07:41, 14 апреля 2012 года

Ставропольский поэт Александр Екимцев: И счастлив тем, что здесь я рос...

Лучшие стихи его - и детские, и взрослые - родились на Ставрополье. Я близко знал поэта, его творческую кухню и долгие годы дружил с ним. В конце 60-х - начале 70-х годов прошлого века я работал в краевой молодежной газете «Молодой ленинец». Александр Ефимович часто заходил в редакцию, которая предоставляла возможность поэту публиковаться на страницах газеты. Его поэмы «Фронт над облаками» и «Брянский лес» впервые были напечатаны именно в «молодежке». И я всегда с волнением читаю и слушаю проникновенные строки поэта:

Из дремучих, задумчивых брянских лесов,

Друг мой, друг, ты со мною сейчас помолчи!

Слышишь, сосны - стозвенные струны басовые - 

Кто-то трогает, трогает в тихой ночи.

...Так начиналась литературная передача о творчестве Александра Екимцева «Разреши мне грустить о тебе», которая звучала в эфире Ставропольского краевого радио почти 43 года назад, в августе 1969 года, когда поэту было только 40 лет. И если включить запись, которая хранится в фондах краевого радио, мы услышим голос самого поэта, вновь дотронемся до узоров его стихов и испытаем те же волшебные чувства добра и света, какие испытывали в ту далекую пору современники А. Екимцева.

И счастлив тем, 

               что здесь я рос,

И то мне сердце радует,

Что снежный свет

Родных берез

На всю планету падает!

Строфа этого стихотворения высечена на надгробном памятнике Александра Екимцева, оставившего нам 29 книжек великолепных стихов. Не только для детей, но и для нас, взрослых, чувствующих силу его лирической души, сказавшего так, как никто до него. Недаром еще Александр Сергеевич Пушкин писал: «В мире нет ничего выше музыки, но и та - поэзия». И стихи А. Екимцева действительно звучат как музыка:

Светите белые березы,

Светите рощам и полям,

Светите пашням и покосам

И одиноким журавлям.

Светите селам и деревням

И тихой речке под мостом...

Александр Ефимович поздно пришел в поэзию, но сделал в ней очень много. Жизнь его была неустроенной. После окончания Московского государственного института культуры в 1960 году он приехал в Ставрополь, работал в библиотеке. В 1962-м в журнале «Мурзилка» печатается первая подборка его детских стихов, и сама Агния Барто дает им высокую оценку. В том же году в краевом книжном издательстве выходит первая книжка для детей «Десять добрых тропок». А потом наступают 70-е - самые урожайные в его творчестве годы. Издаются новые книги - «Дедушка туман», «Белый ливень», «Деревушка на сосне», «Шишки под осиной», «В последних числах декабря», «Хоровод загадок». Он вступает в Союз писателей СССР.

На днях зашел я в краевую детскую библиотеку имени поэта. Встретился с Ларисой Какабадзе, заместителем директора. Разговорились. Вспомнили Александра Ефимовича. Как удается сегодня донести до юных читателей ту светлость и ту радость, которые присутствуют во всех стихах поэта?

- Эти памятные дни мы отмечаем организацией серий выставок и встреч, подготовкой творческих разработок в помощь читателям, - говорит Лариса Борисовна. - Специалисты библиотеки на базе стихотворных загадок поэта подготовили в электронном виде мультимедийную книжку «Почитаем - угадаем», которая отправлена в каждую детскую библиотеку (а их в крае 65). Это позволяет ребятам не просто познакомиться с творчеством поэта, но и визуально увидеть персонажей его книжек и поиграть с ними.

Кроме того, в библиотеке создана полнотекстовая база данных «Чудесная страна Александра Екимцева», она полностью выложена в Интернете. Таким образом положено начало электронной библиотеке Александра Екимцева, и даже в логотипе библиотеки использован персонаж известного стиха поэта «Ехал дождик на коне». А еще оформлен постоянно действующий информационный стенд о его жизни и творчестве, читательский уголок, где ребята оставляют свои отзывы о прочитанном и свои творческие работы - рисунки, поделки. Вот одна девочка вышила бисером самого Дедушку Тумана.

Жаль только, что у библиотеки нет своего издательства или хотя бы каких-либо средств для переиздания произведений А. Екимцева. А ранее изданных книжек становится все меньше.

...Его детство катилось горькими от едкого дыма пожарищ слезами. Его деревня трижды горела за одну войну. Поэтому и спешил он в стихах побольше собрать детям радости, создавая волшебные строки про «Дедушку Тумана»:

Лес в карман, поля в карман

Спрятал Дедушка Туман,

Спрятал копны и стога,

И лужайки, и луга,

Даже солнышко в карман

Спрятал Дедушка Туман.

Только он совсем забыл,

Что карман дырявым был.

За рекою в гору лез,

Потерял поля и лес,

Потерял потом луга,

Копны сена и стога.

У высокого кургана,

Где дремал костра дымок,

Из дырявого кармана

Солнце вылезло само.

...Воскресным августовским днем мы - Саша, я и краевед Владимир Парфененко - встретились в старом парке у пруда. Александр Ефимович рассказывал нам об истории парка. Надо отметить, что вообще-то он знал историю Ставрополя в мельчайших подробностях, поражая нас описанием деталей. Потом речь зашла о музыке, литературе и поэзии. Екимцев любил их глубоко и преданно, я бы сказал, самозабвенно. Саша стал читать только что написанное «Разреши мне грустить о тебе». Я вслушивался в музыку стиха, она будила недавние воспоминания, рождая мелодию. Я напел ее. Саше понравилось. А Володя Парфененко вызвался аккомпанировать.

Через несколько минут мы уже были в доме на улице Дзержинского напротив выхода из парка, где сегодня располагается музей Коста Хетагурова. Пожилая женщина, всплеснув руками, принялась обнимать Александра Ефимовича, восклицая:

- Саша, как я рада, проходите.

В углу большой комнаты стоял старинный черный рояль. Володя Парфененко, испросив разрешения, прошел к роялю, и зазвучала мелодия. Прерываясь, тут же записывал ноты рождающейся песни-романса.

Через неделю мне позвонил журналист краевого радио Вольдемар Ушаровский. Он готовил передачу о творчестве Александра Екимцева к его 40-летию. И, как он объяснил, не хватало заключительного аккорда. Так я впервые попал в эфир, да еще в такую замечательную передачу, которую вели артисты драмтеатра Лидия Шапоренко и Валерий Исаев.

Наша дружба и творческое сотрудничество с Александром Ефимовичем продолжались долгие годы. Его нельзя было не уважать за трепетную любовь к природе, к истории родного края, ко всему прекрасному, что есть в жизни, на земле. Саша вечно страдал от бытовой неустроенности, от безденежья. А еще Саша очень любил море и - как его маленькую частицу - Сенгилей. Иногда мы садились в старенький «Москвич» и мчались к Лохматому кургану, который высится к востоку от озера. Екимцев мог часами сидеть на кургане. Оттуда открывается вид на это сказочное озеро, а за ним и Новоегорлыкское со станицей Сенгилеевской на левом берегу, а справа, на север, в прозрачной дали в хорошую погоду видятся контуры труб Ставропольской ГРЭС. Наверное, в эти минуты зрели новые поэтические строки...

Николай МАРЬЕВСКИЙ
«У Лохматого кургана»
Газета «Ставропольская правда»
14 апреля 2012 года