В последние годы Ставропольский краевой театр кукол старается разнообразить репертуар с помощью режиссеров, приглашаемых из других регионов. Мера эта продиктована не только творческим любопытством, но и суровой реальностью: с уходом с поста главного режиссера Г. Гольдмана, не выдержавшего поистине экстремальных условий работы, коллектив старается удерживать свою высокую марку, завоеванную десятилетиями.

Ставропольский краевой театр кукол.

Ставропольский краевой театр кукол.

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Ставропольский краевой театр кукол.

Ставропольский краевой театр кукол.

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Ставропольский краевой театр кукол.

Ставропольский краевой театр кукол.

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Ставропольский краевой театр кукол.

Ставропольский краевой театр кукол.

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Поразительно, но при всем печально известном теперь уже на всю Россию плачевном состоянии театра кукол в Ставрополе сюда все-таки едут «чужие» постановщики. Едут именно потому, что знают, какой отважный и замечательно профессиональный коллектив их ждет. Вот и Ольга Сидоренко из Брянска проявила себя отнюдь не чужой, с радостью откликнулась на зов и сделала уже второй спектакль для ставропольской детворы. Первым была «Дюймовочка», а на днях вышел к юной публике премьерный спектакль «Песня про всех на свете».

В основе – известная сказка самого что ни на есть классика отечественной детской литературы, добрейшего и мудрейшего Бориса Заходера. Того самого, благодаря которому столько уже поколений в нашей стране выросло на его замечательных переводах-пересказах зарубежной классики – «Винни-Пух и все-все-все» Милна, «Мэри Поппинс» Трэверс, «Приключения Алисы в Стране Чудес» Кэролла… И на «простых», легких для запоминания, наполненных необыкновенно глубоким смыслом и при этом очень понятных ребятне стихах Заходера.

– Драматургический материал – это выбор самого театра, мне было предложено поставить именно «Песню про всех на свете», и я с удовольствием согласилась, – рассказывает Ольга Сидоренко. – С одной стороны, это же Борис Заходер. С другой, как я понимаю, детский театр поставил себе задачу поднять вечную проблему, донести ее до самой юной аудитории понятным, живым языком. «Песня про всех на свете» призвана объяснить маленькому человеку, что действительно все на свете нужны!

Конечно, все это выражается средствами кукольного театра на основе кукольной пьесы. В течение всего действа устами сказочных персонажей актеры вместе с режиссером предлагают детям разобраться, нужны ли… кошки.

– Надеюсь, что к финалу мы разобрались и доказали: все-все на свете действительно нужны! Я думаю, об этих проблемах говорить необходимо, – размышляет режиссер. – Особенно с детьми, живущими рядом со взрослыми в сегодняшнем неспокойном мире. Наполненном, увы, обострением национального вопроса. А мы доказываем: каждый цветочек нужен, каждая пчелка, птичка, зверушка, и кошка нужна, и собака. Надеюсь, наш спектакль станет отличным весенним подарком ставропольской детворе.

Отмечу: подарок уже успели оценить воспитанники ряда детсадов Ставрополя, без устали отбивавшие ладошки в восторге от полюбившихся им героев. Сейчас кукольники «обкатывают» новую постановку в детских учреждениях краевого центра, с радостью отмечая: ребятня всей душой откликается на предложенную версию известной сказки. На «сцене», как и положено в настоящем драматургическом действе, эмоционально развивается нешуточный конфликт, в извечной борьбе добра со злом выковываются характеры. Спровоцированный «доброжелателем» в лице глупой Курицы, один из главных героев – Щенок – проникается подсказанной ему мыслью о том, что якобы кошки на свете не нужны. И вот он прогоняет всех этих «отвратительных» котов, наводит «порядок». Соответственно, появляется много кого? – Ну конечно, мышей! Вот вам и интрига: уберете одно, на его место придет другое, причем, как правило, будет еще хуже…

В итоге Щенку приходится возвращать всех на свои места, иначе погибнет его друг Барашек, то есть все очень-очень серьезно! Надо спасать друга, а по большому счету – спасать мир. К счастью, наш герой успешно с этим справляется. В общем, как поется в финальной «победной» песенке:

А если нам кто-то

лишним покажется,

То это, конечно,

ошибкой окажется…

Да, если мы с кем-то

Не очень дружны,

Мы все-таки ОЧЕНЬ

Друг другу нужны…

В разговоре с приглашенным режиссером поинтересовалась ее впечатлением от условий работы ставропольских коллег. Ольга Петровна выразительно вздохнула и печально покачала головой:

– Приезжаешь, конечно, не к зданию театра, а к людям. У меня в Ставрополе уже была удачная постановка «Дюймовочки», а потому с удовольствием встретилась с этим коллективом снова. Но если сравнивать, у нас в Брянске театр кукол работает во вполне добротном здании. А вот Ставропольский кукольный один, по-моему, на всю Россию такой остался. В прошлый приезд я слышала, что выделяются наконец деньги и будут строить, поэтому нынче ехала с представлением, что дело сдвинулось с мертвой точки, а оказалось, по-прежнему ничего не происходит… Извините, но в голову по этому поводу лезут крамольные мысли: неужели на Ставрополье не очень любят детей? И еще: если эти дети не пришли в свой театр, не увидели его совершенно особенных спектаклей, не услышали каких-то важных вещей, какими эти дети вырастут людьми? Ведь театр кукол прежде всего несет доброе начало, рассказывает о дружбе, милосердии, сострадании, о том, что хорошо, что плохо. Если в детском возрасте человек этого не услышал, он, убеждена, вырастает с невысоким уровнем культуры…

Да и что касается самого коллектива театра, имеющего такую, с позволения сказать, базу: можно ли вести речь о полноценном творческом росте в русле своего времени? А ведь ставропольским кукольникам хотелось бы не отставать от коллег, творить с использованием новейшей техники, чтобы каждая новая постановка становилась ярким современным зрелищем… Обидно и жалко! Ребята-то талантливые, упорные, трудолюбивые.

И все-таки они держатся! На днях спектакль театра кукол состоялся на непривычной пока площадке – в зале краевого Дома народного творчества. Надо было видеть радость ребятишек, пришедших посмотреть очаровательного «Котенка на снегу». Теперь такие встречи со сказкой в помещении ДНТ будут проходить каждый месяц в третьи субботу и воскресенье. Конечно, это опять не свое, приспособленное, тут приходится стулья каждый раз собирать… Но кукольники и этому рады, потому что ценят главное: здесь спектакль проходит в обстановке, более приближенной к театральной, нежели при выезде в детский сад или школу. Между прочим, родители ставропольских малышей уже раскупили все билеты на следующий спектакль! И при этом многие говорят: двух постановок в месяц явно мало. Но что им можно ответить?

P.S. Когда материал готовился к печати, пресс-служба губернатора распространила сообщение том, что на прошедшем в понедельник в правительстве края рабочем совещании была затронута и тема реконструкции здания театра кукол в Ставрополе. В частности, зампред краевого правительства В. Балдицын прокомментировал появившуюся накануне в СМИ информацию о якобы исключении объекта из федеральной целевой программы «Культура России», не так давно скорректированной с учетом крупных строек общероссийского значения. «Ставропольский проект согласован с федеральным Минкультуры, он будет реализовываться», отметил В. Балдицын. Таким образом, еще раз подтверждено твердое намерение краевой власти решить наконец «кукольную» проблему.

Наталья БЫКОВА