Гастроли тенора Леонида Собинова на КМВ в начале XX века
Первый приезд Леонида Витальевича на Кавминводы состоялся в 1902 году. Кисловодск, где он остановился в гостинице «Нарзан», подействовал на певца благотворно. «Живу я здесь с 22 мая безвыездно. Приехал вконец расстроенный… и истомленный физически. Душевный покой, ванны, гулянье, свежий воздух сделали свое дело, и я вновь стал похож на прежнего жизнерадостного человека…», – писал он пианистке М. Керзиной.
Собинов любил гулять по Кисловодскому парку, где играл местный оркестр, бродил по живописным окрестностям города, участвовал в любительских концертах на знаменитой «Белой вилле» художника Н. Ярошенко. Был приглашен шафером на свадьбу художника М. Нестерова, состоявшуюся в Николаевском соборе Кисловодска.
В 1902 году на сцене Кисловодского курзала с его участием прошло пять спектаклей, среди которых оперы «Русалка» А. Даргомыжского, «Князь Игорь» А. Бородина. Конечно же, Собинов имел успех в роли Ленского в «Евгении Онегине» П. Чайковского. Газета «Северный Кавказ» 16 июля 1902 года рассказала о курьезном случае, произошедшем с певцом во время его пребывания на водах. Вместе с друзьями он проходил ночью мимо галереи «Нарзан» и напевал вполголоса какую-то песню. Будь то днем или вечером, вокруг бы собралась толпа поклонников и с восторгом слушала бы своего любимца. Но городовой, не разделяя их восхищения, нашел, что Собинов… нарушает общественную тишину и спокойствие. Леониду Витальевичу впервые пришлось услышать такое. Привыкший к восторгам публики, певец возмутился столь несправедливой критикой городового и обругал его. Местный же мировой судья, хотя в пении не нашел нарушения общественной тишины, «счел нужным указать Собинову, что плохой отзыв о его голосе не дает права оскорблять критика, хотя и городового». Артист был приговорен к штрафу в 25 рублей.
Впрочем, Собинов не кичился своей знаменитостью и сам мог подшутить над собой. Он был одарен разносторонне: писал стихи, забавные эпиграммы, в том числе и на себя:
Ждали от Собинова
Пенья соловьиного.
Услышали Собинова –
Ничего особенного!
В следующий раз Леонид Витальевич приехал на Кавминводы в июне 1910 года. Корреспонденты газеты «Пятигорское эхо» подробно информировали читателей о пребывании знаменитости. Листаешь пожелтевшие страницы сохранившихся в крайгосархиве номеров газеты и погружаешься в атмосферу курортной жизни начала прошлого века. Из афиш узнаем, что накануне приезда певца в Пятигорском казенном театре при Лермонтовской галерее с успехом прошла комедия в четырех действиях Марка Прага «Балерина» в переводе Л. Собинова, – еще одно подтверждение многогранности его таланта.
Сразу же по прибытии артист начал курс лечения. Всколыхнуло курортное общество и вызвало много толков его письмо, помещенное 26 июня в «Пятигорском эхе» под заголовком «Все для экспорта и ничего для больных». Дело в том, что Собинов столкнулся с нарушениями отпуска ванн. Во время процедур в Новоофицерских ваннах несколько раз прекращали приток нарзана, и пациенты получали некое подобие ванн в виде грязных луж. «Между тем, – писал автор, – соседняя разливная, заготавливающая нарзан в бутылках, продолжала работать вовсю, и не было никаких способов остановить ее водоисчерпывающую энергию без личного распоряжения какого-либо из соответствующих начальств, заведующих «движением воды». В заключение письма Собинов призвал администрацию не забывать об интересах больных, напомнив, что курорты существуют не только для вывозной торговли водами, но главным образом для лечения.
Принимая курс, певец с удовольствием посещал вечера, концерты, спектакли известных в то время артистов, театральных коллективов. Но публика с нетерпением ждала выступления самого кумира. И вот наконец в номере «Пятигорского эха» читаем: «…Затем на эстраде появился Л. В. Собинов, и полились волшебные звуки его волшебного голоса. Этот голос заливал всю залу, то замирая в сладком, трепетном шепоте, то захватывая силой и красотой… Публика, особенно дамы, совершенно растаяла. Певец был в ударе и пел очень много… В публике налицо были все «сливки общества». Из Ессентуков специально приехал сам К. С. Станиславский».
Корреспонденту газеты Белидору удалось взять интервью у прославленного тенора. Беседа состоялась под сенью деревьев Кисловодского парка. Так, отвечая на вопрос об отношении к новым течениям в музыке, Собинов заметил, что каждое имеет право на жизнь, если только оно интересно. Например, он в восторге от такой спорной вещи, как «Электра» Рихарда Штрауса.
«Мне очень нравится Кисловодск, – сказал артист, – с его пестротой, непрерывной суетой. Эта сутолока, постоянная смена лиц прекрасно действуют на меня, развлекают и успокаивают. В смысле благоустройства, конечно, Кисловодск оставляет желать многого… Но в общем Кисловодск мне нравится по своему местоположению и воздуху».
На гастролях Собиновым было запланировано шесть спектаклей с его участием. В «Риголетто» в роли герцога Мантуанского, как отмечал музыкальный критик Сен-Бри, Л. Собинов пел так, что заставил вспомнить золотой век итальянского бельканто. Голос его звучал пленительно, чаровал своим чудным тембром, подвижностью. Одной из лучших в репертуаре Собинова была партия Надира в опере «Искатели жемчуга». 26 июля Кисловодский курзал был сверхполон. Заняты были все проходы, стояли и сидели, где можно и где нельзя. «Слушая Собинова в роли Надира, – читаем в рецензии на спектакль, – понимаешь, почему им так восхищаются в Италии. Он действительно отгадал тайну бельканто, тайну задумчивой, чарующей кантилены, которой славились старые итальянские певцы».
А как приятно было отдохнуть кисловодской публике на веселой старинной итальянской опере «Фра-Диаволо» с участием Собинова. Показав чудеса перевоплощения, он преобразился в обаятельного разбойника, скрывавшегося под маской маркиза. В театре стоял гул восторга. Выход на бис, масса цветов, летящих к ногам артиста.
И совсем иначе передавал певец страдания юного героя в опере «Вертер» Ж. Массне: виртуозно, с целым каскадом блестящих нюансов. После окончания оперы, казалось, ни у кого не было сухих глаз…
Вдохновленный прекрасным пением Собинова, местный поэт Николай Крюков посвятил ему стихи, помещенные в газете:
Твой соловьиный голос лил
Чарующие звуки,
Он душу нам заворожил,
Забыть заставил муки.
Сомненья убежали прочь,
Казалась жизнь прелестной,
И юга бархатная ночь
С твоей сливалась песней.
«Вертер» шел 8 августа, а вскоре Собинов покинул Кисловодск. В планах была поездка в Италию, которую он называл своей постоянной академией.
*****
Еще не однажды довелось Собинову бывать на Кавказских Минеральных Водах. В 1926 году он пел в Лермонтовской галерее в Пятигорске. В последний раз певец отдыхал в Кисловодске в 1930 году в санатории Цекубу (Центральная комиссия улучшения быта ученых) перед большим концертным турне по Европе. В санатории тогда было много выдающихся деятелей искусства (Качалов, Яблочкина и др.). В честь отъезжающего Собинова был устроен теплый прощальный вечер.
19 июня 2012 года