08:24, 22 февраля 2012 года

Игорь Ткаченко – командир пилотажной группы «Русские витязи»: остался в небе навсегда

Игорь Ткаченко родился в Краснодарском крае, а потом семья переехала в Тынду - строить Байкало-Амурскую магистраль. Мальчишкой увлекался спортом, фотоделом, писал стихи. Родители вспоминают: мороз под сорок градусов, а он на турнике вертится!

Обаятельный был – любили его не только друзья, но и учителя, а потому прощали ему всякие мелкие шалости. Однажды Игорь принес из школы телескоп – большой, тяжелый. Установил на веранде и все каникулы смотрел на луну, на звезды. Соседи – и дети, и взрослые –пропадали у них до полуночи. Родители удивлялись: надо же, мальчишке доверили такую серьезную штуку.

Во всех играх неизменно был командиром. Отличником не был, но когда решил для себя вопрос выбора профессии, серьезно подтянулся по математике, физике. Кем станет, можно было определить по полям любого учебника, сплошь изрисованным самолетами: воздушные бои, и всегда побеждают наши.

После десятилетки сам поехал в Борисоглебск, сдал экзамены в высшее военное авиационное училище и прислал домой телеграмму: «Ура, я поступил!». С тех пор встречи с сыном стали редкими – учеба, а потом работа полностью захватили его. В 21 год женился, появились дети, и для родителей отныне он был уже только гостем.

Зато они могли видеть его по телевизору, вернее, его работу. В 1991 году из лучших летчиков подмосковной авиабазы Кубинка и других гарнизонов была создана авиационная группа высшего пилотажа Военно-воздушных сил России «Русские витязи». Ее выступления за рубежом создали имидж новой России – сильного, могущественного государства. Наших летчиков стали называть одними из лучших в мире. Самолеты «Русских витязей» окрашены в цвета государственного флага, и уникальность этой группы в том, что высший пилотаж выполняется на тяжелых истребителях, а не на спортивных самолетах или легких истребителях, как это принято во всем мире. Кроме нас только Америка использует сверхзвуковые боевые машины четвертого поколения для выступления пилотажных групп.

Игорь Ткаченко стал мастером сольного пилотажа. Но еще труднее выступать группой, и настоящий шедевр показали летчики, когда в только что построенный мемориал на Поклонной горе было торжественно внесено знамя Победы – в честь этого шесть самолетов более сорока минут демонстрировали в небе фигуры высшего пилотажа.

Игорь Ткаченко пилотировал самолеты Л-29, МиГ-21, МиГ-29, Су-27, Су-35, налетал на них 2300 часов. Довелось ему и «иномарки» освоить – «Мираж-2000», F-16.

Больше всего на свете он любил небо и, наверное, чувствовал себя в нем птицей. Но за радость полета порой приходилось расплачиваться невосполнимыми потерями. В конце 1995 года после «гастролей» в Малайзии пять самолетов Су-27 выстроились в воздухе клином за Ил-76. Но возвратились на Родину не все – три борта врезались в склон горы, а остальные самолеты приземлились на вьетнамском аэродроме Фанранг. Поиски не могли начаться несколько дней – сильные дожди и густая облачность были тому причиной, а о передвижении на автотранспорте в джунглях не могло быть и речи.

Вьетнамцы выделили нашим летчикам старенький Ми-8, на котором полковник Кутузов и майор Ткаченко вылетели в район катастрофы. Увидев внизу на дереве купол парашюта, они молили Бога о чуде, но его не произошло…

После похорон четырех летчиков оставшаяся команда прошла двухмесячную реабилитацию, но полеты за рубеж были прекращены на полтора года, пока на место погибших не пришли новые отчаянные головы. На праздновании 850-летия Москвы небесные виртуозы вновь заставили зрителей застыть в восторге: над Воробьевыми горами, где разворачивалось лазерное шоу, вдруг появились четыре самолета – «Русские витязи» возродились!

В 2007 году на авиасалоне МАКС две российские пилотажные группы «Стрижи» и «Русские витязи» продемонстрировали уникальную фигуру высшего пилотажа «бочка» - это продольное вращение в одном строю девяти истребителей: четырех МиГов и пяти Су. Командир «Витязей» Игорь Ткаченко сказал тогда, что это одна из самых сложных фигур высшего пилотажа. При ее исполнении интервал между самолетами (а это 30-тонная махина) составляет всего несколько метров.

- Если подобное никто не повторит, - сказал он, - мы будем претендовать на внесение ее в Книгу рекордов Гиннесса.

Никто не вызвался оспорить профессионализм «Русских витязей», и рекорд нашел свое достойное место в указанной книге.

- Если хотя бы один мальчишка после моего выступления захочет стать летчиком – это для меня будет как награда, - частенько говорил он.

Но самая большая радость для него то, что сын Игорь тоже стал летчиком. Сейчас он живет в Липецке, кстати, недавно получил звание старшего лейтенанта. Он такой же отчаянный, как отец, та же манера говорить, та же стремительная походка, неуемное желание побольше успеть.

В последний раз Игорь Ткаченко был в Дивном в гостях у родителей 1 мая 2009 года. Как всегда, быстро обрастал друзьями, умел найти тему для разговора. Раиса Павловна даже шутя ворчала на него по-матерински:

- Ты хоть и полковник, а все как мальчишка, никакой в тебе серьезности.

Серьезным он был там, в небе, когда через несколько дней рисовал «девятку» в честь Дня Победы, и материнское сердце замирало от гордости.

А 16 августа того же года над военным аэродромом в Жуковском, где проходила репетиция полетов предстоящего авиасалона, случилась трагедия. Во время выступления пилотажной группы «Русские витязи» в воздухе столкнулись два истребителя. Высокий полет был трагически прерван, погиб гвардии полковник, начальник 237-го гвардейского центра показа авиационной техники, заслуженный военный летчик России Игорь Ткаченко. Ко всем наградам легендарного пилота добавилась еще одна – звезда Героя Российской Федерации. Посмертно.

...Время, говорят, лечит. Глядя на родителей Игоря, трудно с этим согласиться. Сейчас для Валентина Семеновича и Раисы Павловны самое главное – добрая память о сыне. Потому и находят в себе силы общаться с односельчанами, соглашаются на встречи со школьниками, чтобы те знали, каким он парнем был.

Руководитель школьного музея в Дивном Виталий Понушков, хоть и тесно в отведенном ему кабинетике, выделил материалам, посвященным Игорю Ткаченко, целый раздел. В столице БАМа Тынде, где прошло детство летчика, его именем названа школа. Он всегда мечтал поставить в Тынде  памятник - самолет-истребитель, и осенью 2009 года собирался поехать на его открытие…

На родине Героя в поселке Венцы-Заря теперь ежегодно проходит легкоатлетический кросс, на который съезжаются школьники из всего Краснодарского края. А известная крымская писательница Ольга Иванова прислала родителям Игоря посвященное ему стихотворение. Вот несколько строк из него:

Твердой рукою  стальную дружину 

Вел, вопреки облакам.

Небо подвластно достойным мужчинам,

Чьи имена - на века!

Ольга Иванова сейчас пишет книгу о командире «Русских витязей» и часто общается с его родственниками по телефону и с помощью Интернета. Раиса Павловна по ее просьбе тоже записывает свои воспоминания, а когда закончит, отправит тетрадку в Симферополь. Не забывают семью своего погибшего командира и «Русские витязи» - звонят, интересуются их проблемами, помогают. И небо над материнской головой становится чуточку светлее… 

«Остался в небе»
Газета «Ставропольская правда»
22 февраля 2012 года