Ребенок-инвалид

Ребенок-инвалид

© Фото: Николай БЛИЗНЮК

А в самом начале заседания глава края сообщил о том, что в связи с кадровыми перестановками в ПСК изменился и состав совета. Кроме членов правительства в него вошли независимые эксперты, хорошо известные в регионе люди – В. Абонеев, В. Байрак, В. Мороз, С. Попов, А. Шабалдас, А.  Шиянов.

Сегодня на Ставрополье живут около 15 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья. И задача краевых властей, по мнению губернатора, заключается в том, чтобы дорога в школу была открыта для всех ребятишек, в том числе инвалидов. Они должны заниматься творчеством, спортом и обязательно общаться со сверстниками. Только таким образом можно подготовить этих ребят к взрослой жизни.

Сейчас для этого в регионе реализуются две целевые программы, создается социальная инфраструктура, работают более 250 специализированных детских садов и интернатов, в том числе и санаторного типа. Принято несколько краевых законов, направленных на то, чтобы облегчить жизнь инвалидов, оказать им необходимую государственную социальную помощь. На базе учреждений образования созданы мобильные бригады, отделения сопровождения семей, которые воспитывают детей-инвалидов. Кроме этого в регионе развивается система инклюзивного образования, которая позволяет ребятам с ограниченными возможностями учиться в обычных школах. Только в нынешнем году планируется оборудовать для этого специальные условия еще в 10 школах. Причем многие из них расположены в сельских районах края – Арзгирском, Благодарненском, Кочубеевском, Новоалександровском, Новоселицком, Предгорном.

Развивается и система дистанционного обучения. По словам министра образования И. Кувалдиной, которая выступила с докладом, сейчас услугами такого обучения пользуются 540 школьников, получающих знания по 16 предметам. Они могут общаться со своими учителями в режиме реального времени при помощи специальных компьютерных программ. До конца года количество таких школьников должно увеличиться. И в этом можно не сомневаться, поскольку губернатор на заседании поручил министерствам образования и имущественных отношений решить вопрос о передаче части компьютерной техники, числящейся на балансе краевого правительства, детям-инвалидам.

Растут и бюджетные ассигнования на систему специального образования. В прошлом году на эти цели было выделено 553,3 миллиона рублей, в нынешнем сумма возросла на 32 процента и составила 729 миллионов. Однако работа эта требует не только серьезных затрат, но и пристального внимания очень многих краевых ведомств. Для раннего выявления отклонений в развитии детей в крае создано 28 психолого-медико-педагогических комиссий, которые ежегодно обследуют около 13 тысяч ребятишек, имеющих проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации. Именно благодаря этому более 80 процентов детей дошкольного возраста, прошедших коррекцию, продолжают обучение в обычных школах. Министерство образования уделяет особое внимание также поддержке семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. За 2009-2011 годы на специальных курсах обучено около тысячи родителей, которые освоили различные приемы семейной реабилитации.

Вместе с тем министр образования края назвала и ряд проблем, препятствующих работе системы специального образования для детей-инвалидов. Среди них недостатки в развитии специальной адаптивной среды в школах, нехватка специалистов, подготовленных для работы с инвалидами. Необходимо также совершенствование нормативно-правовой базы. Проблемой остается также получение среднего профессионального и высшего образования для инвалидов. А порой педагоги, освоившие все премудрости дистанционного обучения, сталкиваются с нежеланием родителей обучать своих детей с ограниченными возможностями по такой системе. Решением этих проблем будут заниматься не только министерство образования края, но и депутаты краевой Думы, правительство СК.

Заместитель главы администрации Новоалександровского района Л. Горовенко, выступившая на заседании краевого совета, образно назвала инклюзивное образование улицей со встречным движением. Ведь когда в среднюю школу приходят дети-инвалиды, обычные школьники, помогая им, учатся добру и милосердию. Именно для этого в районе создаются специальные условия для обучения ребят с ограниченными возможностями. Есть и специальная коррекционная школа-интернат. З6 ребят сейчас получают знания при помощи дистанционного образования. В районе действует программа «Шаг из круга», она призвана дать возможность юным инвалидам не ограничивать свое общение только семьей, заниматься спортом и творчеством вместе со сверстниками.

М. Краус, маму 12-летней Насти, пригласили на заседание совета, чтобы услышать мнение родителей о системе дистанционного обучения детей-инвалидов. Она рассказала о том, что для ее дочери созданы все необходимые условия. Есть компьютерное оборудование и специальные учебные программы, позволяющие Насте получать знания наравне с ровесниками. Она даже во всероссийской олимпиаде участвовала. Интерес к учебе только возрос, и здоровье не ухудшилось. Когда-то родители даже мечтать боялись о высшем образовании для дочери. А теперь это для них вполне реальная перспектива.

На заседании совета выступили также начальник управления образования администрации Ставрополя К. Корякин и учитель информатики средней школы № 2 Александровского района В. Черемисин, которые высказали свое мнение о развитии системы специального образования для детей-инвалидов.

В завершение члены краевого совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике утвердили список победителей конкурса лучших учителей края, которые получат премии за высокие достижения в педагогической деятельности.

Александр ЗАГАЙНОВ

По улице со встречным движением / Газета «Ставропольская правда» / 6 июня 2012 г.