08:07, 8 июня 2012 года

Что может культура

 И в этом контексте уместно привести цитату В. Курилова, доктора филологических наук, профессора Южного федерального университета: «Сфера функционирования литературных произведений не ограничивается их восприятием различными субъектами... Произведения устанавливают внутреннюю связь между автором и всеми читателями, которые имеют сходные с писательскими строй ценностей, переживания, осмысления мира, истории, социальной ситуации, человеческой жизни, то есть все то, что сегодня называют ментальностью...». А Даниил Андреев в «Розе мира» и вовсе отделяет героев произведений от их создателей, полагая, что у тех своя, совершенно самостоятельная жизнь за пределами материального мира.

Из этого следует, что мир образов, творимых человеком, и реальный материальный настолько переплетены и настолько влияют на человеческую личность, что их следует рассматривать как единое целое.  

Подобное «ученое» вступление мне показалось вполне уместной преамбулой к сугубо прагматичным размышлениям о состоянии культуры в сегодняшнем обществе. Я уже касался этой темы в ряде статей, публиковавшихся в «Ставропольской правде», журналах «Современный Кавказ» и «Голос Кавказа». И вот недавно нахожу своего рода ответ на свои вопросы: бывший министр образования РФ, ныне сотрудник Администрации президента А. Фурсенко полагает, что «недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других».

Какое будущее надеются получить авторы и исполнители этого постулата, гадать не приходится. С точки зрения верующих, это симптомы явления Антихриста. С точки зрения атеиста - реализация проекта «золотого миллиарда», по которому 20 - 30 миллионов россиян вполне достаточно для обслуживания сырьевых закромов.

Не сомневаюсь, что как сторонники, так и противники и первого (религиозного), и второго (материалистического) вариантов развития событий понимают истинное место и значение культуры. Именно этот вид человеческой деятельности априори является единственно ценным и полезным для эволюции, ибо это единственный суммарный продукт жизнедеятельности, который общество производит не для каждодневного потребления. А понимая, совершенно сознательно занимают позицию либо созидателя, либо разрушителя.

Культура напрямую связана с образованием, поэтому воспитание нетворческого, следовательно, послушного слоя «квалифицированных потребителей» (по сути, опущенных на уровень дрессированных животных) будет успешным только при ее отсутствии.

Вот, собственно, почему наиболее чувствительная, социально активная и интеллектуальная часть нашего общества, хранящая великую культуру России и СССР, столь активно отвергает и внедренную уже систему образования с пресловутым ЕГЭ, и откровенно уничижающее отношение к культуре, когда не только целенаправленно насаждается ее нищенское состояние, но и активно пропагандируется антикультура, выдаваемая за нечто прогрессивное, новаторское, на самом деле несущее разрушение личности.

И что же делать? Как противостоять этому напору? Именно сегодня, сейчас, не медля, пока не ушли поколения, получившие то самое советское образование. Кстати, столь востребованное в странах, успешно воспитавших несколько поколений «профессиональных потребителей»... И какие могут быть инновации и технологические прорывы, ежели помимо доктрины, озвученной Фурсенко, образы последнего двадцатилетия, гуляющие среди нас, усиленно насаждаемые телеканалами, способны исключительно уничтожать, разрушать, убивать... Ответ очевиден: поднимать культуру. Не позволять наших детей и внуков превращать в квалифицированных потребителей, а по сути - в рабов!

Но не стоит ждать команд сверху, ибо власть всегда учитывает интересы лишь тех, кто ее обслуживает, ей не нужны творцы. Плацдармом духовного сражения должен стать каждый административный центр, причем в основе должна лежать иная, чем ныне существующая, схема «охвата населения», прежде всего молодежи. Что я имею в виду? Традиционный и неэффективный ныне принцип насаждения культурных очагов и работников по сверстанному плану. Истинные творцы есть практически в каждом населенном пункте, остается лишь помочь им создать материальную базу и позволить набрать учеников. Вокруг таких мастеров появятся и свои школы, и заслуживающие внимания успехи. Система грантов могла бы стать основой для внедрения подобного подхода, нужно лишь, чтобы чиновник не ждал того, кто оказался поближе к гранту, а искал достойных поддержки. Несомненно, это повышает ответственность чиновника, определяет уровень его профессиональной пригодности. Все это вполне соответствует конкурентному духу нынешней экономики.

Острейший сегодня вопрос - отношение к слову. Слово - основа любой культурной структуры и цивилизации. Слово писателя-профессионала в настоящее время значительно утратило свое влияние по причине все той же внедряемой идеологии воспитания «квалифицированного потребителя». Распространение печатной продукции монополизировано торговыми сетями, отчего автор, не пригретый крупными издательствами, имеющими доступ к этим сетям, попасть к читателю не может. К тому же издательства, в это двадцатилетие зарабатывавшие исключительно на литературе низкого качества или же совсем не на литературе, не заинтересованы в издании произведений классического уровня: ведь на этом фоне видно будет убожество нынешнего чтива. Функцию распространителя в регионах должна взять на себя библиотечная система. Оставив за собой основную функцию собирания и хранения наработанных человечеством нематериальных ценностей, она способна стать и центром распространения слова. Приведу такой пример.

В мае Ставропольская краевая научная библиотека имени Лермонтова проводила традиционный праздник краеведческой книги. Было представлено 595 изданий на различные темы, выпущенных в крае (в прошлом году их было 734, в позапрошлом - 865). В их числе были представляющие интерес не только для узкой аудитории. Совмещение функций литературного агента, распространителя, а при необходимости и издателя хотя бы в электронном виде - очевидное направление движения (подобные функции выполняли в свое время монастырские библиотеки). Переводить книги в электронный вид и раскручивать в Интернете и эффективнее, и менее затратно. Тем более что ряд библиотек имеет необходимое для этого оборудование. Что же касается финансовой и правовой стороны, то создание совместных казенно-частных структур для решения этих задач снимает эти проблемы. К тому же через библиотеки по Интернету также успешно можно распространять видео- и аудиопродукцию.

Художников тоже по-своему коснулась деградация, но возросший спрос на дизайн позволил им зарабатывать на кусок хлеба. Правда, в ущерб настоящему искусству. Мне кажется, этому сообществу творцов стоит вспомнить опыт передвижников. Это будет более эффективно и полезно для возрождения культуры, чем содержание галерей, в которых посетители столь же редки, как и в музеях. Опять же, организация передвижных выставок - мероприятие не столь дорогое.

Театры, как и изобразительное искусство вообще, в наше время визуального восприятия жизни менее подверглись изгнанию из общественного сознания, чем книга. Лицедейство востребовано и поощряемо. Правда, не все, больше - гламур. Конечно, драматический театр в провинции вынужден был приспособиться к изменениям и сумел сформировать свою аудиторию. Быть может, менее утонченную и искушенную, чем в советское время. Комедии, как правило зарубежных авторов, далекие от реалий, стимулируют потребительские инстинкты, а не творческие. Это устраивает власть. Но не общество. Однако непросто взять на себя смелость и отказаться от потешных аншлаговых спектаклей в угоду злободневным и нелицеприятным. И все же делать это необходимо.

В последнее время среди молодежи пользуются популярностью ролевые игры. Это отдельная субкультура, возникшая по причине невозможности самореализации в обществе. И это серьезная проблема, на которую пока не обращено должное внимание, хотя ролевые игры могут нести в себе как созидающее, так и разрушающее начало. Уверен, это направление должно координироваться и направляться обществом.

Массовые мероприятия, к которым с пиететом относятся наши чиновники, не всегда стоят затраченных денег. Это тот самый случай, когда траты явно не соответствуют отдаче. Любовь же к ним вполне объяснима: где большие траты, там и большие возможности для воровства. Зато который год мы слышим: нет на культуру денег... Однако вспомним: если общество не кормит свою армию, рано или поздно будет кормить чужую. И если государство не вкладывает деньги в свою культуру, оно неизбежно вкладывает деньги в культуру будущего завоевателя. Что последние двадцать лет мы и делаем с успехом, достойным лучшего применения.

Каждому нужно честно ответить всего на один вопрос: хочу ли я, чтобы дети и внуки стали квалифицированными потребителями, или же я сделаю все, чтобы они были творческими личностями. А ответив, определиться и по отношению к культуре, без которой инновации, модернизации, да и само существование государства невозможны...

Виктор КУСТОВ
«Что может культура»
Газета «Ставропольская правда»
8 июня 2012 года