06:46, 4 мая 2012 года

Дети повторяют судьбу родителей

Что ж, позитивный настрой – это похвально, однако у науки для нас плохие новости. То, что мы списываем на старческую лень и «непродвинутость», имеет биологическую природу. И нам придется смириться с тем, что…

1. С возрастом мозг разучивается получать удовольствие от новой музыки

Худшая музыка с точки зрения подростка – та, которую слушают его родители. Худшая музыка с точки зрения родителей – та, которую слушает их сын или дочь. Взрослые искренне недоумевают, почему молодое поколение не способно оценить настоящее искусство, а довольствуется какими-то второсортными группами, которые вдобавок невозможно отличить друг от друга.

Если же вы находитесь в счастливом промежутке между юностью и зрелостью, то, скорее всего, вашему отношению к музыке можно только позавидовать. Ваши вкусы уже сформировались, но вместе с тем вы открыты для восприятия новых жанров и исполнителей. И, конечно, вы не сомневаетесь в том, что всегда будете оставаться в тренде, правда?

Вот тут-то и вмешивается биология. К сожалению, старея, человеческий мозг начинает испытывать проблемы с выработкой дофамина – того самого «гормона радости», который ответственен за приятный холодок во время прослушивания новой композиции. Независимо от того, насколько вы были подкованы музыкально в 20 лет, на пенсии ваша коллекция дисков будет состоять преимущественно из старых записей.

2. Мы начинаем тяготеть к скучным вещам

Жизнь пенсионеров (за редким, очень редким исключением) напоминает сонное царство: они не подшучивают над друзьями, не превышают скорость, не гуляют по ночам. В этом и заключается одна из главных фобий тинейджеров: страшно не столько состариться, сколько превратить свое существование в беспросветную рутину.

Но хорошая новость состоит в том, что со временем эти однообразные будни перестают казаться чем-то ужасным. Благодаря химическим изменениям в голове мы начинаем склоняться к тихим радостям – садоводству, рукоделию, выпеканию пирогов. Дело в том, что в зрелом возрасте наибольшую активность проявляют зоны мозга, связанные с мотивацией, планированием и достижением трудоемких целей. В юности же нашим поведением управляют совсем другие механизмы: мы тяготеем к действиям, которые не требуют больших усилий, но дают мгновенный результат. Теперь понятно, каким местом (мозга) думает подросток, решивший скатиться с горы в магазинной тележке. Переломов рук, ног можно избежать, возможное наказание очень далеко, а награда – восторженные возгласы и похвала друзей – совсем близко. Выбор очевиден.

3. Сон начинает играть с нами злую шутку

Первая половина дня школьника или студента, как правило, занята мыслями о сне, тогда как родители и учителя распекают юнцов за лень и праздношатание. К представителям самого старшего поколения другие претензии: зачем, черт подери, эти старики вылезают из-под одеяла в безбожные 5 утра и принимаются хлопотать по дому?

Ответ прост: химия. Механизмами сна и бодрствования заведует фермент под названием мелатонин, который на протяжении человеческой жизни ведет себя неодинаково. День подростка похож на отложенный рейс: от нулевой активности утром до «взлета» энергии днем и «набора высоты» вечером. Биологические часы пенсионеров функционируют ровно наоборот: подъем до восхода солнца, отход ко сну – сразу после вечернего выпуска новостей.

4. У мужчин пропадает желание изменить мир

К сожалению, наше будущее зависит не только от нас, как бы рьяно ни убеждала нас в обратном реклама. В частности, состояние здоровья и физическая форма мужчины во многом зависят от уровня тестостерона. Напомним, что этот гормон ответственен за такие проявления мужественности, как мышечная масса, низкий голос, волосатость, агрессия и сильное сексуальное желание. Увы, с возрастом выработка тестостерона медленно, но верно снижается, что, в свою очередь, влечет за собой упадок сил, боли в мышцах, раздражительность, депрессию и потерю интереса ко многим вещам.

Этот несладкий период в жизни мужчины обозначается термином «андропауза» (по аналогии с небезызвестной женской менопаузой), он же «мужской климакс», он же «кризис среднего возраста». Одни представители сильного пола, отказываясь мириться с «предательством» организма, пускаются во все тяжкие: обзаводятся спортивными машинами и молодыми любовницами и кутят так, как будто на завтра обещан конец света. Другие принимают изменения как данность и не сопротивляются желанию переодеться в домашние тапки и поставить перед собой чашку дымящегося чая.

5. Мы теряем вкус к пище

Логично было бы предположить, что с годами наша разборчивость в еде только возрастает. Люди, достигшие экватора жизни, с недоумением смотрят на повседневный рацион детей и подростков: как можно по доброй воле засорять свой желудок всеми этими сладкими напитками, печеньем в форме зверушек и прогорклой пиццей? То ли дело меню человека лет 45, который зачастую выращивает собственную зелень и знает, как самостоятельно приготовить вполне сносную отбивную. Его не проведешь. Но если с возрастом наши вкусы лишь эволюционируют, то почему старики каждый день едят одно и то же?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо заглянуть в рот – он становится суше из-за снижения производства слюны, которая необходима для размельчения пищи и ее прохождения к вкусовым рецепторам. В результате пожилые люди нередко теряют аппетит, а вместе с ним и удовольствие от трапезы. Питание становится скучной обязанностью, если вкус обычной гренки не отличается от вкуса, например, фетучини с курицей и грибами. Но гренку приготовить легче, поэтому она всегда выигрывает.

Blogga.ru
«Дети повторяют судьбу родителей»
Газета «Ставропольская правда»
4 мая 2012 года