Археолог Звездана Доде работает над восстановлением текстиля из Поволжья
Сейчас коллектив художников и реставраторов под руководством З. Доде занят изучением и восстановлением археологического текстиля, переданного в «Наследие» Саратовским краеведческим музеем.
История этих артефактов такова. В двадцатых годах прошлого столетия в Поволжье были раскопаны могильники эпохи Золотой Орды. Археологи датируют их второй половиной XII – началом XIII века. В части захоронений обнаружились органические материалы, в том числе фрагменты одежды, что само по себе прецедент: текстиль в грунтовых погребениях сохраняется плохо. Однако в течение многих десятилетий находкой почти никто не интересовался. И потому что сам интерес к археологическому костюму сформировался сравнительно недавно, и по той причине, говорит Звездана Доде, что культуру Золотой Орды советская историческая наука рассматривала не в контексте общемировой, а довольно однобоко – как культуру врагов, завоевателей. Между тем для специалиста по древним тканям эпоха монгольской империи – кладезь ценной информации. Золотую Орду иногда называют «Шелковой Ордой». Шелков было много, они использовались как валюта, плата наемникам и солдатам, посылались в Европу с дипломатическими миссиями. Рисунки на шелковых тканях порой рассказывают о космогонических идеях, связанных с представлением народа о мироздании…
Впрочем, когда в реставрационной мастерской «Наследия» открыли две коробки с текстилем, присланные из Саратова, говорить о том, что изображено на древних тканях – и даже что из них было сшито, – не приходилось. Это было нечто бесформенное, просто какие-то комки грязи.
- Мы начали их мыть, – рассказывает Звездана Владимировна, – и они стали разворачиваться. Мы увидели, что здесь целых семь одеяний, семь видов костюма, мужского и женского. Есть, например, бархатный кафтан. Бархат либо иранского, либо китайского производства; предполагаю, что скорее – Китай. А вот ничем, на поверхностный взгляд, не примечательный кусочек материи, коричнево-бурый. Но, исследуя структуру ткани, я обнаружила, что она выполнена в очень сложной, оригинальной технике. В нью-йоркском музее Метрополитен, куда я обратилась за консультацией, согласились: редкая вещь. И цвет можно определить: красный с позолотой. Все эти одежды были затканы золотым орнаментом, сверкали. Монголы ассоциировали золото с бессмертием. Великолепные лотосы там были вытканы, птицы какие-то, олени… Подобное можно увидеть в сокровищницах европейских соборов, куда они присылались как дары монгольских правителей. Но они там лежали веками, сохранялись. А те материалы, которые мы исследуем, – из земли, это носильные вещи живших когда-то людей, и потому они уникальны.
Есть среди находок артефакт, потребовавший отдельного анализа. В захоронении, которое было задокументировано как женское, найден мужской халат. Вначале я подумала, что антропологи в прошлом веке, когда описывали погребение, ошиблись. Однако мужской череп все же трудно спутать с женским. Тем более что среди найденных предметов в описи указаны ножницы, которые клали в могилу только женщинам. Возможно, артефакт подтверждает гипотезу некоторых исследователей о том, что в отрочестве и юности мужчины и женщины у монголов носили одинаковую одежду – мужскую. Девушку наряжали в женские платья, статусный головной убор, когда выдавали замуж, это была принадлежность замужней, рожавшей женщины. Так что в захоронении, скорее всего, лежала совсем юная девушка или девочка-подросток…
Реставраторы собираются полностью реконструировать костюмы. Их нашьют на газовую ткань, снабдят подкладкой и вернут в музей Саратова, где они будут выставлены в соответствующей экспозиции. Такие вещи очень редки и вызывают большой интерес публики.
А Звездана Доде подготовит по результатам исследований научный каталог, который, скорее всего, выйдет под двумя грифами – «Наследия» и Саратовского краеведческого музея. Об итогах своей работы она собирается доложить также на историческом фестивале «Золотая Орда», который состоится в Поволжье в этом году.
6 апреля 2012 года