Сергей Визе: Болейте на здоровье!
По статистике ФИФА, сейчас в мире одних только футболистов насчитывается 265 миллионов, плюс пять миллионов арбитров. Почитателям же этой великой игры счет идет уже, пожалуй, на миллиарды. Считается, что в футболе (как и в управлении государством) разбираются все. Во всяком случае каждый завсегдатай трибун мнит себя если и не крупным специалистом, то уж офсайд от положения «вне игры» отличить умеющим.
Когда-то в футболе меня интересовало только кто, когда с кем и как сыграл да положение любимого клуба в турнирной таблице. И совсем не смущало, что команд таковых оказалось две: в высшей лиге (класс «А») это были московские армейцы, а во второй лиге (класс «Б») соответственно ставропольские динамовцы. Была еще одна команда, за которую, без преувеличения, переживали все, - сборная Советского Союза. Сейчас время умиленного восхищения любимой игрой миллионов осталось далеко позади (периоды романтических отношений, увы, имеют свойство заканчиваться). Меняется мир, вместе с ним и футбол. На слуху все больше кто кому и за сколько, извините за сленг, «слил» ту или иную игру да запредельные суммы контрактов звезд и звездочек этого, на мой взгляд, самого гениального изобретения человечества.
Когда я благодаря возможностям современного телевидения посмотрел несколько игр шестидесятых годов, то с удивлением обнаружил, что тот футбол и сегодняшний - совершенно разные игры! Тогда футболисты не отрабатывали определенное количество тактико-технических действий, а просто играли в мяч, не делая трагедий из ошибок и пропущенных голов, стараясь прямо на поле (здесь и сейчас) воплотить в жизнь перефразированную бразильскую парадигму: забить больше соперника. Голы, очки и турниры, команды, игроки и тренеры - все это укладывалось в логическую цепочку футбольной статистики, коей и я в свое время посвятил около двух десятков лет. И столько же лет ею уже, каюсь, не увлекаюсь. (Не спорю, для российского футбола обладатель множества его рекордов и достижений волгоградец Олег Веретенников, безусловно, величина. Но мне-то есть с кем сравнивать! Не Олег Блохин, чего уж там.) Это к вопросу, а, собственно, почему?
Чем больше живу, тем меньше удивляюсь. Подумаешь: сейчас видом спорта номер один в Отечестве рулит не футболист, не спортсмен, а просто хороший человек (читай - дилетант) Сергей Фурсенко. Возможно, он неплохой управленец, в системе «Газпрома» выполнял какие-то важные функции. Подошло время к футболу его пристегнуть. Отдадим должное неукротимой жажде перемен этого экспериментатора: ну кто другой осмелился бы на одномоментный перевод российского чемпионата на систему «осень - весна» (как в Европе)? Молодец, конечно, Столыпин отдыхает. Реформу по Фурсенко осуществили, а дальше-то что? Где подходящие под новые условия стадионы или хотя бы обязаловка их строить? Как не играли у нас с ноября по март, так и не играют. В чем, простите, гениальность фишки? А полет неуемной фантазии уносит этого господина в совсем уж заоблачные дали: вот возникла идея проводить решающую стадию чемпионата России по футболу по системе с выбыванием, или плей-офф, - так нашему уху давно уже привычнее. Ладно, в хоккее собезъянничали с НХЛ, но там так играют уже почти сто лет. Лично у меня, например, с переходом на североамериканский шаблон к нашему хоккею интерес пропал начисто. Никакой интриги чемпионат КХЛ, где исход половины игр для встречающихся команд не имеет турнирного значения, не таит, значимость этого соревнования нивелировалась. Кто сейчас сразу (без подглядывания в Интернет) сможет сказать, когда сборная России по хоккею крайний раз была чемпионом мира? Полагаю, не многие. У многострадального футбола нашего лавров гораздо меньше, нежели у коллег-хоккеистов, зато амбиций выше крыши: мы же через шесть лет будем проводить чемпионат мира! А это не только стимул для развития футбольной инфраструктуры в регионах, но и дополнительный шанс для успешного выступления на нем национальной команды. До того времени, правда, пройдет целых три грандиозных турнира: два европейского и один мирового уровня. Выступи хотя бы на одном из них наша сборная удачно - Фурсенко на коне и будет продолжать неистовствовать в своем реформаторском раже.
В советскую эпоху, когда играли по старой системе, на клубном уровне у нас имелись кое-какие успехи. Киевское и тбилисское «Динамо» на двоих брали три Кубка кубков (плюс непрестижный суперкубок), да московское «Динамо» выходило в финал самого слабого по составу участников и оттого приказавшего долго жить турнира. И сейчас у нас есть победы на клубном уровне: столичный ЦСКА выиграл Кубок УЕФА в 2005 году, питерский «Зенит» - тремя годами позднее, да и последний его обладатель - донецкий «Шахтер» - клуб нам не чужой. Но, положа руку на то место, где после всех пертурбаций постсоветского периода должно было остаться сердце, давайте честно признаем, что не наши это трофеи в чистом виде - всю борьбу вытянули легионеры (при посильной помощи лучших из россиян, естественно).
Если же вести речь о сборной, то ее успехи были редкими, но яркими: два советских «золота» олимпиад и звание первых обладателей Кубка Европы (так на заре своего существования именовался чемпионат нашего континента). В призерах на Европе бывали неоднократно, а один разок даже «зацепились» за «бронзу» мирового форума (Англия, 1966 год, четвертое место). В активе российского периода истории «бронза» предыдущего Euro в соавторстве с голландским наставником Гусом Хиддинком (единственным разрешенным легионером), которая, безусловно, дорогого стоит.
Говорю только о своих чувствах: первые несколько сезонов российский чемпионат мною просто не воспринимался, как и новая сборная новой страны. Клубное начало постепенно взяло верх: по TV слежу за выступлениями ЦСКА да вживую наблюдаю за мучениями ставропольского «Динамо». Когда в конце восьмидесятых наше «Динамо» (вторым после днепропетровского «Днепра») стало акционироваться, мы, глупые, радовались, не осознавая, что это были первые гвозди в крышку гроба ставропольского футбола. Ни для кого не секрет, что сегодняшние проблемы ставропольского «Динамо» являются системными для большинства команд из нижних российских футбольных эшелонов. Недавно коллега-телевизионщик Сергей Рыбалко показал мне турнирную таблицу первенства России в первой лиге (так привычно она тогда называлась) из середины девяностых. На сегодняшний день больше половины обозначенных там команд либо прекратили свое существование, либо влачат столь же жалкое (даже хуже), как наше «Динамо». Так что трудности эти не местечковые вовсе, это ЧП государственного масштаба, независимо от того, что в проблему не желают вникать ни спортивный министр Виталий Мутко, ни футбольный главковерх Сергей Фурсенко: на их век команд в премьер-лиге и футбольной национальной лиге (названия - зашибись - слезу наворачивают) хватит.
Коррупция и договорные матчи, если можно так выразиться - то к счастью, являются больной темой не только нашего футбола. Зато мы можем похвастать повсеместно отвратительным качеством полей, и здесь, полагаю, равных нам нет. С «договорняками» у нас бороться не принято. Охота на ведьм не наш профиль. Да и в остальном цивилизованном мире Фемида в этом направлении сильно не усердствует (отдельные ставшие достоянием гласности скандалы были направлены, как правило, на устранение политических или бизнес-конкурентов). А полей мы к домашнему чемпионату мира можем понаделать столько - некому будет играть! Недавно, к слову, комиссия ФИФА проверила ход подготовки Краснодара и Ростова (Сочи повезло, они закрылись туманом, и аэропорт не принимал) как потенциальных кандидатов на проведение игр чемпионата мира-2018. Официальную позицию ФИФА руководитель его департамента по организации чемпионатов мира 2014, 2018 и 2022 годов Юрген Мюллер озвучил как «понравилось». Местные журналисты оказались куда более сдержанными и объективными: столица Кубани на смотринах выглядела бледно (за исключением грандиозного шоу с танцами, плясками и свистоплясками, а так - даже макеты не смогли показать), столица Дона чуть получше (были макеты, причем без танцев), но сути это не меняет. Недавно ФИФА всерьез пригрозила бразильцам отобрать у них чемпионат мира-2014 и отдать его Англии - те тоже самбу танцуют, вместо того чтобы «работу работать». Тонкий намек и в нашу сторону, между прочим.
Десять лет назад в Ставрополе на праздновании векового юбилея завода «Красный металлист» выкопали капсулу, на заре советской власти заложенную для благодарных потомков. Там написаны добрые и наивные слова: люди завидовали нам - тем, кто будет жить при коммунизме! Светлого будущего, при котором большие мастера гипотетически играли бы в футбол за бесплатно, не получилось. Волей-неволей приходится считать деньги в чужих, в основном столичных, карманах. Мы же в своей провинции имеем очень похожий на коммунизм расклад, при котором не такие уж и большие мастера и не совсем уж и бескорыстно заставляют нас переживать бурю эмоций и все равно любить наше родное «Динамо». Поскольку у нас нет другой команды, другого города, другой страны, да и другой жизни. Болейте на здоровье!
Старался размышлять о футболе спортивный обозреватель «СП»
25 апреля 2012 года