14:55, 4 июля 2012 года

Шарлиз Терон о сильных героинях, человечных злодейках и жизни на всю катушку

- Ваши героини, кроме того что они потрясающе красивы, — обычно очень сильные натуры. Таковы и ваша Мередит из «Прометея», и королева Равенна в «Белоснежке и охотнике». Почему вам постоянно предлагают роли решительных, властных женщин?

- Не знаю, наверное, меня можно назвать амбициозным человеком, однако власть - это не мое. Я сомневаюсь, что она хоть кому-то способна принести истинное счастье. Все, что я вижу, — это коррупция и огромное эго власть имущих.

- Что, на ваш взгляд, является центральной темой «Прометея»?

- В основе фильма — вечные темы. Откуда мы пришли? Кто создал нас и наш мир? В чем заключается смысл всего происходящего с нами? Я думаю, эти вопросы актуальны для каждого человека, какой бы позиции он ни придерживался — религиозной или научной.

- А какой смысл в таком случае вкладывался в название фильма и космического корабля, на котором летят его главные герои?

- Прометей был персонажем древнегреческих мифов — титаном, который похитил у богов огонь и передал его людям. В каком-то смысле это созвучно с тем, что сделал Создатель, подарив нам жизнь. И мы должны быть вечно ему за это благодарны. Но что делать, если однажды случается нечто, переворачивающее основы вашего бытия, то, что приводит к тотальному разочарованию и кризису веры?

- Надо понимать, вы достаточно религиозны. А вы верите во внеземную жизнь?

- На мой взгляд, уверенность в том, что мы единственные во Вселенной, попахивает нарциссизмом. (Смеется.) Я убеждена, что жизнь за пределами нашего мира существует.

- Любопытно, что, едва отснявшись у живого классика в «Прометее», вы переместились на площадку «Белоснежки и охотника» — доверились режиссеру Руперту Сандерсу, который не имеет опыта в кино…

- Потому что иногда нужно давать людям шанс. Не будем забывать, я уже работала с режиссером-дебютантом Пэтти Дженкинс (речь о драме «Монстр», где Терон сыграла серийную убийцу. — THR), и это сотрудничество в конце концов принесло мне «Оскар». Мы все с чего-то начинали, и мне тоже когда-то дали шанс. Кроме того, интуиция — а она редко меня подводит — подсказывала, что надо попробовать.

- На первый взгляд Равенна — классическая злодейка. Но надо ли рисовать ее образ исключительно черной краской? Возможно, у вашей героини все-таки есть и положительные качества? Как вы работаете над подобными ролями?

- Прежде всего я стараюсь играть человека. Думаю, по моим прежним работам вы успели заметить, что мне в основном доставались как раз героини, вызывающие неоднозначное отношение к себе. В молодости мы категоричны и гораздо легче судим обо всем. Самый же главный урок, который я получила от жизни, заключается в том, что среди нас нет только плохих и только хороших — все в мире относительно. Каждый — это смешение добра и зла в той или иной пропорции. Люди чаще всего являются жертвами обстоятельств. Легко, расположившись в дорогом отеле, попивать чаек и рассуждать: «Ой, да я бы никогда так не поступила!» Но когда ты сидишь у дороги — голодная, бездомная, изнасилованная, — то мыслишь уже совсем по-другому. Что же касается королевы, скажу вам честно: я не считаю ее злой.

- Но она же отправляет Белоснежку на верную смерть! Как вы для себя оправдали поступки Равенны?

- Разумеется, как таковая королева, которая хочет убить кого-то и тем самым сохранить молодость, в наше время никому не интересна. В этом нет никакой интриги, согласитесь. Вот почему мы рассказали историю про ее мать: женщину разлучили с дочерью, когда малышке едва исполнилось восемь лет. В этом же возрасте, по странному совпадению, лишилась матери и Белоснежка. Но разница в том, что Белоснежке мама всегда говорила, какая ее дочка красавица и как важно научиться защищаться, чтобы сохранить некий особый дар, которым она обладает. Что же до матери Равенны, то та внушала дочери: нужно искать способ сохранить молодость и учиться сражаться за свою красоту. Чувствуете разницу? Есть и еще один нюанс. Когда королева смотрит в зеркало и видит себя старой, то переживает не из-за того, как выглядит, а из-за того, что теряет свою силу. Я постаралась понять мотивы ее страшных поступков: они продиктованы банальным стремлением выжить любой ценой. Для Равенны единственный путь решить «энергетическую» проблему раз и навсегда — съесть сердце Белоснежки. Жутко звучит, конечно, но посмотрите, на что сейчас идут люди ради того, чтобы сохранить свою красоту!

- Ну, вам об этом точно рано думать...

- Я достаточно пожила, чтобы понять: в нашем мире оставаться красивой женщиной — тяжелый труд. В одной из сцен Равенна с горечью говорит Белоснежке: «Ты не представляешь, какая ты счастливая. Ты никогда не чувствовала, что такое быть старой». Я надеюсь, зрители поймут, что дело тут не только во внешней красоте. Мне кажется, многие женщины смогут найти в этой картине нечто близкое своим собственным переживаниям. Хотя я была бы куда больше рада, если бы люди не так сильно концентрировались на себе и хоть немного думали о мире, в котором живут.

- Спасибо, что упомянули об этом, потому что мне хотелось поговорить и о вашей благотворительной деятельности. Как много для вас значит работа, которую вы ведете в Африке?

- Наша программа сконцентрирована на профилактике СПИДа. Отсутствие национальной политики, нацеленной на борьбу с этой болезнью, стало причиной вымирания целого поколения молодых африканцев. Мы проводим занятия, на которых рассказываем о вирусе, раскрываем его природу, даем практические советы, как не стать ВИЧ-инфицированным. В Африке это системное заболевание — во многом из-за местных верований: всевозможные табу и суеверия, особенно в сельских районах, приводят к смерти тысяч людей. В их культуре вообще не принято говорить о сексе — безопасном или нет. Вот почему мне так важно было пообщаться с подростками. Я проводила со старшеклассниками занятия по сексуальному образованию. Мое сердце переполнялось радостью, когда на уроке, посвященном гомосексуализму, который считается в Африке страшнейшим табу, дети тянули руки и задавали смелые вопросы. Это был момент, который я никогда не забуду.

- А как вы обычно проводите свободное время?

- Я люблю готовить. Есть блюда, которые получаются у меня лучше других. Я еще в детстве научилась готовить бараньи отбивные и острые колбаски с печеной картошкой. Сначала смотрела, как это делает мама, потом начала ей помогать.

- Несколько месяцев назад вы сами стали мамой, усыновив маленького Джексона. Воспитывая сына, что ему внушаете? Опираетесь на опыт отношений с собственной матерью?

- Мне с ней в самом деле очень повезло. Я считаю ее великой матерью. За многое страшно ей благодарна и в вопросах воспитания руководствуюсь тем, как растила меня она. Мама научила меня быть самостоятельной и сильной, говорила, что нужно искать собственный путь, и никогда не пыталась вложить в мою голову свои представления о мире. Мы по-прежнему близки и любим проводить время вместе.

- Раз уж зашел разговор о мудрых советах… Каков ваш главный жизненный принцип?

- Нужно жить на полную катушку. Не надо ждать благоприятной минуты — иначе можно не успеть сделать что-то действительно важное. Вот, собственно, и все.

«The Hollywood Reporter»
«Шарлиз Терон о сильных героинях, человечных злодейках и жизни на всю катушку»
Газета «Ставропольская правда»
6 июля 2012 года