07:10, 30 июня 2012 года

Операция «Прихватизация»: Ставропольское отделение Всероссийского общества автомобилистов

Казалось бы, лихие времена моментального обогащения начала 90-х ушли в прошлое, но, свидетельствует практика, это далеко не так. Слишком много еще осталось лакомого муниципального, общественного и прочего имущества, в том числе и в Ставропольском крае…

Ради безопасности движения

В 1973 году по инициативе Министерства автомобильного транспорта РСФСР было создано Всероссийское добровольное общество автомотолюбителей, которое занималось подготовкой водителей и профилактикой аварийности и дорожно-транспортного травматизма. При государственной поддержке практически во всех регионах страны были созданы автомобильные школы и автодромы, станции технического обслуживания, автостоянки и т. д.

Общество активно действовало и на Ставрополье. На закате перестройки в краевом центре под руководством легендарного летчика-штурмовика Героя Советского Союза Григория Рябушко, уже, к сожалению, ушедшего из жизни, был построен учебный комбинат на сто человек. Три этажа, просторные классы для теоретической подготовки, мастерские, мойка, гаражи, административные помещения. Общая площадь 1668 квадратных метров. Кроме того, краевое общество автомобилистов готовило автолюбителей и профессиональных шоферов в 26 городах и районах Ставрополья. Кстати, только в прошлом году преподавателями общества подготовлено свыше 1200 водителей различной категории.

Так продолжалось до 2008 года, покуда экс-председатель Ставропольского краевого отделения общественной организации Всероссийского общества автомобилистов (СКО ОО ВОА) Александр Жихарев не решил «приватизировать» недвижимость подшефного учреждения.

По законам жанра

Операция, как я ее назвал, «Прихватизация» прошла по законам жанра. В таких случаях первым делом процессу стараются придать черты легитимности. Поэтому четыре года тому назад на IV пленуме СКО ОО ВОА принимается решение о продаже 14 якобы убыточных объектов организации в Ставрополе, Благодарном, Невинномысске, Нефтекумске и Новоалександровске. На вырученные средства общество планировало рассчитаться по долгам и закупить новые иномарки для подготовки водителей.

Здесь следует задаться вопросом: если количество автомобилей в крае постоянно и неизбежно увеличивается, то как автомастерские, гаражи и автостоянки, расположенные в самых бойких местах, оказались убыточными? Вопрос риторический. К примеру, у наших соседей в Краснодарском крае только городское общество автомобилистов Славянска-на-Кубани за счет оказания различных услуг имеет доход, превышающий 35 миллионов рублей в год. А доход Ставропольской краевой организации в прошлом году, несмотря на последствия «прихватизации», составил более 24 миллионов.

Странным выглядит и то обстоятельство, что оригиналы всех основных документов общества за 2007 год, на основании которых можно рассуждать об «убыточности», оказались за «ненадобностью и отсутствием условий хранения» уничтожены. Это зафиксировали представители управления Министерства юстиции России по СК, проверявшие в 2009 году общество автомобилистов на предмет соответствия его деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям. Кстати, проверяющие отметили, что Жихарев – на тот момент председатель общества – оказывал им противодействие. Выводы делайте сами.

Далее по законам жанра идет занижение стоимости приобретаемой недвижимости. В случае с обществом автомобилистов все объекты реализовывались по остаточным ценам 1990 года. К примеру, современное трехэтажное благоустроенное здание в Ставрополе площадью 1668 квадратных метров по пр. Ворошилова, 1, было продано за два с половиной миллиона рублей. То есть по цене трехкомнатной квартиры в краевом центре. Если учесть, что цены за квадратный метр в густонаселенном районе крайцентра превышают 20 тысяч рублей, то путем умножения получим более 33 миллионов…

Не будем дальше заниматься арифметикой, а обратимся к официальным документам. В них говорится, что по состоянию на 2008 год здание автошколы по пр. Ворошилова, 1, имело балансовую стоимость 2795642 рубля 68 копеек (в ценах 1990 года). Однако постановлением ПСК от 23.01.2008 № 4-П «О коэффициенте пересчета восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности» был установлен повышающий коэффициент для определения восстановительной стоимости в размере 7,39 к ценам 1991 года. При его использовании балансовая стоимость здания и гаражей в то время составляла более 20 миллионов рублей.

Еще один любопытный факт. За несколько месяцев до продажи здания учебного центра экс-председатель общества потратил на его ремонт три миллиона рублей. Напомню, что учебный центр был продан за два с половиной. Согласитесь, что такого хозяйственника, который старается продать собственность значительно дешевле, чем в нее вложено, надо искать долго. Если, конечно, выгода предполагается только от этой выручки.

Но вот сделка завершена, а первым владельцем здания стало ООО «Авто-Плюс», единоличным учредителем которого являлся Николай Кулик, – как гласят досужие разговоры, муж родной сестры Жихарева. Любопытно и то, что юридический адрес ООО «Авто-Плюс» – г. Ставрополь, пр. Ворошилова, 1 – волею какого-то мистического случая совпадает с адресом краевого отделения Всероссийского общества автомобилистов.

Спустя месяц (!) «Авто-Плюс» перепродает автошколу (к сожалению, сумма сделки неизвестна) и самоликвидируется. Новый собственник – ООО «Олимп», учредителем которого выступил Андрей Михайлов – как утверждают те же злые языки, племянник Жихарева по другой его родной сестре. Необходимо подчеркнуть, что в момент, когда происходили все эти операции, Александр Жихарев оставался у руля общества и даже, опять судачат в народе, принял на должность юриста организации свою дочь. Добавлю, что бухгалтерия общества автомобилистов в ту пору обслуживала ООО «Олимп». Комментарии, как говорится, излишни.

Впрочем, намекать на участие в «прихватизации» только одного экс-председателя краевого отделения Всероссийского общества автомобилистов нельзя. Мыслится мне, что некие представители общества на местах, в т. ч. в Благодарном, Новоалександровске и Нефтекумске, не просто возле лакомого пирога постояли.

Собрать по крупицам

Итак, в результате деятельности «семейного подряда» общество из собственника здания превратилось в арендатора, и когда Жихарев лишился своего поста, осталось наследство: 800 тысяч рублей долгов и три миллиона рублей неуплаченных налогов.

- Самое главное, что согласно нормам законодательства и устава общества Жихарев не имел права без разрешения центрального совета общества проводить отчуждение имущества, – говорит новый руководитель Ставропольского краевого отделения общественной организации «Всероссийское общество автомобилистов» Вячеслав Шабунин. – На протяжении трех лет мы через судебные инстанции пытаемся восстановить справедливость, но экс-председатель всячески затягивает судебный процесс. Игнорирует заседания, не отдает уставные документы. По каждому из эпизодов продолжаются суды…

К сожалению, узнать точку зрения на конфликтную ситуацию у Александра Жихарева не удалось, так как он всячески избегает общения с журналистами.

А тем временем Ставропольское краевое отделение общественной организации «Всероссийское общество автомобилистов» живет и продолжает работать. Только за последние два года оно подготовило около двух с половиной тысяч водителей, совместно с ГАИ-ГИБДД участвует в акциях, направленных на профилактику дорожно-транспортного травматизма…

P.S. Нужно отметить, что подобные прецеденты в истории Всероссийского общества автомобилистов имели место быть. Так, региональное Рязанское общество автомобилистов через суд вернуло свою собственность, а в Карачаево-Черкесии конфликт разрешился компромиссом – обществу построили новое здание.

Николай СИНЕОКОВ
«Операция «Прихватизация»»
Газета «Ставропольская правда»
30 июня 2012 года