Обычай дарить крашеные яйца в Пасху дошел из глубины веков
На десятый день после вознесения Иисуса Христа на его учеников в праздник Пятидесятницы в Иерусалиме сошел Святой Дух в виде огненных языков. После этого они получили «дар пророчествования» и заговорили на разных наречиях. Подобно апостолам с Евангельскими проповедями путешествовала по странам и Святая равноапостольная Мария Магдалина. Во время этих путешествий она посетила Рим. Здесь при представлении протянула императору Тиберию куриное яйцо со словами: «Христос Воскресе!». Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Не успел Тиберий договорить эти слова, как яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное…
Почему Мария Магдалина принесла императору Тиберию такой малоценный дар, как яйцо? Дело в том, что в древности у язычников и иудеев было обыкновение, являясь к важному лицу, особенно в первый раз, подносить ему что-либо в знак уважения и любви. Пример этого можно видеть в поступке волхвов, которые, придя поклониться новорожденному Богомладенцу, принесли ему в дар золото, ладан и смирну. Люди бедные обыкновенно приносили плоды или яйца домашних птиц. Поэтому Мария Магдалина, посвятив себя апостольскому делу, сопряженному с бедностью и нищетой, представ перед императором, преподнесла ему такой скромный дар.
Обычай у христиан прижился, обрел свой новый смысл: красный цвет должен напоминать нам кровь Спасителя, пролитую за наши грехи на кресте, он является также знаком радости о победе Христа над смертью. Вместе с тем яйцо – символ и нашего возрождения к будущей, вечной жизни.
Надо отметить, что и в дохристианскую эпоху яйцу придавалось особое значение. В могилах, курганах, древних захоронениях нередко находят яйца, как натуральные, так и выполненные из разных материалов (мрамор, глина). При раскопках в этрусских гробницах обнаружены резные и натуральные страусовые, куриные яйца, иногда даже раскрашенные. Все мифологии мира хранят легенды, связанные с яйцом как символом жизни, обновления. В Индии, например, все птицы, несущие яйца, именуются «дважды рожденными», так как появление живого существа из яйца означает второе рождение.
На Руси освященному яйцу народ приписывал магические свойства. Считалось, что оно может потушить пожар, с его помощью искали пропавшую корову, яйцом проводили по хребту скотины, чтобы она не болела и шерсть у нее была гладкой. С яйца умывались, им гладили по лицу, чтобы быть красивым и румяным. Скорлупу и крошки от разговения смешивали с зернами для посева, ими же посыпали могилы усопших родственников.
Богатые люди вместо окрашенных куриных яиц начали подносить золотые или позолоченные яйца. Со временем изделия в форме яиц превратились в жанр искусства. Ярким тому примером может служить императорская коллекция «сувенирных» пасхальных яиц известного ювелира Карла Фаберже. Первое яйцо было заказано императором Александром III как пасхальный сюрприз для его жены Марии Федоровны. Так называемое «куриное яйцо» снаружи было гладким и эмалированным, но когда его открывали, внутри оказывалась изготовленная из золота курочка. Внутри курочки, в свою очередь, была спрятана небольшая рубиновая корона.
Следующий император, Николай II, сохранил эту традицию, каждую весну даря изделия Фаберже: одно – Марии Федоровне, своей овдовевшей матери, второе – Александре Федоровне, новой императрице. Принимались заказы и для других состоятельных лиц. Известно, что было изготовлено 71 подобное яйцо, до наших дней дошли 62.
Прекрасные образцы сувенирных пасхальных яиц изготавливались в России производителями различных народных промыслов: Хохломы, Гжели, ярославской финифти, великоустюгской черни. При этом традиционными сегодня по-прежнему остаются расцвеченные разными красками настоящие куриные яйца, которыми мы обмениваемся в праздник Пасхи.
14 апреля 2012 года