Игры ХIХ Олимпиады. Мехико, 1968 год
Эти Игры стали первыми в Латинской Америке. Тогда было много споров насчет возможности проведения состязаний в условиях высокогорья (Мехико расположен на высоте 2240 метров над уровнем моря, и в ходу был расхожий журналистский штамп «тяжелое золото ацтеков»). Вопреки ожиданиям соревнования принесли небывалое количество рекордов (76 олимпийских, 28 из которых превышали мировые). Все же МОК решил в дальнейшем избегать проведения Игр в городах, где климатические условия не соответствуют общепринятым нормам. Открытие Игр прошло 12 октября: именно в этот день в 1492 году на американскую землю ступил Христофор Колумб. Чести зажечь олимпийский огонь впервые была удостоена женщина. Более пяти с половиной тысяч спортсменов из 112 стран разыграли 172 комплекта медалей по 19 видам спорта.
Наша команда, в которую входили 332 спортсмена, хотя и готовилась в высокогорном Цахкадзоре (ныне Армения), выступила на этих Играх слабо, катастрофически отстав от американцев в самых «медалеемких» видах – плавании и легкой атлетике. Возможно, наши спортсмены так и не смогли приспособиться к новому синтетическому покрытию дорожек – тартану. Лишь три «золота» выиграли наши мужчины. Владимир Голубничий победил в ходьбе на 20 км. Сразу шестеро атлетов в тройном прыжке «улетели» за 17 метров, а дальше всех, установив мировой и олимпийский рекорды, прыгнул Виктор Санеев – 17 метров 39 см. В метании копья победил Янис Лусис.
Двукратными олимпиониками стали американцы Джим Хайнс (100 метров и эстафета) и Ли Эванс (400 метров и эстафета). Настоящую революцию в прыжках в высоту произвел их соотечественник Роберт Фосбери, явивший миру новый, более прогрессивный, нежели перекидной, способ перехода через планку – спиной. Фантастический рекорд установил в прыжках в длину американец Роберт (Боб) Бимон, в первой же попытке улетевший на 8 метров 90 см! Не ориентировавшийся в метрической системе, Бимон не сразу осознал величие свершившегося, и лишь когда ему сказали, что он «сделал» 29 футов, чуть не упал в обморок. Журналисты тут же окрестили событие прыжком в XXI век. Рекорд этот продержался 23 года и был улучшен всего на пять сантиметров другим легкоатлетом из США, Майком Пауэллом.
Африканский спорт долго называли «устремленным в завтра», и вот это «завтра» наступило: героями Игр стали многие легкоатлеты Черного континента. Впервые все призовые места в беге на 5 и 10 км заняли африканцы. А эфиоп Маммо Волде как бы принял эстафету от легендарного Абебе Бикилы, выиграв марафон и став вторым в беге на 10 км. Бикила же сошел с дистанции на 17-м километре из-за травмы колена, а через год попал в автомобильную катастрофу и повредил позвоночник. Лучшие врачи мира ничего не смогли cделать, и всю оставшуюся недолгую жизнь он провел в инвалидной коляске. Горе не сломило мужественного спортсмена, бег он сменил на стрельбу из лука, приняв участие во Всемирных играх инвалидов в 1971 году в Осло. Но ему уже не суждено было встать на ноги, и еще через два года герой двух Олимпиад скончался.
Неугомонная румынка Лия Манолиу только с пятой попытки завоевала титул олимпийской чемпионки в метании диска, до этого у нее было две «бронзы». А вот дискобол из США Альфред Ортер, которого современники очень удачно прозвали Дискобог, выиграл свою четвертую Олимпиаду, став вторым (после датского яхтсмена Пауля Эльвстрема) спортсменом, победившим в индивидуальных видах на четырех Олимпийских играх подряд! Все это время Ортер не был самым сильным дискоболом в мире, но именно он гениально воплотил в жизнь главную спортивную аксиому: надо быть сильнее соперников не вообще, а в нужный час и в нужном месте. Наверное, он был рожден для Олимпиад. Как шутил сам Ортер, на первых своих Играх он был слишком молод, на вторых не очень способен, на третьих сильно травмирован, а на четвертых довольно стар. Знаменитая фраза, произнесенная Альфредом в Токио после награждения: «Ради олимпийской победы можно умереть» объясняла в его характере многое. За шесть дней до старта Игр на тренировке он порвал мышцу грудной клетки, причем на «рабочей» правой стороне. Дикую боль не заглушали даже новокаиновые блокады, а на увещевания врачей, что для восстановления потребуется минимум шесть недель, внимания упрямец не обращал. Приготовив специальный корсет, он в пятой попытке добыл свое третье олимпийское «золото». Два года он отдыхал, а потом повторил свой фокус в Мехико. Поговаривали, правда, что Ортер стал первым, кто додумался применять стимуляторы, но доказано это не было, а не пойман – не вор. К слову, именно в Мехико впервые был введен тест на допинг, причем желание уличить хоть кого-то было столь велико, что шведского пятиборца Ханса-Гуннара Лильенвалла дисквалифицировали за употребление алкоголя: перед стрельбой из пистолета он, дабы унять мандраж, выпил пару кружек пива. Это привело к тому, что в конечном итоге сборная Швеции по современному пятиборью была лишена бронзовых медалей.
В плавании трехкратным чемпионом стал американец Чарльз Хиккокс, его соотечественница Дебби Мейер стала первой пловчихой, победившей на трех индивидуальных дистанциях на одной Олимпиаде.
Наши боксеры Валериан Соколов и Дан Позняк стали чемпионами, а Борис Лагутин, как и поляк Ежи Кулей, выиграл свои вторые Игры. В тяжелом весе лучшим был американец Джордж Формен, который по заведенной в буржуазном мире традиции сразу после Игр перешел в профессионалы и спустя три года, нокаутировав чемпиона токийской Олимпиады Джо Фрэзера, выиграл звание абсолютного чемпиона мира.
Наши борцы Борис Гуревич (киевлянин, не путать с чемпионом хельсинской Олимпиады москвичом Борисом Гуревичем, также борцом) и Роман Руруа стали чемпионами. Борис Гуревич II имел идеальную комплекцию, и скульптору Евгению Вучетичу хотя и с большим трудом, но удалось уговорить его стать прототипом героя скульптуры «Перекуем мечи на орала». Свои вторые Игры выиграли болгарский борец Боян Радев и венгр Иштван Козма, японец Иохиро Уэтаке и русский богатырь Александр Медведь. На схватку с лишившим его восемь лет назад титула чемпиона мира Вильфридом Дитрихом из ФРГ Медведь вышел предельно собранным. В разгар сражения вдруг раздался хруст. Дитрих остановился и с изумлением наблюдал, как Александр, не прибегая к услугам врачей, спокойно вправляет вывихнутый палец. Именно в этот момент судьба противостояния в пользу Медведя была предрешена.
В гимнастике у мужчин первые Игры в личном и командном турнирах выиграл японец Савао Като. Наш Михаил Воронин – второй в личном и командном зачете, у него победы в опорном прыжке и на перекладине, «серебро» на кольцах и «бронза» на коне. Его супруга Зинаида Воронина стала чемпионкой командного турнира и второй в многоборье вслед за победительницей уже второй Олимпиады Верой Чаславской из Чехословакии. Наталья Кучинская выиграла соревнования на бревне, а Лариса Петрик – вольные упражнения.
В конном спорте в выездке победил наш Иван Кизимов, вместе с Иваном Калитой и Еленой Петушковой ставший вторым в командном турнире. В парусном спорте, соревнования по которому проходили близ Акапулько, первые игры в классе «Финн» выиграл наш яхтсмен Валентин Манкин. Англичанин Родни Пэттисон, яхта которого имела самое длинное название «Суперкэлиффрэджилстайкикспайэлидочес», победил в классе «Летучий голландец». После первой гонки, в которой Пэттисон был дисквалифицирован, над ним подшучивали: мол, название коротковато, вот и не везет. Он, впрочем, не обращал на насмешки внимания и с невозмутимым видом провел оставшиеся шесть гонок так, что стал чемпионом.
Тяжелоатлеты Виктор Куренцов и Борис Селицкий стали чемпионами, а Леонид Жаботинский с японцем Иокинобу Мияке и поляком Вальдамаром Башановским выиграли свою вторую Олимпиаду. Фехтовальщица Елена Новикова (Белова) завоевала две золотые медали в личных и командных соревнованиях.
Впервые за годы соперничества американцам удалось выиграть у наших ребят в неофициальном командном зачете. У спортсменов США 107 наград, 45 из них высшей пробы, сборная СССР завоевала 91 медаль, 29 из которых золотые. Третьими снова стали японцы – 25 медалей (11 золотых).
О состязаниях игр XХ Олимпиады в Мюнхене читайте в очередном выпуске «Олимпийского архивариуса» в следующую субботу.
9 июня 2012 года