15:20, 20 июля 2012 года

Новые правила прохождения техосмотра – новые мошеннические схемы

Именно так оценил наш корреспондент новые правила прохождения техосмотра, вступившие в законную силу с начала года. Вернее, механизмы их осуществления. Они разрабатывались для ликвидации так называемой «коррупционной составляющей», когда за определенную «благодарность» можно было получить талон ТО даже для самой «убитой» тачки. Нововведения начались со скандалов. Одна из крупнейших в России страховых компаний начала продавать полисы ОСАГО без проведения техосмотра, тесно сотрудничая с одним из операторов ТО, который выдавал талончики техосмотра, даже не взглянув на транспортное средство, при условии, что автолюбитель будет страховаться именно в этой компании. Корреспондент «СП» в начале года отмечал: при таком положении вещей «лица, выдающие талон ТО, никак не отвечают за истинное техническое состояние машины».

Увы, через полгода вынуждены констатировать: положение не только не улучшилось, оно даже ухудшилось. Схема, предложенная одним из страховщиков, по-прежнему работает.

Хотели как лучше, получилось…

«Кефир помогает от сердца», – говаривал всем известный нарушитель конвенции Паниковский, любивший в свободное от охоты на золотого тельца время приложиться к стакану с кефиром». (Здесь и далее использованы цитаты из книги И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок». – В. Л.)

Повторим фразу в другом аспекте: «От аварии на дорогах помогает техосмотр». В печенках сидит этот техосмотр у всех. И на самом верху было принято решение: отнять проведение техосмотра у ГИБДД и отдать его в частные – чистые(?) – руки. Что из этого выросло – то выросло. Но задумки-то были хорошие!

Богу – богово, кесарю…

«Переходя улицу, оглянись по сторонам»

Вот что у нас предполагалось. С 1 января вступил в силу закон о техосмотре: без действующего талона техосмотра полис ОСАГО не продают. Так по закону.

Так что, пошли за талоном? А куда? Этот вопрос адресую руководителю некоммерческого партнерства «Ассоциация служб технического осмотра и экспертизы транспортных средств в Ставропольском крае» (АСТОЭТС) Владимиру Морину.

- Организация, которая проводит техосмотр, – говорит он, – должна быть аккредитована Российским союзом автостраховщиков (РСА), как предусматривает закон. С 2000 года у нас в крае зарегистрированы и добросовестно работают более 50 операторов ТО, которые имеют здания и сооружения, отвечающие нормативам, прошедших специальную подготовку экспертов и сертифицированное оборудование.

Закон, что дышло, куда…

«Если пешеходу иной раз удается выпорхнуть из-под серебряного носа машины – его штрафует милиция за нарушение правил уличного катехизиса»

Автовладельцу выпорхнуть, как кажется, из законов о страховании и о техосмотре никак не удастся. Есть талон техосмотра – будет полис страхования гражданской ответственности, нет талона – ничего и не будет. Этот пассаж имел бы место быть, коли дело не происходило бы в России. Но уже всем известно, что «наша Раша» живет по своим «правилам», которые парламентом не утверждались, президентом не подписывались…

Было бы болото, а черти…

«Нет, это не Рио-де-Жанейро»

Гораздо хуже, констатировал читатель «Ставропольской правды» Николай К., когда обратился за техосмотром в ЗАО «Техосмотр». Денег лишних с него не взяли, благо стоимость техосмотра регулируется на краевом уровне и составляет 503 рубля. Но честному Николаю Петровичу предложили купить полис автогражданской ответственности вместе с талоном ТО. Николай Петрович настолько обалдел, что согласился на сомнительную сделку. А потом задумался: выданные ему документы вызывали великое сомнение.

Понятно, что автомобилисты, которым хочется избежать очередного техосмотра, только рады присутствию на рынке недобросовестных страховщиков. Но добросовестные страховщики утверждают, что если полис был приобретен без действующего талона ТО, то автовладельца могут обязать пройти техосмотр и заключить договор ОСАГО заново, то есть «дозаплатить» немалые деньги. Как поведет себя страховая компания в случае ДТП при наличии сомнительного полиса, никому не известно.

Вали кулем, потом…

«Зеленого автомобиля стали бояться, как чумы»

Забоялся и Николай Петрович. Он решил обратиться за разъяснениями в АСТОЭТС. Там проанализировали весь комплект полученных бумаг. Это бланк ТО, выданный до прохождения диагностики транспортного средства и без подписи эксперта. (Изобретательные авторы идеи предлагают считать такой талон техосмотра вовсе не талоном, а «предзаполненным бланком».) Плюс договор о проведении техосмотра, который помимо всего прочего представляет письменное обязательство пройти диагностику у одного-единственного и четко определенного оператора до указанного в «расписке» срока вступления в силу полиса ОСАГО. То есть полис вроде есть, а его нет, и талон техосмотра вроде есть, но его тоже нет. Значит, техосмотр «левый»?

Эта тема активно обсуждается на сайте агентства страховых новостей. Здесь провели эксперимент и проверили, как обстоят дела в «Росгосстрахе». (Ой! Вот и названа крупнейшая страховая компания, которой удается выдавать клиентам «предзаполненные бланки ТО».) После оплаты экспериментатор получил тот же комплект, что и ставропольский автолюбитель.

Побывала в ЗАО «Техосмотр» и я, в офисе, что расположен в краевом центре. На мой вопрос, как пройти ТО, единственный живой работник этой организации сказал (цитирую по диктофонной записи):

- Обратиться к агенту «Росгосстраха» и оплатить у него и страховку, и…

По существу, это нарушение закона.

Но почему вот уже полгода и ЗАО, и курирующей его страховой фирме удается нарушать закон?

В каждой избушке – свои…

«Зачем же вам так много денег… и сразу?»

Этот сакраментальный вопрос надрывно звучит в отношении ЗАО «Техосмотр» на российских просторах. На Дальнем Востоке, в Еврейской автономной области, началась прокурорская проверка этой схемы. Аналогичная ситуация в Приамурье.

Страховщики под эгидой РСА обещают, что теперь при оформлении документов на получение выплат по полису ОСАГО, оформленному после декабря 2011 года, при наступлении страхового случая помимо самого бланка будут требовать от участника ДТП не только страховку, но и талон ТО, и диагностическую карту.

- Выдача талона техосмотра без диагностики автомобиля, – говорит В. Морин, – преступление. Возможно, – убийство. Каждый, кто покупает такой талон, – соучастник. Одна надежда – на здравый смысл. На то, что люди предпочтут безопасную езду на исправных автомобилях.

Добро должно быть…

«Пусть знает в другой раз, как нарушать конвенцию»

А вот с теми, кто продает талоны без техосмотра, нужно бороться. На государственном уровне. В письме на имя губернатора края Валерия Зеренкова руководство «Ассоциации служб технического осмотра и экспертизы транспортных средств СК» подчеркивается: «Мы не будем убеждать вас, заслуженного работника автомобильной отрасли России, в важности постоянного исправного технического состояния транспортных средств… Сегодняшняя политика страховых компаний… выплескивает на дороги края массу так называемых «ведер с болтами», что не позволяет обеспечить безопасность дорожного движения». Авторы письма приводят страшную статистку: по их данным, по причине технической неисправности транспортных средств количество ДТП в крае в 2012 году выросло в разы, что привело к росту погибших и раненых в них на 500 (!) процентов.

Понять реальных операторов можно. Они устанавливают современные линии, нанимают экспертов, все это стоит денег. И эти затраты должны помочь обеспечению безопасности.

Я побывала и на одной из лучших станций технического осмотра. Ее директор Петр Тимощенко показывает дорогостоящее оборудование, его, кстати, нужно регулярно поверять и сертифицировать. Вся процедура ТО занимает здесь не более 15 минут. Посетители довольны.

- Я, – говорит ставропольчанин Игорь Куква, – оформляю тех-осмотр только на этой станции – удобно, хорошо, и ТО прошел, и страховку оформил, не надо ни «башлять», ни бегать.

И выбор страховых компаний на этой станции ТО вполне достаточный – их семь, в том числе и «Росгосстрах». Все честно, красиво, правильно и по закону. И понимаешь, что добросовестным операторам на самом деле обидно, когда рядом такие же талоны просто продают.

«Коллективы станций технического осмотра Ставропольского края, – этим закачивается письмо к губернатору, – просят вас… помогите навести порядок на транспорте!!!».

Помощь губернатора в этом деле была бы замечательной. Но есть и другие пути. Почему молчит «око государево» и когда поднимут голос в защиту ставропольчан сотрудники антимонопольных структур?

В других регионах они гораздо активнее. Решением Центрального райсуда Хабаровска удовлетворен иск прокуратуры края и признаны незаконными действия хабаровского филиала «Росгосстраха», который заключал договоры ОСАГО до прохождения техосмотра, выдавая вместе со страховым полисом «предзаполненный бланк техталона». Аналогичное решение тоже по заявлению прокуратуры принял Центральный районный суд Тулы, Уватский районный суд Тюменской области: с «Росгосстраха» взысканы деньги – неосновательное обогащение, полученное по ничтожной сделке, Элистинский городской суд Республики Калмыкия принял аналогичное решение по заявлению автовладельца.

В Люберцах в отношении «Росгосстраха» возбудила дело ФАС России. В Нижегородской области это сделало Кировское отделение ФАС по коллективному заявлению операторов техосмотра Кирова, Архангельское представительство ФАС признало «Росгосстрах» и ЗАО «Техосмотр» нарушителями закона о защите конкуренции и предписало страховщику исключить из соглашения компанией пункт о том, что страховщик может выдавать клиенту «предзаполненный бланк талона техосмотра».

Похоже, пришла пора и для Ставрополья?!

P.S. Когда материал был подготовлен к печати, стало известно, что Совет Федерации одобрил изменения в закон о техосмотре, отменяющие эту процедуру для автовладельцев, которые регулярно проводят техническое обслуживание в аккредитованных автосервисах. Теперь владельцам автомобилей, которые регулярно проходят техническое обслуживание в сертифицированных автоцентрах, не надо будет получать талон технического осмотра – им будет достаточно иметь карту прохождения технического обслуживания в центрах. Увы, для большинство российских автолюбителей автосервисы не по карману.

«Типичное не ТО»
Газета «Ставропольская правда»
21 июля 2012 года