14:44, 26 апреля 2012 года

Ретро-поезд «Победа» едет по Северо-Кавказской железной дороге

На перроне с цветами и воздушными шарами необычный состав встречали жители краевого центра. По расписанию он должен был прибыть в 11 часов 40 минут, но еще задолго до его появления люди с нетерпением вглядывались вдаль. Наконец там, где рельсы сходятся в одну точку, в прозрачном солнечном воздухе появилась стремящаяся ввысь струя пара и послышался гудок паровоза.

Железнодорожный состав из нескольких товарных вагонов-теплушек, штабного вагона-салона и открытой платформы для перевозки военной техники замер у вокзала. Паровоз, украшенный цветочной гирляндой, красной звездой и плакатом «Слава победителям!», оглашал окрестности гудками и громко сопел вырывающимся из трубы и из-под колес паром.

- Как здорово! Саша, кричи «ура!», – воскликнула оказавшаяся рядом со мной молодая мамаша, обращаясь к маленькому сынишке, державшему в ручонке небольшой триколор. Он тут же завизжал от радости.

Как сказал заместитель начальника службы управления персоналом Северо-Кавказской железной дороги Александр Евтушенко, «магистраль» уже третий раз проводит такую акцию памяти. В предыдущие два года состав на паровой тяге побывал на станциях Ростовской области и Краснодарского края. А теперь впервые едет по Минераловодскому участку дороги с остановками на вокзалах Ростова-на-Дону, ст. Кавказской, Ставрополя, Светлограда, Невинномысска, Нальчика, Владикавказа, Прохладного и Минеральных Вод. 

Специальный поезд сформирован из пяти вагонов, представляющих собой экспонаты музея железнодорожной техники СКЖД, который находится в Ростове-на-Дону.

- Такой ретро-поезд – единственный в стране, – говорит директор музея Владимир Бураков. – Вот, например, вагон-салон (построен в 1934 году) не что иное, как подлинный штаб командующего Северо-Кавказским военным округом во время Великой Отечественной, в «теплушках» (построены в 1923 году) – все как в те фронтовые годы: нары для солдат, печка-буржуйка, ружейные полки. Что касается паровоза, то он 1956 года выпуска, хотя именно эта модель эксплуатировалась в войну, а настоящий «служивый» пока на ремонте. Кстати, старинных паровозов в нашем музее 16, и практически все они действующие. Их мы собираем по всей России и в локомотивном депо Тихорецка ремонтируем.

В. Бураков говорит, что по маршруту следования люди встречают их радушно, забрасывают вагоны цветами, «иногда даже плакать хочется».

Вместе с ретро-поездом ездят с концертами агитбригада студентов Ростовского государственного университета путей сообщения и артисты-железнодорожники. Костюмы, песни и танцы – все времен войны. Художественный коллектив выступал на платформе-сцене и так растрогал своим творчеством зрителей, что многие танцевали вместе с «солдатами», напевая знакомые мелодии. Театрализованная реконструкция событий весны 1945 года «Тот майский день, когда пришла Победа» длилась больше часа.

Культорганизатор Елена Ягодкина, исполнявшая в программе-спектакле роль связистки, рассказала, что в прошлом году на станции Кавказской во время концерта к одной из артисток подошла женщина-ветеран и, еле сдерживая эмоции, произнесла:

- Вы так похожи на меня, когда я была молодая, просто копия.

Фронтовичка показала свою фотографию военных лет, и все ахнули – действительно, очень похожа! «Двойники» обнялись и расплакались.

Ретро-поезд привез также фотоэкспозицию выставки «Северо-Кавказская железная дорога в годы Великой Отечественной войны». Некоторые ветераны-железнодорожники узнавали на них эшелоны, в которых когда-то ехали на фронт и возвращались домой с Победой. Всем пришедшим на праздник (а это был настоящий праздник!) позволили досконально изучить ретро-поезд, поэтому желающие взбирались по металлической лесенке на паровоз, фотографировались в вагоне-салоне и теплушках. Без сомнения, этот день всем гостям (а особенно, наверное, школьникам, коих было немало) запомнится надолго. А завтра ретро-поезд «Победа» порадует жителей Невинномысска. Время прибытия поезда на железнодорожную станцию – 10 часов 50 минут. Встречайте!

«Поезд из прошлого»
Газета «Ставропольская правда»
27 апреля 2012 года