Гастроли тенора Леонида Собинова на КМВ в начале XX века
Первый приезд Леонида Витальевича на Кавминводы состоялся в 1902 году. Кисловодск, где он остановился в гостинице «Нарзан», подействовал на певца благотворно. «Живу я здесь с 22 мая безвыездно. Приехал вконец расстроенный… и истомленный физически. Душевный покой, ванны, гулянье, свежий воздух сделали свое дело, и я вновь стал похож на прежнего жизнерадостного человека…», – писал он пианистке М. Керзиной.
Собинов любил гулять по Кисловодскому парку, где играл местный оркестр, бродил по живописным окрестностям города, участвовал в любительских концертах на знаменитой «Белой вилле» художника Н. Ярошенко. Был приглашен шафером на свадьбу художника М. Нестерова, состоявшуюся в Николаевском соборе Кисловодска.
В 1902 году на сцене Кисловодского курзала с его участием прошло пять спектаклей, среди которых оперы «Русалка» А. Даргомыжского, «Князь Игорь» А. Бородина. Конечно же, Собинов имел успех в роли Ленского в «Евгении Онегине» П. Чайковского. Газета «Северный Кавказ» 16 июля 1902 года рассказала о курьезном случае, произошедшем с певцом во время его пребывания на водах. Вместе с друзьями он проходил ночью мимо галереи «Нарзан» и напевал вполголоса какую-то песню. Будь то днем или вечером, вокруг бы собралась толпа поклонников и с восторгом слушала бы своего любимца. Но городовой, не разделяя их восхищения, нашел, что Собинов… нарушает общественную тишину и спокойствие. Леониду Витальевичу впервые пришлось услышать такое. Привыкший к восторгам публики, певец возмутился столь несправедливой критикой городового и обругал его. Местный же мировой судья, хотя в пении не нашел нарушения общественной тишины, «счел нужным указать Собинову, что плохой отзыв о его голосе не дает права оскорблять критика, хотя и городового». Артист был приговорен к штрафу в 25 рублей.
Впрочем, Собинов не кичился своей знаменитостью и сам мог подшутить над собой. Он был одарен разносторонне: писал стихи, забавные эпиграммы, в том числе и на себя:
Ждали от Собинова
Пенья соловьиного.
Услышали Собинова –
Ничего особенного!
В следующий раз Леонид Витальевич приехал на Кавминводы в июне 1910 года. Корреспонденты газеты «Пятигорское эхо» подробно информировали читателей о пребывании знаменитости. Листаешь пожелтевшие страницы сохранившихся в крайгосархиве номеров газеты и погружаешься в атмосферу курортной жизни начала прошлого века. Из афиш узнаем, что накануне приезда певца в Пятигорском казенном театре при Лермонтовской галерее с успехом прошла комедия в четырех действиях Марка Прага «Балерина» в переводе Л. Собинова, – еще одно подтверждение многогранности его таланта.
Сразу же по прибытии артист начал курс лечения. Всколыхнуло курортное общество и вызвало много толков его письмо, помещенное 26 июня в «Пятигорском эхе» под заголовком «Все для экспорта и ничего для больных». Дело в том, что Собинов столкнулся с нарушениями отпуска ванн. Во время процедур в Новоофицерских ваннах несколько раз прекращали приток нарзана, и пациенты получали некое подобие ванн в виде грязных луж. «Между тем, – писал автор, – соседняя разливная, заготавливающая нарзан в бутылках, продолжала работать вовсю, и не было никаких способов остановить ее водоисчерпывающую энергию без личного распоряжения какого-либо из соответствующих начальств, заведующих «движением воды». В заключение письма Собинов призвал администрацию не забывать об интересах больных, напомнив, что курорты существуют не только для вывозной торговли водами, но главным образом для лечения.
Принимая курс, певец с удовольствием посещал вечера, концерты, спектакли известных в то время артистов, театральных коллективов. Но публика с нетерпением ждала выступления самого кумира. И вот наконец в номере «Пятигорского эха» читаем: «…Затем на эстраде появился Л. В. Собинов, и полились волшебные звуки его волшебного голоса. Этот голос заливал всю залу, то замирая в сладком, трепетном шепоте, то захватывая силой и красотой… Публика, особенно дамы, совершенно растаяла. Певец был в ударе и пел очень много… В публике налицо были все «сливки общества». Из Ессентуков специально приехал сам К. С. Станиславский».
Корреспонденту газеты Белидору удалось взять интервью у прославленного тенора. Беседа состоялась под сенью деревьев Кисловодского парка. Так, отвечая на вопрос об отношении к новым течениям в музыке, Собинов заметил, что каждое имеет право на жизнь, если только оно интересно. Например, он в восторге от такой спорной вещи, как «Электра» Рихарда Штрауса.
«Мне очень нравится Кисловодск, – сказал артист, – с его пестротой, непрерывной суетой. Эта сутолока, постоянная смена лиц прекрасно действуют на меня, развлекают и успокаивают. В смысле благоустройства, конечно, Кисловодск оставляет желать многого… Но в общем Кисловодск мне нравится по своему местоположению и воздуху».
На гастролях Собиновым было запланировано шесть спектаклей с его участием. В «Риголетто» в роли герцога Мантуанского, как отмечал музыкальный критик Сен-Бри, Л. Собинов пел так, что заставил вспомнить золотой век итальянского бельканто. Голос его звучал пленительно, чаровал своим чудным тембром, подвижностью. Одной из лучших в репертуаре Собинова была партия Надира в опере «Искатели жемчуга». 26 июля Кисловодский курзал был сверхполон. Заняты были все проходы, стояли и сидели, где можно и где нельзя. «Слушая Собинова в роли Надира, – читаем в рецензии на спектакль, – понимаешь, почему им так восхищаются в Италии. Он действительно отгадал тайну бельканто, тайну задумчивой, чарующей кантилены, которой славились старые итальянские певцы».
А как приятно было отдохнуть кисловодской публике на веселой старинной итальянской опере «Фра-Диаволо» с участием Собинова. Показав чудеса перевоплощения, он преобразился в обаятельного разбойника, скрывавшегося под маской маркиза. В театре стоял гул восторга. Выход на бис, масса цветов, летящих к ногам артиста.
И совсем иначе передавал певец страдания юного героя в опере «Вертер» Ж. Массне: виртуозно, с целым каскадом блестящих нюансов. После окончания оперы, казалось, ни у кого не было сухих глаз…
Вдохновленный прекрасным пением Собинова, местный поэт Николай Крюков посвятил ему стихи, помещенные в газете:
Твой соловьиный голос лил
Чарующие звуки,
Он душу нам заворожил,
Забыть заставил муки.
Сомненья убежали прочь,
Казалась жизнь прелестной,
И юга бархатная ночь
С твоей сливалась песней.
«Вертер» шел 8 августа, а вскоре Собинов покинул Кисловодск. В планах была поездка в Италию, которую он называл своей постоянной академией.
*****
Еще не однажды довелось Собинову бывать на Кавказских Минеральных Водах. В 1926 году он пел в Лермонтовской галерее в Пятигорске. В последний раз певец отдыхал в Кисловодске в 1930 году в санатории Цекубу (Центральная комиссия улучшения быта ученых) перед большим концертным турне по Европе. В санатории тогда было много выдающихся деятелей искусства (Качалов, Яблочкина и др.). В честь отъезжающего Собинова был устроен теплый прощальный вечер.
19 июня 2012 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
