Могут ли дети-инвалиды учиться в обычном классе?
Ставропольский край на Симпозиуме представляли заместитель председателя правительства СК Василий Балдицын, замминистра образования края Надежда Палиева, ученые ставропольских вузов. На двух дискуссионных площадках с докладами и сообщениями выступили более 30 человек. Говорили о научных и практических достижениях в области оздоровления и физического воспитания детей; о различных вариантах обустройства и воспитания детей в трудной жизненной ситуации; о формах образования для ребят с ограниченными возможностями здоровья. Последнюю тему обсуждали на дискуссионной площадке «Инклюзивное образование: миф или реальность?»
Мы связались с некоторыми ставропольскими участниками весьма актуальной сегодня дискуссии об инклюзивном образовании. Вот что они нам рассказали.
Валерий Шаповалов, заведующий кафедрой социологии и социальной работы Северо-Кавказского государственного технического университета:
- Инклюзия — это обучение ребенка с ОВЗ в обычном классе обычной школы. Первопроходцами здесь были страны Европы, где борьба за такие возможности для ребенка-инвалида шла в 60-80 годы прошлого века. На симпозиуме об этом опыте интересно рассказывали представители Испании, Франции, Хорватии. В России сейчас многие ученые и практики согласны с подобным подходом, однако готовность принять инклюзию еще нужно формировать в обществе, в сфере образования. Чтобы в обычном классе общеобразовательной школе учились 2-3 ребенка с ОВЗ, их должна сопровождать бригада помощников учителя. Такой эксперимент идет сегодня в СОШ № 21 Ставрополя, он показывает, что менять придется очень многое...
Елена Слюсарева, декан факультета Ставропольского государственного педагогического института:
- Участие в дискуссии стало возможностью сравнить российский и зарубежный опыт инклюзии. Было отмечено, что Ставропольский край — однин из наиболее продвинутых на данном направлении регион России, краевое министерство образования много для этого делает. Однако есть ряд проблем, которые необходимо решать, чтобы в класс общеобразовательной школы пришел ребенок-инвалид. Это неподготовленность материально-технической базы учебных заведений, отсутствие специальных знаний у педагогов. Серьезная проблема — непринятые пока образовательные стандарты для обучения детей с ОВЗ. По сути, отсутствуют убедительные разработки по диагностике их интеллектуального и речевого уровня... Наши зарубежные коллеги представили на дискуссионной площадке опыт обучения детей с ОВЗ, являющихся «билингвами», то есть носителями двух языков — страны, из которой прибыли их родители, и европейской страны, где семья живет сегодня. Эта проблема актуальна для Ставрополья с его миграционными потоками...
27 апреля 2012 года