляд, задача – анализ ситуации на тех предприятиях, которые работали в крае до развала советской экономики. Посмотрим, что от них осталось, в каком состоянии материально-техническая база, трудовые ресурсы. И если есть такая возможность и необходимость, надо подумать о возрождении производств.

Мы вышли с предложением в ГДРФ закрепить за регионами право хотя бы 30-50% госзаказов на строительные работы отдавать местным подрядчикам. Во-первых, появилось бы больше новых рабочих мест, во-вторых, больше денежной массы оставалось бы в регионе, а значит, увеличилась бы и покупательная способность населения, что, в свою очередь, дало бы мощный толчок развитию производства и торговли. И, в-третьих, появилась бы реальная возможность уменьшить бюджетные расходы на социальную защиту безработных и малоимущих.

Еще одним интересным, на мой взгляд, направлением в рамках государственной политики в области экологического развития может стать, пусть и в будущем, формирование системы альтернативной энергетики. В последнее время возобновляемые источники энергии, такие как солнце, ветер, тепло земли, биотопливо, занимают все большее место. Ставрополье – один из самых перспективных регионов России с этой точки зрения. У нас есть весь спектр ресурсов для развития энергетики будущего: малые реки, большое количество солнечных дней, степные ветра, геотермальная энергия, биомасса в виде отходов сельскохозяйственного производства. Кроме того, наличие курортов мирового значения делает вопросы защиты окружающей среды очень важными. И использование возобновляемых источников энергии полностью отвечает этой задаче. Нам необходимо стремиться к самым высоким экологическим мировым стандартам.

В крае уже внедряются проекты по энергосбережению через краевые целевые программы. Идет активная работа по привлечению инвестиций, создаются действующие демонстрационные объекты, наглядно доказывающие возможность практического использования альтернативных источников энергии в различных сферах. Вот несколько примеров. Разработан бизнес-план создания на Казьминском месторождении геотермальных вод комплексного хозяйства, включающего сельскохозяйственное производство и электростанцию, использующую энергию геотермальных вод. Сейчас идет поиск инвесторов для него. Еще один интересный проект, для которого уже найдены инвесторы, – создание Кисловодской солнечной электростанции мощностью 50 МВт. Разработана программа создания 14 малых ГЭС, суммарная мощность которых может составить 50-53 МВт. Имеется также возможность создания малых ГЭС на действующих гидротехнических сооружениях неэнергетического назначения, которая уже реализуется. В рамках целевой программы до 2020 года построена Егорлыкская ГЭС мощностью 14,2 МВт, в конце прошлого года началось сооружение Барсучковской ГЭС мощностью 4,8 МВт. Подписан ряд соглашений для реализации проектов по ветроэнергетике.

Примеры создания демонстрационных энергетических установок на возобновляемых источниках энергии тоже есть. В санатории «Колос» и в 9-этажном многоквартирном доме в Кисловодске действует система солнечного горячего водоснабжения, работающая круглый год. В семи двухэтажных многоквартирных домах в станице Ессентукской за счет солнечной энергии создана система автономного освещения подъездов и лестничных клеток. В Минеральных Водах городская поликлиника снабжается теплом от солнца и геотермальных вод. Здесь же установлены 14 фотоэлектрических модулей для автономного электроснабжения.

Еще одно направление по внедрению возобновляемых источников энергии с конкретными реализованными проектами – использование отходов сельхозпроизводства в качестве биотоплива. В прошлом году запущена автономная котельная мощностью 4,56 МВт, работающая на брикетах из прессованной соломы в поселке СНИИСХ в Михайловске. В дальнейшем планируется на основании этого опыта создание сети подобных котельных и в других муниципалитетах края. В Пятигорске запустили установку, которая измельчает и прессует отходы после обпилки деревьев в брикеты, используемые потом для отопления. Есть планы и по организации в крае производства оборудования и компонентов для энергетических установок, работающих с использованием возобновляемых источников энергии.

Работа предстоит большая, интересная и ответственная. Надеюсь, ее результаты помогут поднять уровень жизни каждой ставропольской семьи.

«Сколько стоит мечта»
Газета «Ставропольская правда»
21 июля 2012 года